Краткий очерк типов народной глиняной игрушки

Mar 26, 2022 23:22

Народные глиняные игрушки могут быть разделены на три типа.

1. Традиционная игрушка. Это игрушки узнаваемого стиля, приуроченные к определённому узкому региону, производившиеся и бытовавшие в нём в прошлые исторические эпохи, от которых частично сохранились до наших дней.
Обычно это деревенская игрушка; различают также городскую (слободскую, посадскую), представляющую более редкие случаи. (Например, в Дымково, Туле, Судже, Скопине, а также в Москве до 18 в.)
Хотя искусствоведы считают важным признаком традиционной игрушки её связь с местом исторического производства, признак этот ныне нередко нарушается. Так, филимоновская игрушка в деревне Филимоново сейчас не существует, а делается в Туле, Одоеве, и был даже случай с потомственной мастерицей в Москве. С абашевской игрушкой также есть примеры того, что она делается в Пензе и других местах помимо села Абашево.
Если игрушки делаются современным мастером, то важнейшим критерием их традиционности является то, что этот мастер учился ремеслу у носителя традиций; который сам, в свою очередь, получил школу у другого носителя - и так, последовательно, эта цепочка восходит к старому потомственному мастеру. Иногда нынешние мастера учились непосредственно у потомственных.
Конечно, мастер традиционной игрушки должен сохранять исторически сложившийся стиль, а лучше - и круг сюжетов. Довольно часто он не делает так, и вносит изменения и новшества в стиль и сюжеты; в таких случаях выходит так называемая "авторизованная традиционная игрушка".

2. Традиционная авторизованная игрушка. К ней можно отнести игрушки 20 века и нашего времени, в которых легко угадывается традиционный стиль, но при этом в него внесены те или иные изменения, и (или) в игрушки привнесены новые сюжеты.
Современные мастера традиционной игрушки часто прибегают к новшествам, изменениям (авторизации).
С другой стороны, художники-керамисты, не имеющие традиционной школы, увлекаются старинными стилями игрушки, и делают их частью своего творчества. (Как вариант - воспроизводят игрушки по музейным образцам.)
Нужно отметить, что работы керамистов, самостоятельно пришедших к традиционной игрушке, неизбежно получаются может и красивыми, но "не настоящими", поскольку автор без нужной школы не знает многих способов лепки, и заменяет их своими собственными.
К тому же, он обычно использует другие краски, и другой сорт глины, чем были у аутентичных вещей. Иные свойства материала добавляют в работы многие отличия от прообраза.
Для таких случаев можно предложить термин "вторичная авторизация". В отличие от других случаев, когда новшества в игрушку сознательно вносит автор с традиционной школой; они могут быть обозначены как "первичная авторизация".
Мне известен случай, когда художница из Подольска делала красивые и узнаваемые абашевские и филимоновские игрушки - но, конечно, "вторично авторизованные". Был подобный автор и в Москве; и тоже брал за основу Филимоново и Абашево.
В Калуге есть много мастеров, знакомых с хлудневской игрушкой своего региона, и делающих "авторизованную хлудневскую". Некоторые из них даже учились у старых мастеров. Но глина у них обычно другая; в общем, там есть как первичная, так и вторичная авторизация.

