Просматривая заметки о путешествиях команды проекта «открывая Ленобласть» (
https://lo.metronews.ru) задумалась, а что же интересного есть рядом с моим домом, пару минут в интернете и уже набрался солидный список мест для посещения. Но начать я решила с музея деревянного зодчества, расположившегося на границе Московской и Рязанской областей, навигатор показал порядка 2 часов дороги. Отлично, почти рядом))
Место это выбрала не случайно, уже давно в шкафу пылятся шикарные ножи для резьбы, коими когда-то пробовала вырезать картины по дереву, любовь к этому искусству сохранилась, а вот времени свободного мало в водовороте житейских будней. Но что-то я отошла от темы😊
Музей оказалось довольно просто найти, на трассе на подъезде к учреждению установлены указатели, есть у музея и сайт официальный, где приведены координаты для навигатора и подробное описание маршрута: х
http://myzeidereva.ru/contacti.php Основатель музея Грошев Владимир Павлович так пишет о своём проекте:
«Еще в девяностых годах прошедшего столетия на Рязанщине невозможно было найти человека, который бы умел работать по дереву. Вообще не за что было зацепиться. Тогда мы решили пойти по такому пути: пригласили учителя труда одной из школ, собрали ребятишек и потихоньку начали восстанавливать это древнее ремесло. И сегодня уже можно говорить об определенной отрасли, в которой заняты сотни человек.
К нам может прийти любой человек с улицы и сказать: я хочу заняться резьбой по дереву, дайте мне три доски, - никакого отказа не будет. Пожалуйста, бери и делай. А если получится хорошо и красиво, мы этому человеку предложим тиражировать своё произведение. Разве плохо, например, пенсионеру получить дополнительный заработок? Увидев тот грандиозный провал, который произошел на Рязанщине после распада СССР (возникла, по сути, чёрная дыра, в которой ничего не формировалось, не создавалось, а только разворовывалось последнее), я понял, что просто наблюдать больше нельзя, нужно что-то делать. Вот и решил помочь землякам.
Не все меня понимают. Даже жена поначалу, видя, что я выхожу с очередным денежным конвертом, говорила: «Опять пошёл подкармливать». Нет! Я иду создавать ситуацию, при которой люди постепенно научатся делать дело, смогут сами прокормиться и другим помочь… Богатый русский человек должен уметь делиться. Только делать это нужно не в форме подачек. Богатый русский обязан создавать для людей рабочие места, иначе он так и останется изгоем в стране общинного сознания. Любой народ, если он хочет сохраниться на земле, обязан охранять национальные традиции с той же беззаветностью, с какой защищает свои границы.
Это не патриотический призыв и не аксиома, которую можно просто заучить. Это нужно понять: такие вещи есть самая насущная необходимость для делового человека - русского купца или банкира, а приходит это понимание через наблюдение и размышление. Ещё раз вспомню о школе мастеров. Сколько раз самые разные люди говорили мне: «Брось это дело, кроме убытков, оно ничего не принесёт». Случалось, и у меня возникала мысль бросить, но я не поддался и радуюсь теперь..."
Попадая на территорию музея сразу чувствуется, что человек создавал это место с любовью и энтузиазмом, а когда его не стало, дело продолжили те, в чьей душе так же горел огонь и чьему огню он не дал погаснуть. Коллекция музея насчитывает порядка 3500 экспонатов, причём не только российских мастеров, но и подарки зарубежных авторов.
Вход на территорию музея очень колоритный, проехать мимо просто невозможно
Чуть-чуть пройдя по тропинке, видим доску с информацией под охраной двух стражей
А ещё чуть дальше первый объект с резьбой, только не по дереву, а по камню
Цены на посещение музея очень бюджетные, все вместе с персональным экскурсоводом и фотосъемкой на двоих обошлось около 500 руб, туда многие просто с детишками приходят погулять, поиграть среди деревянных героев советских и современных мультфильмов
Ну а мы отправились сначала по залам с экскурсоводом. Честно говоря, я ожидала увидеть человека, любящего резьбу по дереву, у кого глаза горят при рассказе о любимом деле, узнать особенности пород деревьев при обработке, маленькие секреты резчиков, этапы развития мастерства, но перед нами стояла молоденькая девочка, связанная с музеем только тем, что до работы ехать близко,ни о каком огне в глазах даже речи не шло(( но это было единственное разочарование, дальше только удивление и восторг от красоты, тонкости и сложности работ.
Вот только некоторые из них, причём здесь работы как профессионалов, так и детей, обучающихся по трехлетней программе мастеров:
Некоторые работы создают впечатление, будто созданы не из дерева, а из керамики или, например, мрамора, настолько тонко передана текстура материала:
Есть в музее и отдельный зал с изделиями из особо твёрдых пород деревье, как, например, этот лев, выполненный из эбенового (чёрного) дерева, плотность древесины которого до 1300 кг/м³ при 15% влажности, обработка его сродни обработке камня (кстати, в воде эта древесина тонет)
Есть и другие работы из твёрдых и особо ценных пород деревьев, в том числе иностранных мастеров из Испании, Японии, Тайланда, Индонезии
Также в музее представлены плетёные изделия, как например, два кресла, сделанные подростком одной рукой (вторая не функционирует), работа заняла у него порядка 2 лет
Были и такие экспонаты, от которых волосы на затылке шевелились, уж больно живым выглядило выражение лица смотрящего из куска дерева
Там же на территории музея представлены макет деревянного Кремля времен Юрия Долгорукого работы народного художника Виктора Бахарева (масштаб 1:25) и церковь с берегов Онежского озера
А закончилась наша прогулка посещением маленькой часовеньки, установленной в память об основателе музея.
Даже в колокола разрешили подняться позвонить))
Несколько часов пролетели как один миг, а для детей так вообще рай, и отдельные экспонаты в залах музея можно трогать, брать в руки.
К тому же рядом с территорией музея находится Белое озеро, с чистой водой, обилием рыбы и организованной базой отдыха. Глубина Озера достигает порядка 47 метров и относится к реликтовым.
__________________________________
и напоследок...