Kono statement

Jul 14, 2018 12:30

Не работой единой жив человек - что-то надо и для души делать. Если честно, очень хочется, чтобы этим "для души" были песни из аниме и японские сказки, но подобные хрупкие и нежные вещи требуют особого душевного настроя, и совмещать художественный перевод с работой у меня никак не получается. Пока ограничусть разными документами по истории ХХ века из тех, что мне не удалось найти на русском.

Плд катом - заявление, сделанное Коно Ёхэем в японском парламенте 4-го августа 1993-го года. Скорее всего вы об этом заявлении что-нибудь, да слышали, поскольку оно, по сути, является признанием того, что именно японская армия стоит за организацией станций утешения. Или, если называть вещи своими именами, сети военных борделей, открытых для японских солдат.

Разумеется, не все в Японии согласились с этим заявлением. В написанной на английском статье небезызвестного историка Хата Икухико этому заявлению посвящён раздел, где, само собой, оно дезавуируется (у кого проблемы с гуглодиском, могут скачать с вконтакта). Рекомендую ознакомиться, кстати - прекрасный пример аргументации в стиле "а чо я - все так делают!" Рассуждения Хата довольно забавно смотрятся: с одной стороны "на самом деле никаких ианфу не было, а только немногочисленные добровольные сотрудницы, которых какие-то люди, не имеющие отношения к Японии, привлекали к работе", и тут же "а почему только к Японии претензии? Вон, американцы японок насиловали, а чё им никто не предъявляет?". Одним из аргументов в пользу того, что японцы не могли иметь никакого отношения к вербовке женщин служит, например, то, что жившие на Корейском полуострове японцы не владели корейским в степени, достаточной для того, чтобы обманом завербовать кореянок. Мол, это всё внутрикорейские проблемы какие-то, а японцы неуыноуатые, чо вы до нас докопались. Очень смешная статья, превесьма рекомендую.

Ну и пара слов о самом заявлении. Оригинал (на японском, разумеется) можно найти на сайте МИД Японии: https://www.mofa.go.jp/mofaj/area/taisen/pdfs/im_050804.pdf
Оно короткое, всего три странички. Бросается в глаза "так называемых" в названии заявления. Также делается упор на то, что значительную часть ианфу составляли японки. К сожалению отсутствует полный перечень источников, на основе которых сделано заявление - если кто-то знает, где его можно найти, буду весьма признателен. В скобках курсивом даны мои примечания.

О проблеме так называемых женщин для утешения в армии

4 августа, 5 года Хэйсэй (т.е. 1993)

Секретариат иностранных дел Кабинета министров Японии.


  1. Содержание расследования.


В связи с судебными исками, которые начали подавать участники событий, вопрос о так называемых (sic!) женщинах для утешения начал привлекать к себе внимание как за пределами страны, так и внутри её - вплоть до дебатов в нашем парламенте. В январе прошлого (т.е. 1992) года, во время визита премьер-министра (ноябрь 1991 - август 1993) Миядзава в Корею, Ро Дэ У, бывший на тот момент президентом (февраль 1988 - февраль 1993), также поднял этот вопрос, потребовав по нему конкретных разъяснений. Звучат подобные требования и от других стран, имеющих отношение к проблеме.

В подобных обстоятельствах, правительство, начиная с декабря 1991, изучало документы [касательно проблемы женщин для утешения], одновременно опрашивая множество лиц, связанных с армией и непосредственно имевших отношение к этим событиям. В Сеуле, в прошлом (т.е. в 1992) году с 26-го по 30-е июля при помощи Ассоциации жертв Тихоокеанской войны (太平洋戦争犠牲者遺族会: - «Ассоциация жертв Тихоокеанской войны» - так её называют японцы и корейцы, поскольку их война шла, по большей части, на Тихом океане. Иногда используется 大東亜戦争 - Великая Восточноазматская Война) были проведены беседы с бывшими женщинами для утешения, в ходе которых получены подробности происходивших тогда событий. Кроме того проводились исследования в американских архивах и на Окинаве. Выводы, полученные в результате расследования, изложены ниже. Обзор документов, найденных в процессе расследования, прилагается.

Организации, принимавшие участие в расследовании: Национальное полицейское агентство (NPA); Министерство обороны Японии; Министерство юстиции; Министерство иностранных дел; Министерство образования и культуры; Министерство здравоохранения; Министерство труда; Национальный архив Японии; Национальная парламентская библиотека; Национальное управление архивов и документации США.

Опрошенные лица: бывшие женщины для утешения; бывшие военнослужащие; бывшие сотрудники генерал-губернаторства Кореи; бывшие сотрудники станций утешения; люди, жившие поблизости от станций утешения; историки.

