Фрагменты
статьи М.Г. Киселевой "Практика в больнице: первое погружение" ,
Журнал практической психологии и психоанализа, №3 сентябрь 2008 г.
"Никакой этап обучения не вызывал у меня столь противоречивых чувств как практика. Момента начала я неистово ждала и безумно боялась. Казалось, уже столько знаешь, что пора в бой, а потом волна беспомощности и тревоги накрывала с головой, и я в панике барахталась в сомнениях о своей компетентности. Иногда переполняла гордость, за выбор столь гуманной специальности и будующую помощь людям, а потом вдруг сгорала от стыда за прочие мотивы собственного выбора.
Время шло. И вот, наутюжив белый халат, прелистав конспекты, я на практике в соматической больнице № 20. Больные в коридорах, запах болезни, стоны, отчаяние и страх. Я настоящий пришелец. Эта сторона жизни часто отрицается большинством, в том числе и мной. Болезнь, смерть - это не ко мне, меня это не касается. Для меня, наверное, самым трудным было признать, что это тоже жизнь, часть реальности в которой мы существуем. В жизни есть место болезни, страданиям, убогим палатам, отчаявшимся людям, у которых на первом месте борьба за здоровье, борьба за то, чтобы просто быть."
"Практика в больнице учит, ставя многое на свои места. Наконец, нащупываешь смысл и форму психологического консультирования. Исчезает страх перед живым взаимодействием, появляется интерес и вовлеченность. Учишься принимать неудачу и критику, не впадать в эйфорию от успеха и благодарности. Появляются зацепки, на которые можно опереться в работе. Делаешь свои первые открытия, от чего-то отказывашься.
Первое откровение - теорией стоит пользоваться осторожно. В неумелых руках она словно компьютер в руках неандертальца. Теория важна, но в жизни все переплетено ещё более хитро. Подводить жизнь клиента под теорию, впихивать его в концепции, давить, чтобы влез и уложился в наше представление о происхождение недуга - опасно, да и занятие само по себе бесполезное. Лишь покажется, что понял, происходящее с клиентом и уже пытаешься выцепить факты это подтверждающие, работа разваливается. Ты гнешь свою линию, а клиент в недоумении. Можно все списать на сопротивление и защиты. Но как только «я поняла», «шторки» закрываются, и я уже не слышу клиента, а только себя, сдающую экзамен по теории психосоматики. Держать в голове гипотезу, и понимать, что делаешь - необходимо. Главное, чтобы гипотеза не становилась диагнозом и приговором. Клиент не готов стать частью теории. Он хочет быть уникальным, понятым и принятым как он есть: без терминов и концепций."