Народные глиняные игрушки могут быть разделены на три типа.
1. Традиционная игрушка. Это игрушки узнаваемого стиля, приуроченные к определённому узкому региону, производившиеся и бытовавшие в нём в прошлые исторические эпохи, от которых частично сохранились до наших дней.
Обычно это деревенская игрушка; различают также городскую (слободскую, посадскую), представляющую более редкие случаи. (Например, в Дымково, Туле, Судже, Скопине, а также в Москве до 18 в.)
Хотя искусствоведы считают важным признаком традиционной игрушки её связь с местом исторического производства, признак этот ныне нередко нарушается. Так, филимоновская игрушка в деревне Филимоново сейчас не существует, а делается в Туле, Одоеве, и был даже случай с потомственной мастерицей в Москве. С абашевской игрушкой также есть примеры того, что она делается в Пензе и других местах помимо села Абашево.
Если игрушки делаются современным мастером, то важнейшим критерием их традиционности является то, что этот мастер учился ремеслу у носителя традиций; который сам, в свою очередь, получил школу у другого носителя - и так, последовательно, эта цепочка восходит к старому потомственному мастеру. Иногда нынешние мастера учились непосредственно у потомственных.
Конечно, мастер традиционной игрушки должен сохранять исторически сложившийся стиль, а лучше - и круг сюжетов. Довольно часто он не делает так, и вносит изменения и новшества в стиль и сюжеты; в таких случаях выходит так называемая "авторизованная традиционная игрушка".
2. Традиционная авторизованная игрушка. К ней можно отнести игрушки 20 века и нашего времени, в которых легко угадывается традиционный стиль, но при этом в него внесены те или иные изменения, и (или) в игрушки привнесены новые сюжеты.
Современные мастера традиционной игрушки часто прибегают к новшествам, изменениям (авторизации).
С другой стороны, художники-керамисты, не имеющие традиционной школы, увлекаются старинными стилями игрушки, и делают их частью своего творчества. (Как вариант - воспроизводят игрушки по музейным образцам.)
Нужно отметить, что работы керамистов, самостоятельно пришедших к традиционной игрушке, неизбежно получаются может и красивыми, но "не настоящими", поскольку автор без нужной школы не знает многих способов лепки, и заменяет их своими собственными.
К тому же, он обычно использует другие краски, и другой сорт глины, чем были у аутентичных вещей. Иные свойства материала добавляют в работы многие отличия от прообраза.
Для таких случаев можно предложить термин "вторичная авторизация". В отличие от других случаев, когда новшества в игрушку сознательно вносит автор с традиционной школой; они могут быть обозначены как "первичная авторизация".
Мне известен случай, когда художница из Подольска делала красивые и узнаваемые абашевские и филимоновские игрушки - но, конечно, "вторично авторизованные". Был подобный автор и в Москве; и тоже брал за основу Филимоново и Абашево.
В Калуге есть много мастеров, знакомых с хлудневской игрушкой своего региона, и делающих "авторизованную хлудневскую". Некоторые из них даже учились у старых мастеров. Но глина у них обычно другая; в общем, там есть как первичная, так и вторичная авторизация.
3. Авторская игрушка. Это игрушки того же времени, что и авторизованные - нашего и недавнего. Они имеют узнаваемые стили, созданные художниками-керамистами, в том числе, самодеятельными.
В советское и перестроечное время были созданы целые предприятия, производившие авторскую игрушку - в Торжке, Коврове, Ростове. Эти предприятия (или отдельные работавшие там мастера) сохраняют свои стили и сейчас.
Однако, чаще всего до предприятий дело не доходит, и авторская игрушка делается либо одним мастером, либо также и его учениками, или членами семьи. (Случай с семьёй есть в Боровске.)
Авторская игрушка имеет мало отношения к традиционной: это только общие приёмы работы с глиной, и традиция изготовления свистулек.
