Кому на Руси жить хорошо? Было.

Apr 22, 2016 22:31


Под катом две цитаты на тему жизни в России. А то кто-то бредит золотым веком, который безвозвратно ушёл, кто-то, напротив, вопит о страшных средних веках, когда городские улицы тонули в нечистотах, а несогласных жгли на кострах. При этом никто даже не пытается узнать, что там было на самом деле :(

"В числе имевшихся в распоряжении Сперанского материалов, касавшихся выяснения как вообще слабых сторон действовавших узаконений и практики взыскания недоимок, так и в частности - желательных улучшений в этой области податного законодательства, была записка Болгарского, бывшего губернатора вятской губернии.
Главнейшую причину образования и накопления у крестьян податных недоимок Болгарский усматривал в неудобстве существовавших сроков взыскания податей. Подати взыскиваются в четыре зимние месяца, с ноября по февраль, в том предположении, что в сентябре и октябре крестьянин, распродав свой урожай, имеет свободные средства. Но такое предположение, по мнению Болгарского, было бы верно тогда лишь, если бы все свои средства крестьянин получал только от земли. Между тем в действительности этого не бывает. Кустарные промыслы, извоз, судовая и прочая работы, торговля - все это доставляет крестьянам весьма значительные заработки, а для малоземельных является единственным средством, обеспечивающим их платежную состоятельность. От посторонних заработков вятские крестьяне выручают до полутора миллиона руб. Поступление этой суммы совершается исподволь, в течении всего года. Но крестьянин "сии приобретения, по мере того, как оныя доходят к нему, тотчас и теряет, имея, с одной стороны, ежедневно искусительный к тому случай по питейным делам, а с другой - привыкши считать на упомянутые четыре месяца, как на единственные сроки платежа податей, что в прочее время и не думает о том".
Вторая причина недоимочности заключается в неуравнительности земских повинностей. Не только по округам, но даже по волостям сборы на земские повинности так разнообразны, что одна и таже повинность, исправляясь в одном месте пятью или десятью копейками с души, в другом, напротив того, стоит от 50 до 60 копеек, а иногда и более. Такая неуравнительность обусловливается главнейше тем обстоятельством, что земские сборы находятся в заведывании сельских начальств, преследующих в этом деле "собственные виды".
Система рекрутского набора, благодаря которому в деревнях остается большое число малолетних детей и жен, лишенных возможности вести хозяйство, имеет также свою долю участия в развитии недоимочности. По указу 1806 г. в вятской губернии собрано до 4,800 рекрут и 8,000 милиционных ратников, после которых осталось до 8,500 жен и 17,800 детей. "О призоре и пропитании упомянутых детей, замечает Болгарский, хотя и сделал я тогда же некоторые распоряжения в предписаниях моих волостным и прочим сельским начальствам, но можно ли счесть уверену, чтоб мера сия, положительным законом не подкрепленная, в умах и сердцах состояния сего могла возбудить чувство полного сострадания и добрую волю помогать им".
Из десяти таких детей обыкновенно погибает семь или восемь.
Между тем, коль скоро кто из них достигает того возраста, в котором крестьянские дети обыкновенно принимаются за первые крестьянские работы, то мирские общества, в собственное облегчение, слагают на них платеж податей, числившихся на отцах этих детей. "Но какие же выходят они плательщики, спрашивает Болгарский, когда не имеют ни домов, ни семейств, ни принадлежащих к земледелию орудий и, следовательно, лишены всех средств к крестьянским приобретениям".
<...>
Ко времени вступления Болгарского в управление вятскою губерниею недоимка в податях достигала 123 тыс. руб. и числилась, большей частью, на крестьянах, уходивших на посторонние заработки."

Николай Бржеский, "Недоимочность и круговая порука сельских обществ. Историко-критический обзор действующего законодательства, в связи с практикою крестьянского податного дела.", СПб, 1897, стр. 111-112

Собственно, комментировать тут особо нечего, всё и без того видно. То, что мужики заработок пропивают, а потом горюют, что денег нема - это из разряда вечных вопросов. Отмечу, что труд этот - вполне серьёзное исследование, проведённое по заказу государства. То есть перед автором стояла задача описать реальную картину со сбором налога с крестьян - в России эта проблема во все времена была актуальной.
Единственное, что меня действительно поразило - уровень детской смертности, воспринимаемый как нечто нормальное. Читая такое, понимаешь, что за прошедшие двести лет действительноулучшилось качество жизни, кто бы что на эту тему ни говорил.

*****

И ещё одна цитата. На сей раз о законодательстве на Руси:
"Глава 1 - О Богохульниках и о церковных мятежниках. А в ней 9 статей.

1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и Русский человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождшую Его пречистую Владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию, или на честный Крест, или на Святых Его угодников: и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма; и того того богохульника обличив казнити, сжечъ.
<…>
8. А в церкви во время церковнаго пения, Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Русии, и великому господину Святейшему Иосифу Патриарху Московскому и всея Русии, и Митрополитом и Архиепископом и Епископом, никому ни о каких своих делах не бити челом, чтобы от того в церкви Божии церковному пению смягчению не было, понеже церковь Божия устроена приходити на молитву. И православным Христианом подобает в церкви Божии стояти и молитися со страхом, а не земная мыслити."

Это из Уложения царя Алексея Михайловича 1649 года. Цитирую по Полному Собранию Законов Российской Империи.

Разумеется, можно поёрничать на тему того, что нынешняя "двушечка" - это ещё по-божески. Но таких желающих без меня хватает. Мне же хочется обратить внимание на "будет сыщется про то допряма" - то есть речь шла о необходимости тщательного следствия и исключения, по возможности, пустого доносительства.
Восьмая статья приведена за тем, чтобы показать всю серьёзность, с которой тогдашние люди - вплоть до монарха - воспринимали религиозные церемонии. Если стоять на молитве, то никаких сторонних дел не допускалось - "а не земная мыслити". И это отражено в действовавшем на тот момент законодательстве.

В общем, читать книжки бывает интересно.


как знать, цитата и картинка, русский язык, книги

Previous post Next post
Up