3. Авторская игрушка. Это игрушки того же времени, что и авторизованные - нашего и недавнего. Они имеют узнаваемые стили, созданные художниками-керамистами, в том числе, самодеятельными.
В советское и перестроечное время были созданы целые предприятия, производившие авторскую игрушку - в Торжке, Коврове, Ростове. Эти предприятия (или отдельные работавшие там мастера) сохраняют свои стили и сейчас.
Однако, чаще всего до предприятий дело не доходит, и авторская игрушка делается либо одним мастером, либо также и его учениками, или членами семьи. (Случай с семьёй есть в Боровске.)
Авторская игрушка имеет мало отношения к традиционной: это только общие приёмы работы с глиной, и традиция изготовления свистулек.
Тем не менее, она внешне часто бывает похожа на традиционную; неспециалисты могут путать, и принимать её за таковую. Особенно, когда её авторы говорят что-то вроде - "в нашем краю когда-то бытовало нечто подобное, по рассказам старожилов".
В этой связи возникает вопрос - следует ли называть авторскую игрушку народной?
Специалисты-искусствоведы возражают против этого. Они признают в качестве "народной" игрушки только традиционную и (в лучшем случае) первичную авторизованную. (Авторскую игрушку могут пренебрежительно назвать - сувенир, китч.)
Я предлагаю иной взгляд и подход: называть народной и авторскую игрушку, а не только традиционную.
Так называют её неспециалисты, так прижилось в нашей речи и в нашем быту. Авторские игрушки, наряду с традиционными и авторизованными, продаются на выставках-продажах, таких как "Ладья" в Москве, в магазинах народных ремёсел. Многие авторские игрушки имеют уже довольно длительную историю, в их стилях есть много ценного в художественном плане. Это полноценный жанр декоративно-прикладного искусства, в конечном счёте он имеет народные корни.
Когда кто-либо хочет сказать о народной игрушке в узком историческом смысле, можно просто говорить - "традиционная".
Как мне видится, если художник-керамист ощущает себя близким к народным традициям, он может быть включён в понятие "народ" хотя бы по его самоощущению.
Вряд ли было бы правильным относить к "народу" только немногих доживших до наших дней мастеров-пенсионеров и их учеников. Или понимать под "народом" только историческое крестьянство, ныне не существующее.
Ведь времена меняются, а народ всё же остаётся.

Литература

1. Мельников Г.П. Современная глиняная игрушка: между фольклором и китчем // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Сборник материалов научно-практической конференции. Вып. 11. М.,2001. С. 50-58.
2. Морозов П.Е. Авторская глиняная игрушка как самостоятельный жанр декоративно-прикладного искусства // Славянская традиционная культура и современный мир. Сборник материалов научной конференции. Вып. 10. М.,2007. С. 386-391.
3. Мусина Р.Р. Из опыта работы Научно-исследовательского института художественной промышленности с центрами традиционной народной игрушки // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Сборник материалов научно-практической конференции. Вып. 11. М.,2001. С.75-79.

Ниже представлены мои последние коллекционные приобретения игрушек, в том числе авторских. Там, где я мог сделать классификацию, я обозначил тип игрушки. Но я не везде мог это сделать. Например, здесь есть ряд предметов из Белоруссии; чтобы понять, какого они типа, нужно ознакомиться с традиционными белорусскими игрушками. Однако, я не нашёл ни в литературе, ни в интернете полноценных сведений и картинок на эту тему. Возможно, эти традиционные вещи есть лишь где-то в музеях, в малом числе. Думаю, что показанные здесь белорусские игрушки - авторские, или авторизованные.
Все игрушки на фото - современные, или не очень давние, после советского периода.



Курочка с цыплятами. А. Попов. Г. Одинцово Московской обл. Скопинская игрушка (вторично авторизованная).



Медведь в наморднике. Автор не установлен. Московская игрушка 16-17 в. (вторично авторизованная).



Свинки, птички. Белоруссия. Автор (или авторы) не установлены.
Козлик. Г.Елец. Авторская игрушка.



Всадник. О. Волокитина. С. Троицкое Липецкой обл. Романовская игрушка (традиционная).



Сова. Предприятие в г. Коврове Владимирской обл. Авторская игрушка.



Дед Мороз на коне. Э. Александров. Г. Калуга. Хлудневская игрушка (вторично авторизованная).



Кошка. Предприятие в г. Ростов. Авторская игрушка.



Петух. А. Бойко. Г. Боровск Калужской обл. Авторская игрушка.



Конь. В. Ворожейкин. С. Абашево Пензенской обл. Абашевская игрушка (традиционная).

народная игрушка, галерейка, народное искусство

Previous post Next post
Up