Психоанализ как контрдепрессант, часть III

Apr 14, 2014 02:11




Является ли смерть непредставимой?

Прежде чем ввести положение о том, что бессознательное управляется принципом удовольствия, Фрейд вполне логич­но постулирует, что в бессознательном нет представления о смерти. Поскольку бессознательное ничего не знает об отри­цании, оно ничего не знает и о смерти. Смерть - как синоним
не-наслаждения, воображаемый эквивалент фаллического лишения - не может быть увидена. И, может быть, именно поэтому она открывает путь к спекуляции.

Однако, когда клинический опыт подводит Фрейда к нарциссизму и, в конечном счете, к открытию влечения к смерти и второй топики, он предлагает такую карти­ну психического аппарата, в которой Эросу угрожает воз­можное поражение со стороны Танатоса. Следовательно, возможность представления смерти выписывается в иных терминах.

Страх кастрации, ранее рассматриваемый в качестве по­досновы сознательной боязни смерти, не исчезает, но блекнет перед страхом потерять объект или потеряться как объект (этиология меланхолии и нарциссических психозов).

Эта эволюция мысли Фрейда допускает две интерпрета­ции, которые были выделены А. Грином.

Во-первых, как обстоит дело с представлением


этого влечения к смерти? Неведомое бессознательному, у «второ­го Фрейда» оно становится «культурой Сверх-Я» - как можно было бы сказать, переворачивая формулу самого Фрейда. Оно расщепляет само Я на ту часть, которой оно неведомо и ко­торая им, однако, затрагивается (это его бессознательная часть), и другую часть, которая борется с ним (это мегало-манское Я, отрицающее кастрацию и смерть, но создающее фантазм бессмертия). Но, если брать более фундаментальный уровень, не про­ходит ли такое расщепление через всякий дискурс? Символ задается отрицанием (Verneinung) потери, однако отказ (Ver-leugnung) от символа производит психическое вписывание, весьма близкое к ненависти и к овладению потерянным объектом. Именно это можно расшифровать в пробелах дискурса, вокализмах, ритмах, слогах лишенных жизни слов, заново со­бираемых психоаналитиком на основе понимания депрессии.

Итак, если влечение к смерти не представлено в бессо­знательном, нужно ли изобретать какой-то иной уровень психического аппарата, на котором оно одновременно с на­слаждением регистрирует бытие своего небытия? Именно производство этого расщепленного Я, конструирование фантазма и вымысла - весь регистр воображаемого в целом, регистр письма - вот что свидетельствует об этом разрыве, пробеле или интервале, которыми для бессознательного ока­зывается смерть.

Диссоциация форм

Воображаемые конструкции превращают влечение к смерти в эротизированную агрессивность против отца или же в необоримое отвращение к телу матери. Известно, что в то самое время, когда Фрейд открывает силу влечения к смерти, он не только смещает свои интересы от теоретичес­кой модели первой топики (сознание/предсознательное/бес-сознательное) ко второй, но и - что главное - благодаря этой второй топике еще больше нацеливается на анализ вообра­жаемых производств (религий, искусств, литературы). В них он обнаруживает некоторое представление боязни смерти. Означает ли это, что боязнь смерти - которая теперь уже не сводится к страху кастрации, но включает его в себя и до­полняет его некоей травмой и даже потерей целостности тела и Я, - обнаруживает свои репрезентации в образовани­ях, которые назовут «транссознательными», то есть в вооб­ражаемых конструкциях расколотого субъекта, описанных Лаканом? Вне всякого сомнения.

Тем не менее бессознательное могло бы выполнить в сво­ей собственной ткани иное прочтение, то, которое предла­гается нам некоторыми сновидениями, то есть тот а-репре-зентативный интервал репрезентации, который является не знаком, а признаком влечения к смерти. Пограничные сновидения, сны шизоидных личностей или тех, кто испыты­вает психоделический опыт, часто являются «абстрактными картинами» или потоками звуков, сплетением линий и тка­ней, в которых психоаналитик расшифровывает диссоциа­цию - или не-интеграцию - психического и соматического единства. Эти признаки можно было бы истолковать как пре­дельную мету влечения к смерти. Сама по себе работа смерти, выходящая за пределы образных репрезентаций влечения к смерти, необходимо смещенных в силу собственной эро­тизации, то есть работа при нулевой степени психики вы­является именно в диссоциации самой формы, когда форма де-формируется, абстрагируется, обез-ображивается, опус­тошается - таковы предельные пороги вписываемого расчле­нения и наслаждения…

С другой стороны, непредставимое смерти связыва­лось с другим непредставимым - с изначальной обителью и последним пристанищем душ на том свете, то есть с тем, чем для мифологического мышления оказывается женское тело. Ужас кастрации, служащий подосновой боязни смерти, несомненно, объясняет значительную часть этой всеобщей ассоциации женщины, лишенной пениса, и смерти. Однако гипотеза влечения к смерти предлагает иной ход мысли.

