Мысли о бизнесе

Nov 12, 2017 17:59

Пока нормальные посоны в пятницу заливались пивасиком, я, как последний отщепенец, проводил время на лекции Андрея Ланькова, посвящённой, понятно, Северной Корее - ибо очень актуально же. При этом говорил Ланьков не о ядерной программе КНДР, а о вещах для среднестатистического обывателя совсем уж неожиданных - частный бизнес в Северной Корее, его истоки, устройство, взаимодействие с государством, прибыльность и зарождение класса "новых корейских".

Не буду пересказывать, просто сразу даю ссылку на запись выступления:

image Click to view



Первые минут пятнадцать идёт тишина, но потом, с началом, собственно, лекции, включается микрофон и начинается запись.

Свои впечатления и немного эксклюзива спрячу под кат. Эксклюзив получился благодаря тому, что после лекции удалось пообщаться с Андреем Николаевичем в неформальной обстановке и пораздражать его своими глупыми вопросами (за эту возможность огромное спасибо Константину makkawity Асмолову).

Если вкратце, то рыночная экономика в Северной Корее не просто есть, а очень активно развивается, и не просто так, а при поддержке государства. И это очевидно, потому что КНДР так устроена, что без ведома государства никакая деятельность невозможна в принципе. Но, как выясняется, "с ведома" и "по указке" немного разные понятия даже у северян: есть контроль и регулирование, а вот подавления и экспроприаций уже нет и, более того, не предвидится - народ активно занимается бизнесом несмотря на невозможность придания ему како-либо правовой формы (об этом чуть ниже). И даже ещё более того - судя по всему в КНДР сейчас имеет место быть бум (бум! БУМ, мать его! Расцвет!) частного предпринимательства вроде того, что происходило у нас после развала СССР, но только не в дикой неуправляемой форме, а при молчаливом одобрении государства. Известные мне экономические теории называют это "первоначальное накопление капитала". Именно оно-то сейчас в Северной Корее и происходит очень активно.

Далее. Ким Чен Ын - Великий Вождь очень хороший руководитель. Да, котаны, вот этот вот пухленький невысокий паренёк, над картинками с которым вы так любите постебаться, сумел в условиях экономической блокады добиться не только роста ВВП на ~4% в год (разные источники приводят цифры от минусовых значений да 6%, но я доверяю данным, озвученным Ланьковым) и повышения покупательной способности населения,

image Click to view


но и почти полного самообеспечения продовольствием. Пока - почти. Это, кстати, прямое следствие сельскохозяйственных реформ Ким Чен Ына, разрешившего кооперативное землевладение семьям и малым общинам. Для сравнения, рост ВВП России, даже по очень оптимистичным оценкам, составлял в последние годы от десятых долей процента до 1-2%. Та же вики вообще даёт отрицательное значение (ну, то есть, не растёт, а падает).


Вот даже отдельным абзацем выделю - КНДР уже почти двадцать лет находится под санкциями (" Они уже четверть века существуют в тех условиях, в которых большая часть стран мира гарантированно посыпалась бы через пару лет"). Любая экономическая деятельность с участием северокорейцев может привести к тому, что счета участников просто заморозят "до выяснения обстоятельств". То есть высокие риски для всех участников. Очень высокие.

Идём дальше. Закрытость границ. По словам Ланькова, граница КНДР с Китаем до недавнего времени даже не была оборудована колючей проволокой и реку Туманган спокойно можно было пересечь вброд - в спину никто не стрелял. Наоборот, китайцы стали со своей стороны укреплять границы. В это смысле фильм "Crossing" является, хм... некоторым художественным преувеличением:

image Click to view



В Северной Корее, похоже, нет организованной преступности. Совсем. Отдельные криминальные элементы встречаются, но структуры они не формируют. Патронажем бизнеса (ну, крышеванием, по-русски говоря) занимается исключительно государство. Вот тут как раз стоит сказать о "неформальности" бизнеса и о том, почему стороннему наблюдателю трудно оценить его объёмы: дело всё в том, что де-юре частного бизнеса не существует - все предприятия, включая, скажем, частные ресторанчикию и гостиницы, являются государственными. То есть предприниматель оформляет свою контору как государственное предприятие (почему и нет проблем с крышей), в котором он значится директором. Цена вопроса - фиксированная сумма, которую предприятие должно ежемесячно отдавать государству. Тут, кстати, тонкий момент - сумма именно фиксированная, а не в процентах от чего бы то ни было. Тем не менее, по оценкам Ланькова, примерно две трети прибыли остаётся организатору бизнеса.

Организуют бизнес, кстати, в основном женщины. Из-за того, что каждый кореец обязан работать, а у кореянок есть возможность получить статус домохозяйки (да, это тоже трудовая деятельность) и не ходить на стоящее предприятие, чтобы сидеть там у неработающего станка (это не метафора), у женщин было гораздо больше свободного времени, которое нужно было как-то использовать. Особо предприимчивые начали, например, подделывать китайские сигареты и продавать их своим соотечественникам. Или открывали швейные фабрики. Таким образом, сейчас ВВП Северной Кореи в неявной форме включает в себя частный сектор. Ланьков оценивает его долю примерно в 50%. Неплохо для "голодающей отсталой коммунистической страны с запуганным населением", не правда ли? Привет любителям страшилок (по ссылке эпичнейшая клюква, авторы собрали в одном месте все страшилки про КНДР - чем, собственно, эта статейка и примечательна).

Пока непонятно, как накопленные богатства будут передаваться потомкам - без возможности наследования собственности (а частной собственности в КНДР нет) создание крупного капитала невозможно. Но ответить на этот вопрос сможет только время, поскольку опыта такого в Корее ещё просто нет. Тем не менее сегодняшнюю Северную Корею уже можно назвать страной латентного капитализма. То есть он - капитализм - там натурально есть, но его тщательно прячут и разговоры о нём не одобряются.

Отдельно, чисто для себя, отмечу слова Ланькова о "потерянном миллиарде" - разница в торговом балансе КНДР говорит о том, что КНДР что-то продаёт примерно на миллиард долларов такого, что НИГДЕ не учитывается. То есть ни в какой статистике вообще совсем никак совершенно абсолютно. Беглая гуглёжка ничего мне не дала пока, так что we need to go deeper. Мне прям очень интересно стало.

Ну и напоследок о ядерной программе КНДР. К сожалению создание АЭС для корейцев не приоритетно, так что говорить о энергетической независимости в ближайшие несколько десятков лет не приходится, тем более, что гораздо проще и дешевле протянуть ЛЭП из Китая - благо, с китайской стороны уже и мачты стоят. Так что атом у корейцев пока только военный.

*****

Собственно, вот. Кстати сказать, ровно год назад я был на лекции Константина Асмолова, на тот момент только что вернувшегося из Северной Кореи - об этом мне сегодня услужливо напомнил фейсбук. Забавное совпадение, однако, грозящее перерасти в традицию.

Корея, про себя любимого

Previous post Next post
Up