Тем не менее, она внешне часто бывает похожа на традиционную; неспециалисты могут путать, и принимать её за таковую. Особенно, когда её авторы говорят что-то вроде - "в нашем краю когда-то бытовало нечто подобное, по рассказам старожилов".
В этой связи возникает вопрос - следует ли называть авторскую игрушку народной?
Специалисты-искусствоведы возражают против этого. Они признают в качестве "народной" игрушки только традиционную и (в лучшем случае) первичную авторизованную. (Авторскую игрушку могут пренебрежительно назвать - сувенир, китч.)
Я предлагаю иной взгляд и подход: называть народной и авторскую игрушку, а не только традиционную.
Так называют её неспециалисты, так прижилось в нашей речи и в нашем быту. Авторские игрушки, наряду с традиционными и авторизованными, продаются на выставках-продажах, таких как "Ладья" в Москве, в магазинах народных ремёсел. Многие авторские игрушки имеют уже довольно длительную историю, в их стилях есть много ценного в художественном плане. Это полноценный жанр декоративно-прикладного искусства, в конечном счёте он имеет народные корни.
Когда кто-либо хочет сказать о народной игрушке в узком историческом смысле, можно просто говорить - "традиционная".
Как мне видится, если художник-керамист ощущает себя близким к народным традициям, он может быть включён в понятие "народ" хотя бы по его самоощущению.
Вряд ли было бы правильным относить к "народу" только немногих доживших до наших дней мастеров-пенсионеров и их учеников. Или понимать под "народом" только историческое крестьянство, ныне не существующее.
Ведь времена меняются, а народ всё же остаётся.
Литература
1. Мельников Г.П. Современная глиняная игрушка: между фольклором и китчем // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Сборник материалов научно-практической конференции. Вып. 11. М.,2001. С. 50-58.
2. Морозов П.Е. Авторская глиняная игрушка как самостоятельный жанр декоративно-прикладного искусства // Славянская традиционная культура и современный мир. Сборник материалов научной конференции. Вып. 10. М.,2007. С. 386-391.
3. Мусина Р.Р. Из опыта работы Научно-исследовательского института художественной промышленности с центрами традиционной народной игрушки // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Сборник материалов научно-практической конференции. Вып. 11. М.,2001. С.75-79.
Ниже представлены мои последние коллекционные приобретения игрушек, в том числе авторских. Там, где я мог сделать классификацию, я обозначил тип игрушки. Но я не везде мог это сделать. Например, здесь есть ряд предметов из Белоруссии; чтобы понять, какого они типа, нужно ознакомиться с традиционными белорусскими игрушками. Однако, я не нашёл ни в литературе, ни в интернете полноценных сведений и картинок на эту тему. Возможно, эти традиционные вещи есть лишь где-то в музеях, в малом числе. Думаю, что показанные здесь белорусские игрушки - авторские, или авторизованные.
Все игрушки на фото - современные, или не очень давние, после советского периода.
Курочка с цыплятами. А. Попов. Г. Одинцово Московской обл. Скопинская игрушка (вторично авторизованная).
Медведь в наморднике. Автор не установлен. Московская игрушка 16-17 в. (вторично авторизованная).
Свинки, птички. Белоруссия. Автор (или авторы) не установлены.
Козлик. Г.Елец. Авторская игрушка.
Всадник. О. Волокитина. С. Троицкое Липецкой обл. Романовская игрушка (традиционная).
Сова. Предприятие в г. Коврове Владимирской обл. Авторская игрушка.
Дед Мороз на коне. Э. Александров. Г. Калуга. Хлудневская игрушка (вторично авторизованная).
Кошка. Предприятие в г. Ростов. Авторская игрушка.
Петух. А. Бойко. Г. Боровск Калужской обл. Авторская игрушка.
Конь. В. Ворожейкин. С. Абашево Пензенской обл. Абашевская игрушка (традиционная).