продолжение разговора из psymed

Nov 25, 2006 01:44


eeonw отметил в сообщении http://community.livejournal.com/psymed/8014.html?thread=34382
на дискуссию начатую ранее http://community.livejournal.com/psymed/8014.html

Конечно, не идёт речь, о том, что бы готовиться к походам на катамаране совершенно без катамарана. Речь, собственно, к тому, что _эффективнее_ всего технически и психологически готовиться к прохождению порогов на катамаране, используя программу гребного слалома, добавив к ней занятия на катамаране. Только сами тренировки на катамаране будут составлять незначительную часть.
В технике не так много разницы, как кажется на первый взгляд. Достаточно позаниматься пару лет слаломом, что бы это понять. За счёт большей по сравнению с малыми судами инертностью и размерами катамаран хуже управляется, и это не даёт возможность выполнять некоторые управляющие гребки из арсенала каякеров и каноистов. Но дуги и гребля вперёд - основные гребки в технике гребли на катамаране - эффективнее изучать на малых судах. Получается что техника катамаранщика не так уж и разная, просто более простая. 

ip: Согласен, что инертность катамарана выше, чем на каяке. Но, техника разная и обратного Вы совсем не доказываете. Хотя мне радостно, что хоть кто-то удосуживаеться писать более менее прдолжительные сообщения. А не плюет в форум фразы по типу: "Да чего тут рассуждать, водки ему налейте"

А если взять не каяк, а каноэ - то тут уж вообще, различия в техники минимальные.

ip: Согласен,  что каноэ и катамаран имеют похожую технику гребли, но она все-таки разная. И наверное мы можем с Вами, заснять гребки на том и на другом и тщательно проанализирвать в покадровом рассмотрении. Мое же, почти голословное утверждение (так как такого анализа не делел и на каноэ не умею, может и жаль, что даже не хочу):
"На каноэ гребец не ложиться на балон осуществляя прямой гребок".
Я сегодня хотил в авто школу. Так вот там как раз пример был в тему. Два инструктора предложили своим ученицам попробовать на другой машине. Хотя подготовка учениц была почти одинаковая (четко ее опять же никто не мерил), но девушка пересевшая с пятнадцатой модели на пятерку, вообще на могла проехать ни змейку, ни гараж, ни параллельную парковку. Девушка с пятерки (которая более трудно управляеться, легко и замечательно каталась на пятнадцатой: "Боже мой, да тут можно однимпальцем руль крутить"
И так, что вы можете на это ответить?

А вот эффективность изучения техники отличается в разы. Возьмите двух каноистов из двойки-каноэ и посадите их на катамаран и сравните их результаты с теми, кто занимается столько же времени только на катамаране - небо и земля. Доказательство преимущества изучения техники на малых судах - результаты соревнований по технике водного туризма. Жалко, что многие опытные туристы катамаранщики мало в этих соревнования участвуют и, следовательно, не понимают этого.

ip: эффективность вещь конкретная по определению! В чем будем мерить? Если мерить в скорости прохождения трассы на легоньком судне, которое не может везти груз в походе, то я абсолютно согласен. Но, меня и моих друзей не интересуют соревнования, ни по технике слалома, ни по времени (хоте немного вру, иногда возникает мысль сходить на ММБ, или Азимут, но она не реализуеться, весгда нахожиться, что-то более веселое, на горных лыжах покататься, например).
Может в этом есть какой-то смысл? Но вы же сами говорите: опытные сплавщики не учавствуют в соревнованиях. Может это не нужно опытным сплавщикам на катамаранах или например на плотах?
А зачем? В чем интерес? Мне не понятно. Ворота какие-то. Если это два бревна, на таком расстоянии, то я пожалуй лучше обнесу порог. Если это два камня, то проехаться одним балоном по камню, мне совершенно не зазорно.
Порог пройден, если катамаран не кильнулся. 
Еще одним эффектом соревнований, мне кажеться был труп на Белой. Посмотрите, как этот рафт заходит в слив. Да наверное, они бы и не сунулись на серьезную речку в этом резиновом гробе.

Часто приходится слышать о том, что прохождение порогов и трасс на соревнованиях - это совершенно разные вещи. Но ведь прохождение трассы включает в себя умение эффективно выполнить те же задачи, что и при прохождении порога: выйти на струю из улова, сделать траверс струи, поменять направление траверса, войти в улово со струи, пройти бочку, вал.
Большая эффективность следует из-за большей сложности, большей «близости» к воде. На малом судне быстрее и точнее научишься «видеть» воду, чувствовать динамику водного потока. Это так же, как во многих видах спорта используют на тренировках нагрузки сильнее чем требуется в этих видах.

ip: Я не совсем понимаю, в чем сложность выйти из улова на катамаране. Чалка, конечно для неподготовленного экипажа может представлять трудность, но тренировка на каяке. А траверс струи (если подразумеваеться с минимальной потерей высоты) на катамаране делаеться очень и очень редко, в случаях, перечалки с берега на берег.

