Коммерсантъ(Казань) № 180 (4478) от 29.09.2010
КамАЗ судится с германским производителем детских игрушек, который импортирует в Россию китайские машинки, по внешнему виду напоминающие грузовики «КамАЗ». В компании поясняют, что в рамках программы по защите товарного знака за последний год выиграли около «десятка дел». Юристы называют судебный процесс КамАЗа просто «рекламным поводом», полагая, что выиграть дело в суде будет сложно.
ОАО «КамАЗ» обвинил ООО «Бауер» - российскую «дочку» германского производителя игрушек Bauer в нарушении исключительного права на товарный знак «КамАЗ» и подал иск в арбитражный суд Москвы.
По мнению истца, «Bauer завозит на территорию России игрушечные модели автомобилей „КамАЗ“, в основном из Китая». «При этом никаких прав на торговую марку они не имеют», - говорит руководитель департамента по связям с общественностью КамАЗа Олег Афанасьев. «Мы предоставляем право на использование нашего товарного знака, если к нам обращаются официально. Компании, которые работают под торговой маркой „КамАЗ“, в том числе и по сувенирной продукции, есть», - подчеркнул он. Перспективы судебного дела на КамАЗе не комментируют, ссылаясь на то, что «это может рассматриваться как инструмент давления на суд». В «Бауер» „Ъ“ вчера сообщили, что об этом иске ничего не знают.
ООО «Бауер» реализует в России игрушечные пистолеты, ружья, луки, арбалеты, модели автомобилей, игровые наборы, конструкторы для детей, мягкие игрушки. В каталоге компании представлены фотографии игрушечных грузовых машин, которые по внешнему виду напоминают продукцию КамАЗа. Уставный капитал составляет 490,4 тыс. рублей. Финансовые показатели не раскрываются.
Олег Афанасьев отметил, что «КамАЗ давно ведет планомерную работу по отстаиванию своего товарного знака». «Иск против ООО „Бауер“ один из многих. Только за последний год нами было выиграно порядка десяти судебных дел против производителей контрафактных запчастей, упаковки и прочих, незаконно использующих наш товарный знак», - поясняет он. Результатом судебных разбирательств стало изъятие контрафактной продукции из оборота недобросовестного производителя и штраф в пользу государства в размере от 10 тыс. до 30 тыс. рублей.
Опрошенные „Ъ“ автоконцерны сообщили, что работают с производителями игрушечных моделей по лицензионным соглашениям. В компании Volvo Trucks Russia „Ъ“ отметили, что «все те игрушечные машины, которые продаются в России под брендом Volvo, произведены по их заказу в рамках Volvo Trucks Merchandise Collection (торговая коллекция грузовиков Volvo) специальной компанией». В компании MAN рассказали, что право производить модели грузовиков MAN предоставлено двум компаниям в Мюнхене, где находится головной офис производителя. «Мы их закупаем там, - сказали „Ъ“ в российском представительстве MAN. - С проблемой китайских подделок мы не сталкивались».
Управляющий партнер Казанского юридического центра Фанис Биляев предположил, что в иске КамАЗа скорее всего речь идет о статье 1515 ГК РФ («ответственность за незаконное использование товарного знака»). «КамАЗ вправе потребовать изъятия из оборота и уничтожения контрафактного товара и выплаты с нарушителя компенсации - в размере от 10 тысяч до пяти миллионов рублей (определяется судом) или в двукратном размере стоимости товаров, на которых был незаконно размещен товарный знак», - говорит господин Биляев.
Управляющий партнер юридического агентства «Юнэкс» Эдуард Зяббаров считает, что у КамАЗа небольшие шансы на выигрыш дела. «Если производитель игрушечных автомобилей предлагает на рынке точные копии „старших собратьев“, тем более с указанием логотипа, то законодательство предусматривает наличие лицензии, - поясняет он. - В случае с КамАЗом „дочка“ немецкой компании „Бауер“ лишь продавала игрушки, похожие на продукцию камского автопроизводителя. КамАЗу придется доказать, что „Бауер“ использовал дизайн, изначально разработанный автозаводом. Игрушка должна быть похожа на настоящий „КамАЗ“ до степени смешения. Мы оцениваем такой процесс, как длительный, дорогостоящий, требующий экспертизы с обеих сторон спора. По-видимому, этот процесс лишь рекламный повод».
источник:
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1512392