Собор 1926 год о новом устройстве ИПХС

May 29, 2024 10:49

«Корнило-федоровское» ОПИСАНИЕ
БОЛЬШОГО БЕСЕДНО-РАЗБИРАТЕЛЬНОГО И СУДЕБНОГО СОБОРА
Бывшаго с 25-го Сентября и по 1-е Октября 7435 года

Глава 4-я.
Второе заседание: собеседование о церковном управлении.
26-го Сентября 7435 г.
«Тогда в числе других вопросов, был со стороны предложен вопрос, почему у нас формы иночества нет, и мы Ал. Вас. называем не одинаково с ними. Такой вопрос требовалось разрешить, и доказать его основания от учения предков.
В виду того были прочитаны нами все данныя от предков, конечно без пояснений и обвинений на их сторону, но с заключением, что на этом основании учения предков, мы не имеем иноческаго пострижения, не носим видимой формы иночества, а также не можем принять и считать законным тот самопостриг которым Ал. Вас. воспользовался для возстановления утраченнаго пострижения и видимой формы иночества. Объяснение это заняло 25-ть минут.
В то время из их партии, и к ним, дали записку прося разъяснения почему и на каком основании у вас это имеется.
Они заявили собору что и у нас есть подобная записка, следовательно, мы тоже имеем право говорить о сем 25-ть минут. Им позволили. Оснований своего пострижения они коснулись в свое время не особенно много, но зато с большим напряжением провели обвинительную речь на нас якобы хулящих истинное преемственное пострижение. Приуподобили нас иконоборцам еретикам - Копрониму, а в России жидовствующим о которых писал преп. Иосиф Волоцкий. Сопровождая читанныя выдержки громкими порицаниями, они заключили что иночество не новость, в церкви оно было, и порицающии таковое, есть не христиане, а вот такие и такие еретики и проч.
Опять раздражение и упреки посылались на них, что о вас беседовали старцы без порицаний, почему же вы провели речь особо-порицательную. Оправдывая себя они сослались, что поводы к порицанию они находят в неосторожных выражениях некоторых старцев, которые во время соборных прений, выражались о их камилавке иронически-просто - «шапка». За то они так на нас и обозлились.
Подробно о положениях иночества было особое соборное собеседование и составлен Соборный акт. Мы коснемся этого вопроса ниже при описании того заседания».

Глава 5-я.
Занятия во время перерыва собора-голосования и акты.
27-го Сентября 7435 г.
«Днем приходил к нам благодетель Петр Феоктистович побеседовать кое о чем, и, между прочим он сообщил нам, что Ал. Вас. сказал мне на одинок во время второго заседания собора, когда я вышел в коридор освежиться и Александр Вас. тоже за мной вышел.
В комнате которая служила им моленной мы были одне, и я стал убеждать Ал. Вас. к миру, взаимным уступкам друг другу и проч. …
Он на это мне, между прочим сказал: «я бы чего нибудь и поделал здесь, да мне уж молодые-то не дают» …
Мне Петру Феоктистов. было видно и без признания, что молодые-то собеседники с широкими замахами, и остановить их действительно трудно. Но и Ал. Вас. в этом сознался».