Когда существовала отлаженная система школ по водному туризму, программы подготовки часто состояли из слаломной подготовки в течении осени-зимы-весны, а летом проводились сборы и походы на катамаранах.

ip: В каком клубе и в какой год вы учились? Я может быть к сожалению посещал только школу СТП. Нам эти каяки были всегда вобщем-то по барабану. Летних сборов на катамаранах тоже не было. Были походы.

Конечно, разница в тактике юркого каяка или каноэ и неповоротливого катамарана будет, но за время сборов технично подготовленный гребец легко к этому привыкает. 
К спасжилету то же легко привыкнуть, там же на сборах проплыв несколько раз в нём (в предыдущем сообщении уже писал об этом).

ip: Я опять не понимаю. Что такое сборы? Встали на пороге и катаються. Нетавижу стоять на одном месте. Расхолаживает. Ну не спортсмены мы.

Иногда пытаются противопоставлять "туристов" - "спортсменов", каяки-катамараны, - я думаю, нет таких противопоставления. Надо использовать разнообразный опыт.

ip: Конечно стоит пытаться использовать разнообразный опыт, но все, что я встречал на реках у каякеров. вызывает просто отторопь, такое ощущение, что каякерам наплевать друг на друга, как минимум, а как максимум недостает професионализма в страховке, организации сплава. Может мне не везло, но одним из последних таких примеров, была Академия Белой Воды из Питера. Каякер отстрелившись стоял посреди порога "Красная поляна" / "Отбойник" (р.Мзымта) за камушком и ждал когда ему,  кто-нибудь поможет, а каячная команда постепенно отчаливала дальше. Когда я съехал на заднице по склону, штаны порвал кстати, и с матом попытался объяснить это первому попавшемуся каякеру, он сказал сделал круглые глаза и сказал, что морковка у них одна на сплаве и она у кого-то глубоко в каяке.
Пришлось бежать к нам в лагерь за морковью. За морковью побежали двое: я и девочка которую послали каякеры.

Не надо противопостоялять "туристов" и "спортсменов", каякеров и сплавщиков на катамаранах они уже давно сами по себе противопоставились.

У описанного метода подготовки есть, правда, один очень серьёзный недостаток, особенно с точки зрения туристов и тренеров ТВТ. Многие перспективные молодые туристы начав такие тренировки перестают на много лет, ходить в походы на катамаранах и переходят в лагерь "каякеров" со всеми вытекающими ...

Это просто изменение психологии, с кем поведешься от того и наберешься. Каяк не дает достаточной псхологической подготовки для катамарана. Самое главное, что на катамаране двое или четверо, и они должны подходить друг другу.

Резюме-то простое: с теми кто прошёл такую подготовку проблем и технический и психологических меньше на порядок, вот что и нужно для подготовки, что бы не возникали такие вопросы.

ip: C каякерами всегда проблем психологических больше, но они совсем другие, но труднее решаемые на порядок. Так что, команда зареклась ходить с каякерами, кроме Гриши Пыльнова. Как сказал, Мишка Мокринский: "Он не совсем каякер, или неправильный каякер (прим. Пономарева: наверное это по аналогии с Олди, помните в произведении "Путь меча" был неправильный шаман), он просто сплавщик, который сидит иногда в каяке. )))

ip: Можно я некультурно поспорю? Вы водили катамаранные группы? На какие реки? Какие реки прошли на катамаране?
Вы катаетесь на велосипеде? Много ли вам это дало для езды на автомобиле?
Вы килялись в шестерках? Объем спсжилета?

Мои ответы: Да. Да. Чуя-Катунь, Мзымта (N раз), Лаба-Белая, Белая, Башкаус-Чулышман-Чуя, Шавла-Аргут-Катунь-Чуя-Катунь, Харамурин-Жомболок. Плюс к перечисленно участником: Карагем-Аргут, Чуя-Катунь, Чонкемин-м.Нарын, Коксу, Она, Сандалаш-Четкал-кусочек Пскема, Чхалта-Кодоре, Пшеха, Кальджир.
Да я катаюсь на велосипеде, авто совсем другое.
Да килялся в порогах 6 к.с. несколько раз. 40 литров спас жилет.

Судя по вашем тексту, я посчитал бы, что наверное Вы опытный и рассудительный каякер. Но, кажеться, опыт катамаранный у вас не большой, или я не прав?

P.S. Навеяло разговором. Друзья мои, не сохранилось ли у вас видео, где я первый раз кильнулся на каяке в Лосево и в спасе 40 литров ни вылезти не мог из каяка, ни воздухом подышать нормально, и как меня спасали. Хочется посмотерть, а то у меня куда-то пропало.

P.S.S. Интересно, что начальный вопрос был о психологической помощи после киля. А большинство пытаються учить других как тренироваться. Как тренироваться я и сам могу научить. Меня интересовал именно вопрос, когда уже на маршруте после киля.
Но видно внятного ответа ни у кого нет. А психологи в силу молой изученности ими особенностей сплва, опасаються давать скороспелые решения. Вот забавно, професиональные психологи (отмечу со специализацией в спортивной псхологии) опасаются ошибится, а туристы кричат: "Чего тут думать водки ему!" или что-нибудь подобное.

походы, поход, сплав, каяк, тренировка, оверкиль, катамаран, водный туризм, киль

Previous post Next post
Up