9 лет назад, когда я готовился к съемкам
фильма о музее Лермонтова (кстати, этот фильм начал сниматься как раз вместо нынешнего), я много читал о поэте и никак не мог взять в толк, почему он постоянно размышляет на тему «Героев нашего времени», страдая от того, что «Богатыри - не мы». Тогда мне это казалось чудачеством. Оказалось - напрасно. В эту свою экспедицию я ощутил тоже самое. Со съемками этого фильма я точно опоздал лет на пять…
Мастера учили нас, что режиссер не должен рассказывать о том, почему не получился тот или иной кадр, сцена, эпизод и как он был задуман: во-первых - это зрителю не интересно, во-вторых это уничижает режиссера, показывая его профнепригодность, а в-третьих в любом случае это будет похоже на нытье. В принципе, я с этим согласен, но тут, пожалуй, всё-таки позволю себе поразмышлять на тему, почему у меня не получилось снять то, что я хотел.
Ну, единственная, пожалуй, объективная причина - это сроки. Одно дело, когда в советское время в день снималось по 1,5-2 минуты полезного метража, другое дело, когда за час-два тебе надо умудрится и познакомится с человеком, и разговорить его, и еще успеть задать нужные вопросы. Причем в подавляющем большинстве случаев эти люди случайны (а порой и просто подсунуты их начальниками без права снимать кого-то другого) и мало тянут на героев, однако отступать уже поздно и приходится пытаться выжать из них хоть что-то. В общем из всех интервью в таком режиме реально удалось только одно, несколько вообще провалилось, а из остальных живые куски придется собирать по фразам. Налицо нарушение технологии - не было выбора натуры, когда и надо заниматься поисками тех, кто реально может стать героем фильма или хотя бы внятно ответить на вопросы. Время - деньги, отсутствие денег - отсутствие времени. Но тут я сам виноват - назвался груздем, полезай в кузов - нечего тогда и браться было…
С другой трудностью я столкнулся впервые. Это невменяемость интервьюируемых. Причем как вызванная болезнью (у одного были провалы в памяти - как в долговременной (не мог вспомнить, сколько ему лет и пр.), так и в кратковременной (начиная отвечать на вопрос вдруг замолкал, уходил в себя, а потом не мог вспомнить, на какой вопрос отвечает), другой всё время плакал в кадре, начиная что-то вспоминать), так и типичной болезнью местечковой интеллигенции - зашоревания по любому поводу (один вдруг выдал, что во всем виноваты католики с их англосаксонской протестантской (!!!) жизненной доктриной и далее уже не отходил от этой своей убежденности, другой заявил, что Приморье - территория инопланетян и что они не хотят, чтобы там жили люди, отсюда и все беды). И если с первыми еще как-то можно было поговорить, то со вторыми - намного сложнее. Во всяком случае - мне.
Ну, а третья причина знакома всем, кто имеет опыт в записи интервью - большинство людей косноязычны, не могут выстроить предложение длиной больше пяти-шести слов, тушуясь перед камерой начинают путать слова, а чаще всего переходят на казенные ничего не значащие выражения. С этим, конечно, можно бороться, иногда даже успешно, но в целом это очень утомляет. Самое интересное в документальном кино - живую речь, получить весьма затруднительно. Когда б вы знали из какого сора…
Ах да, чуть не забыл главное - собственно, с чего начал. Перевелись герои-то у нас. Ушло то поколение, в котором можно было найти «нравственные маяки». Я старательно и целенаправленно искал их повсюду в течении всех 27 дней. Но тщетно. И дело тут даже не в сжатых сроках. Время у нас не героическое. «Богатыри не мы».
Резюме: в этом фильме я изначально планировал отойти от внятной последовательно-повествовательной речи героев, перейдя к изложению той же самой информации, но в виде эдаких экспрессивных «мазков» жизненных историй, однако мало из кого это удалось выжить. Пожалуй, в этом смысле лишь одно интервью можно считать удачным - человек так и сыпал образными примерами в ответ на каждый мой вопрос, хотя довольно быстро и уходил куда-то в сторону.
Ну вот, как-то так. Надеюсь, однако, что в фильме всего вышеописанного не прочтется, ибо буду выжигать каленым железом. Если получится :-))
P.S. А вот погода не подвела - дождливым выдался лишь один день, в остальном если дождь или облака были, то только ровно до тех пор, пока я не ставил камеру. Сразу после этого выходило солнце и заходило аккурат после того, как эпизод был отснят. Ну, за очень редким исключением…