Глава 13-я.
Последнее Соборное заседание «о иночестве», разсмотрение основании их пострижения.
Вечер 1-го Октября 7435 г.
«Посему далее, собеседование о иночестве тоже носило бурный порицательный характер. Александр Вас. и здесь не выдерживал ― уходил. Его место занимал в его отсутствие Д. А. Коровин (теперь Александр).
Выяснилось, что не имевшему пострижения постригать нельзя. С этим соглашались и они. Только по их понятию легко пострижение получить и преемство сделать, ― самому себя постричь да и только. Тут и благодатное будет и преемственное.
Правил на это, конечно, нет.
Случаи древлей церкви некоторых лиц говорят только о одевании иноческой одежды самому на себя, но, не о пострижении самому себя.
С их стороны в тех же данных подразумевается другое.
Доводы от св. правил и прочаго писания не могут заставить их вернуться с излюбленнаго собой пути.
Пострижение у них принято преимущим, нужно оправдывать его во чтобы то ни стало. Дух христианской свободы на основе благодатнаго Христова закона, у них придавлен авторитетом преимущаго. Все правила и события церковной истории прошедших веков изъясняются ими с заранее определенной целию, чтобы их глава был прав, а иначе все тело поместной церкви в заразе и згнило.
Ставропигию он поставил ― это догмат. Пострижение принял ― обдержный закон. После пострижения преимущий ― и это правильно. Что говорит о том св. Соборная церковь, как постановлено соборами в правилах, это для них вопросы второстепенные, их можно при случае и перетолковать.
И кстати сказать: довольно своеобразно они оправдывали пред собором Александра Вас., который, после пострижения одевшись в Арсения, опять правит братией, и во все время состоял и состоит на степени преимущаго надо всеми. Та задача, что прострижение вместе с совлачением риз совлачает и сан, их не смущала, они не могли себе представить, тот-ли ему сан возвратили, или новый дали. Задавшись оправданием Александра Вас. собеседник над тем тоже не задумывался. Когда при соборе в настоящем собеседовании, такой вопрос был затронут, то, собеседник, взяв в правилах по славянской Кормчей, что пострижение снимает всякой чин; епископа, презвитера и диакона, он обратился к св. Иоанну Новгородскому, который, после презвитерства был пострижен, и потом поставлен Архиепископ.
Затем из кн. Здравомыслова Иерархи Новгородские (стран. 19 и 20), прочитал что и Моисей поставлен и правил также.
Еще дальше: Номоканон изследование Павлова (стран. 224), где изследователь ссылаясь на факты в Греции в 1389 г., выражает, что по просьбе братии можно и допустить править, если к тому мало лиц, на то способных. По разъяснении такого довода, их собеседник, обращается к своему собранию с вопросом:
«А вы братия желаете ли чтобы отец Арсений был вам преимущий?»
Все закричали: «Желаем!! Он нужен нам!!.. Необходим!.. Без него нельзя!» и проч. т. под. …
«Вот тебе и закон», дал заключение собеседник на такие крики, «раз братия желают и просят, так и можно. Более ничего и не требуй» …
Такой вывод был почти и заключением, если не считать заключением порицательных текстов и приуподоблений нас Копрониму-иконоборцу, и жидовствующим в России еретикам, что собеседник в течении своих речей, делал, может быть, более десятка раз.
Они знают, что примеры эти к нам вовсе неподхожи, но если других нет, то и они хороши. Без порицаний по их школе и практике беседовать не допускается.
Отрадно для них то, что в малоизследованном вопросе им удалось в первый раз пройти по таковому пути, что вся их речь служила как бы покрывалом нашей и заключение также.
Когда форма заключения у собеседников была проведена, тогда Александр Вас. встал и говорит:
«Братия я Арсений! Не называйте меня более Александром!.. Я инок Арсений!» и проч.
Поднялся шум … крики … Одни говорили: «Не доказал что Арсений». Другие: «Для своих ты Арсений они и так это знают, а для нас Александр! Раскол произвел ты!» и проч.
Ни сам Александр Вас. ни один из его собеседников не заявили, что нужно еще соборовать, еще прительно беседовать о разных предметах раздела. Все насытились, и повидимому были рады что дошли по условию до конца.
Соборное прение порядочно озадачивало ту, и другую стороны. Не много было у них таких лиц, которые могли вести оное с успехом, как им это казалось, ― только, двое, но и те утомились. Конца дела были рады.
Мы стали книги укладывать, сами одеваться и собираться уходить. Время было в полночь.
Александр Вас. не заявлял что собор не кончен. Стали прощаться с нами.
По видимости простились, но в душе враги, это было ясно, говорили только уста; но, из тех же уст и в тоже время у некоторых лиц, особенно с их стороны, вылетали и порицания. На то и наши не молчали. Сердце было далеко друг от друга, и верно … Минуты исторически ― грустные. Наше стремление к единству с ними во Христе получает такой печальный конец. Но никто не мог из наших на его личное единство решиться. Все признали в конечном итоге, что мы с ними не одно, но два: и пропасть между нами и ими велия утвердилась».

№21
О иночестве.
7435 года Октября 1-го дня.
«В поздний вечер этого дня соборне было выслушано и разсмотрено собеседование о «иночестве» в связи с самопостригом старицы Агнии от которой произошло у Александра Вас. пострижение, и как выяснилось: что это действие они поставили в закон как и прежде в православной церкви. Горячо оправдывая самопостриг Агнии они приводили в пример преп. Аполинарию и Матрону, но из их примера невозможно вывести закона, или даже дозволения на самопостриг. Далее ссылались на предков Никиту Семен. Романа Логин. будто бы разрешивших в Сибири некоему Евсигнию постричься, и на Корнилия Петров., который, будто-бы, благословил, и даже понуждал Агнию на самопострижение. Но их такие шаткие и непостоянные доводы были опровергнуты свидетельскими показаниями, что у предков, Ник. Сем. и Ром. Логин. ничего такого не бывало, а только снисходительно было допущено вышеупомянутому Евсигнию носить одну рясу, и не как иноческую одежду, а только вместо кафтана, а не постригаться. А блаж. памяти Корнилий Петр. сам в своем возражении вполне отказался, что будто-бы когда-то благословлял стар. Агнию на самопострижение. Затем, целым рядом ясных доводов от предков, было нами доказано что старец Евфимий, сам нося иноческую одежду а ученикам надевать не дозволял1, а старейший Феодор Иванович вместе с Ник. Сем. написали что священства и чина иночества церковь не сохранит2, потому что мы лишились содействия этого, то есть пострижения. И не носим этого не ради лености или небрежения но нужды ради належащия яко невозможно3, за прекращение оного пострижения получить.
К сему было нами доказано, что в последнее время весь иноческий чин отнюдь в погибель отлучится4. И будут спасаемии малии возлюбившие пост молитву и смирение, на это указывал и Никита Сем. когда писал (в ответе на 7-й вопрос Запошехон. и Чуровских старц.). Что в царство Антихристово крестоносное иноческое житие нужно, а не самопострижение, посредством котораго Ал. Вас. возстановил форму иночества.
Но раз мы видим сказанное в писании, кто что имеет то и дает5, а раз преемственное пострижение утратилось, то и невозможно посредством самопострига оное допустить.
А такой новопоявившийся и безчинный самопостриг оболгавший наших предков Никит. Сем. и Ром. Логин. и Корнилия Петров., которые сего не допускали, и сами оного не приняли, и мы, соборне признаем беззаконным, и безчинным, и, даже - богохульным».

https://starajavera.narod.ru/SoborVichuga1926.html

ИПХС в лицах, обычаи и традиции ИПХС, истории из жизни ИПХС, рассуждения по разным вопросам у ИПХС

Previous post Next post
Up