Смертоносная женщина

Для мужчины и для женщины потеря матери являет­ся биологической и психической необходимостью, первой вехой автономизации. Убийство матери - наша жизненная потребность, условие sinequanon (непременное условие (лат.)) нашей индивидуации; главное - чтобы оно осуществлялось оптимальным образом и могло подвергаться эротизации: либо потерянный объект должен обнаружиться в качестве эротического объекта (таков случай мужской гетеросексуальности и женской гомосексу­альности), либо потерянный объект должен переноситься в невероятном символическом усилии, начинанием которого можно только восхищаться, - в усилии, которое эротизирует другого (другой пол - в случае гетеросексуальной женщины) или же преобразует в «сублимированный» эротический объ­ект культурные конструкции (здесь можно вспомнить об ин­вестированиях мужчинами и женщинами социальных связей, интеллектуальных и эстетических производств и т. д.). Боль­шая или меньшая степень насилия, связываемая с влечением к матереубийству и допускаемая разными индивидуумами и разными средами, приводит в случае блокировки этого влечения к его обращению на Я, - поскольку материнский объект интроецирован, депрессивное или меланхолическое умертвление Я заступает на место матереубийства. Чтобы защитить мамочку, я убиваю себя, зная при этом - благода­ря защитному и фантазматическому знанию - что всё это из-за нее, из-за нее, смертоносной геенны… Потому моя не­нависть остается невредимой, а чувство виновности в мате­реубийстве притупляется. Ее я превращаю в образ Смерти, чтобы помешать себе разбить самого себя на куски той не­навистью, которую я обращаю на себя, когда отождествля­юсь с Ней, поскольку это отвращение в принципе обращено на нее в качестве индивидуирующего барьера, защищающего от слияния в любви. Таким образом, женский образ смерти - это не только экран моего страха кастрации, но и вообража­емый стопор влечения к матереубийству, которое без такого представления распылило бы меня в меланхолии или даже подтолкнуло бы к преступлению. Но нет, это Она смертоносна, поэтому я не убиваю себя, чтобы убить ее, но нападаю на нее, преследую ее, представляю ее…

Для женщины, для которой зеркальная идентификация с матерью, а также интроекция материнского тела и мате­ринского Я являются более непосредственными, такое обра­щение влечения к матереубийству на смертоносную мате­ринскую фигуру оказывается более сложным, если вообще возможным. В самом деле, как может Она быть этой охочей до крови Эринией, если я есть Она (в сексуальном смысле и нарциссическом), а Она есть я? Следовательно, ненависть, которую я направляю на нее, не уходит вовне, но запирается во мне. Ненависти тут и нет, есть только взрывное настроение, которое замуровывается внутри и втихомолку убивает меня, поджаривает на медленном огне, постоянно жжет кислотой и печалью, пока я не начну принимать смертельное снотвор­ное в меньших или больших дозах - в темной надежде на то, что обрету… никого, то есть лишь собственную воображае­мую полноту, восполненную моей смертью, в которой я по­лучаю свое завершение. Гомосексуалист причастен той же самой депрессивной экономии: когда он не предается садис­тической страсти с другим мужчиной, он остается изыскан­ным меланхоликом.

Возможно, фантазм женской бессмертности берет свое начало в женской зародышевой передаче, способной к парте­ногенезу. Кроме того, новые техники искусственного оплодо­творения наделяют женское тело неслыханными способнос­тями к воспроизводству. Если это женское «всемогущество» в деле выживания вида и может быть подорвано иными техническими возможностями, которые, похоже, смогут и мужчину сделать беременным, то, весьма вероятно, эта последняя возможность привлечет лишь ничтожное мень­шинство, хотя она и удовлетворяет андрогинные фантазмы большинства. Однако главная часть женского убеждения в бессмертии, утверждающемся в самой смерти и по ту сторо­ну смерти (совершенным образом оно воплощено в Деве Ма­рии), коренится не в этих биологических возможностях, связ­ку которых с психикой определить сложно, а в «негативном нарциссизме».

В своем пароксизме последний ослабляет как агрессив­ный аффект (матереубийство) по отношению к другому, так и аффект горя внутри самого себя, дабы заменить его тем, что можно было бы назвать «океанической пустотой». Речь идет о чувстве и фантазме боли, которая при этом обезболена, о наслаждении, которое при этом подвешено, о молчании и ожидании, - сколь пустых, столь и полных. В лоне этого летального океана меланхолическая женщина становится той мертвой, которая давным-давно была в ней оставлена и которая никогда не сможет убивать вне ее. Стыдливая, не­мотствующая, лишенная речевой связи с другими или же связи желания, она изнуряет себя нравственными и физи­ческими побоями, которые, однако, не дают ей достаточного удовольствия. Вплоть до фатального удара - окончательно­го венчания Мертвой женщины с той самой, которую она не убила.

Нельзя переоценить гигантское психическое, интеллек­туальное и аффективное усилие, которое женщине требуется совершить, чтобы обнаружить в другом поле эротический объект. В своих филогенетических спекуляциях Фрейд час­то выражает восхищение интеллектуальным результатом, которого добивался мужчина, когда он был (или остается) фрустрирован женщинами (их холодностью или же тиранией отца первичного стада и т. д.). Если уже открытие собственной невидимой вагины требует от женщины огромного чувствен­ного, спекулятивного и интеллектуального усилия, переход к символическому порядку в то же самое время, что и к сексу­альному объекту другого пола, отличного от пола первичного материнского объекта, представляет собой гигантский труд, в который женщина вкладывает психический потенциал, превосходящий то, что требуется от мужского пола. Когда этот процесс завершается успешно, об этом свидетельству­ет раннее созревание девочек, их интеллектуальные, под­час гораздо более яркие, чем у мальчиков, школьные успехи,

сохраняющаяся женская зрелость. Но платят они за эти успехи своей склонностью беспрестанно воспевать пробле­матичный траур по потерянному объекту - но не такому уж и потерянному, хотя и жалящему внутри «крипты» жен­ской легкости и зрелости. Если только массовая интроекция идеала не сможет удовлетворить одновременно и нарциссизм с его негативным наклоном, и стремление присутствовать на той арене, на которой разыгрывается мирская власть.

Автор: Кристева Ю.
Текст взят отсюда: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3054
Психоанализ как контрдепрессант, часть I
Психоанализ как контрдепрессант, часть II

статьи, психоанализ

Previous post Next post
Up