Издания и документы, использованные в расследовании: доклад, изданный правительством Кореи; свидетельства бывших женщин для утешения, изданные различными обществами по защите их интересов. Кроме того, в Японии существует огромный пласт литературы, которая, тем не менее, практически вся была просмотрена.

Результаты расследования по данному вопросу были опубликованы правительством ранее, 6-го июля, и ниже представлены эти результаты, но с учётом информации которая была получена уже после публикации.



  1. Суть проблемы так называемых женщин для утешения


На основе анализа вышеуказанных источников и опроса причастных лиц, сделаны следующие выводы:


  1. Причины возникновения станций утешения

    Запрос на устройство станций утешения исходил от воинского командования той территории, где такая станция создавалась. Согласно правительственным документам того времени, служащими японской армии совершались многочисленные изнасилования на захваченных территориях - это вело к росту антияпонских настроений, что необходимо было предотвратить. Распространение же венерических заболеваний среди военнослужащих снижало боеспособность армии. Кроме того, создание таких станций было оправдано с точки зрения контрразведки. Всё это послужило обоснованием для организации станций утешения.


  2. Время возникновения станций утешения

    Судя по документам, в седьмой год Сёва (т.е. 1932 год), сразу после Шанхайского инцидента, на территориях размещения японских войск уже создавались станции утешения. С тех пор и до окончания войны, станции утешения существовали везде где велись боевые действия.


  3. Распространённость станций утешения

    По информации, доступной на сегодняшний день, станции утешения существовали в следующих странах и регионах: Япония, Китай, Филиппины, Индонезия, Малайя, Тайланд, Бирма (ныне Мьянма), Новая Гвинея, Гонконг, Макао и Французский Индокитай (ныне на его территории находятся Вьетнам, Камбоджа и Лаос).


  4. Общая численность женщин для утешения

    В сохранившихся документах численность женщин для утешения не приводится - по имеющимся данным трудно сделать даже приблизительные оценки. Тем не менее, как сказано выше, станции утешения существовали длительное время и на большой территории, поэтому приходится признать, что количество женщин для утешения было значительным.


  5. Откуда родом были женщины для утешения

    По информации, доступной на сегодняшний день, в качестве женщин для утешения использовались женщины следующих стран и территорий: Япония, Корейский полуостров, Китай, Тайвань, Филиппины, Индонезия и Голландия. Следует добавить, что если не считать японок, среди них было очень много уроженок Кореи.


  6. Организация и управление станциями утешения

    Хотя значительная часть станций утешения создавалась местными предпринимателями, были случаи создания станций непосредственно армией. Но и в случае станций, организованных гражданскими контракторами, армия давала на это разрешение и обустраивала помещение, определяла часы работы и плату за услуги, а также правила поведения для женщин. Поэтому японская армия имела непосредственное отношение к организации станций утешения и управлению ими.

    Японская армия, в целях соблюдения гигиены на станциях утешения, ввела определённые правила и требовала от организаторов обеспечивать контрацепцию работниц. Военные врачи периодически производили их осмотр на предмет венерических заболеваний. Женщины не могли свободно покинуть станцию - время и места, куда они могли пойти, тоже были регламентированы. Да и в целом, женщины для утешения вынуждены были следовать с армией туда, где шли военные действия - это, несомненно, было безрадостное существование без проблеска свободы.


  7. Вербовка женщин для утешения

    Производилась она, по большей части, следующим образом: гражданские организаторы по требованию армии поручали поиск подрядчикам, и, поскольку с расширением театров военных действий росла необходимость в женщинах, росло количество случаев, когда такие подрядчики, действуя порой фальшивыми обещаниями, порой запугиванием, привлекали женщин против их воли. Более того, имеются случаи, когда к этому были причастны официальные власти.


  8. Транспортировка женщин для утешения

    Транспортировка завербованных женщин и девочек осуществлялась на судах, разрешение на использование которых предоставляла армия. Японская администрация обеспечивала их удостоверениями личности. Помимо многочисленных случаев доставки таких женщин в районы боевых действий водным и железнодорожным транспортом, существуют примеры, когда их бросали во время поспешных отступлений.


В формате PDF перевод можно скачать с гуглодиска или с вконтакта - читать так будет гораздо удобней.

Найти полную видеозапись выступления Коно мне, к большому сожалению, не удалось. Только вот эту коротенькую компиляцию:

image Click to view



Куда популярней в японских интернетах выступления наподобие тех, что проводит г-н Тамогами Тосио, в которых глупые китайцы и корейцы возводят поклёп на потомков самураев:

image Click to view



Видео с английскими субтитрами, так что рекомендую ознакомиться. Просто для того, чтобы понимать уровень дискурса. Впрочем, националисты по всему миру очень схожи в этом смысле.

как знать, Корея, простые удовольствия, Япония, японизменность

Previous post Next post
Up