пока не сплю.
насколько меня восхищает переосмысление бродским одена, настолько "застольные разговоры с оденом" (алан ансен) смертельно скучно читать. как мемуары казановы. как интервью с самим бродским. потому что кажется, что вот он тебе сейчас будет лапочка и заинька и все-все про себя расскажет, а также что ты как-то прикоснешься к его повседневному быту и таким образом проведешь лестную для себя параллель между онегиным и собою.
между тем они оба (оден и бродский) люди были резкие, высокомерные, не оборачивающиеся на юных читателей и журналистов - и вообще (напрашивается такое понимание) слишком занятые происходящим в них и через них, чтобы утруждаться собственной уместностью(1). высказывания их бескомпромиссные, зачастую нелепо субъективные, бездоказательные и оттого неприятные в своей безапелляционности; спор о сгоревших котлетах после вдохновенных лекций о диалектике и т.д. - зато гениальные стихи. отсюда мораль: если не испытываешь к человеку заботы(2), лучше восхищайся издалека. с кумирами вообще не следует заводить знакомств, потому что разочарование - и это тоже помогает нам понять моя новенькая книжечка про одена - наступает почти мгновенно. душу отдергиваешь, как руку; разочарование, потому что поэзия в понимании б. и о. зачастую не имеет отношения к душевной красоте. имеет отношение к трезвости - да, к ясности - да, к мужеству - да, а вот оболочка (причем нижняя оболочка тоже, сорочка души) автора не обязана быть увитой розами.(3) это, кстати, вполне коррелирует с моими давними размышлениями о невозможности личной истории для поэта(4) - то есть об оторванности поэта от текста, в первую очередь; потому что вот прекрасные стихи, а вот пьяный пидор со стаканом хереса, язвительный, как тварь, и мало кому желающий добра. и кстати, это разочарование относится не только к упомянутым двоим; скажу уж честно, в последнее время что-то нет людей, которые бы его не вызывали, а что уж говорить о кумирах, от которых подсознательно ждешь чего-то особенно незаурядного.
кстати, вот еще мысль для проверки: тезисом "эстетика - мать этики", б. (думаю, что и о. тоже, хотя не докажу) как бы оправдывал себя целиком - как человека образованного, эрудированного и причастного к миру прекрасного; этой мыслью он прекращает возможный ход внутренних рассуждений и сомнений о собственной морали и сопредельном. платоновским соединением красоты и добра в этой фразе он вообще снимает у себя всю эту проблематику, закрывает тему. /поправьте меня, если я тут фактологически неправ.
(1) своеобразная компенсация, сущность которой можно с легкостью проследить еще в произведениях достоевского: либо ты разумихин и дуня, прекрасный человек, лицо-но-не-личность, либо ты раскольников, с которым общаться невозможно, но главный герой, и не просто так.
(2) про заботу напомните написать, есть замысел
(3) смотри об этом у катулла (16), только наоборот
(4) см.
http://ipostacy.livejournal.com/205171.html (5)
продолжение следует. в ближайших сериях, надеюсь, про акмеизм, модернизм и общие тенденции развития литературы XX века.
привет.