посмотрел фильм "Царь" P. Lungina. полудурок на полудурке, отвратные лица, обшарпанные стены в покоях государя, как-то (по слабоумию своему?) расширившего, вопреки безумствам и лютовству, территорию своего царства в разы, благодаря, возможно, не только воинской доблести окаянных русских, но и силе оружия и военным навыкам организованного войска. да и сам Грозный полководец был, как-никак.
а на экране видим осыпающиеся крепостные стены, внутри укреплений - единичные деревянные развалины да царские палаты. и больше ничего на этой защищённой, оттого дорогой, привилегированной земле. или казна Ивана Грозного пуста была?
гурьба диких всадников в звериных шкурах сражается с сотней польских рыцарей, блещущих латами, побеждает силою (так смотрится!) иконы Богородицы, завалившей мост. "немец" строит из дерева, приспосабливая чертежи Леонардо, пыточные машины, царь дивится, шут ликует, с лица царицы, "блудницы вавилонской", не сходит зловещая улыбка. нескончаемая вакханалия русского царя. святая Церковь бессильна.
жизнь государства протекает на фоне стаи остервеневших опричников, вопящего шута, почти столь же беззубого и слюнявого (батюшка Охлобыстин), как сам самодержец (воцерковлённый Мамонов). однако чист и благороден митрополит. под царским крыльцом в самом сердце Московии - столичный люд: страшные, надрывные, покорные рабы, якобы несущие на себе печать "русского язычества" (не чуждого здорового тела, но, прежде всего, запретного знания-языка великих предков, от которых большой привет зрителям в виде медведя). но буквально луч света в царстве тьмы, "ереси" и Зверя ... христианский митрополит Филипп, "гость на этой земле", стало быть человек Мира-Вселенной. несчастный, занесло же его ...
откуда же столько немытых, искорёженных, непременно опьянённых каким-то адским восторгом и вечно немытых рож, в каком дурном сне Лунгин их увидал? это авторские комплексы лезут?
не хочу цепляться и требовать исторической достоверности, - это же авторский взгляд, искусство. а у меня просто субъективное, авторское впечатление. понравилась, например, символика сюжета о девочке, Богородице, вухане-мишке и царе.
вот только по поводу бань. париться (и мыться) на Руси любили всегда. чумазых рыл, тем более зимой, когда белые снега кругом, быть не могло. православный Лунгин путает Русь с культурной Европой.
многие народные обычаи были живы ещё лет двести-триста назад:
(
http://catherine-catty.livejournal.com/71223.html ):
"Казанова, всемирно известный покоритель женщин, чье имя стало нарицательным, высказался следующим образом.
«По субботам я ходил с ней в русские бани, дабы помыться в обществе еще человек 40, мужчин и женщин, вовсе нагих, кои ни на кого не смотрели и считали, что никто ни них не смотрит. Подобное бесстыдство проистекало из чистоты нравов».
А.Н.Радищев:
«Бани бывали и ныне бывают местом любовных торжествований. Путешественник, условясь о пребывании своем с услужливою старушкою или парнем, становится на двор, где намерен приносить жертву всеобожаемой Ладе. Настала ночь. Баня для него уже готова. Путешественник раздевается, идет в баню, где его встречает или хозяйка, если молода, или ее дочь, или свойственницы ее, или соседки. Отирают его утомленные члены; омывают его грязь. Сие производят, совлекши с себя одежды, возжигают в нем любострастный огнь, и он препровождает тут ночь, теряя деньги, здравие и драгоценное на путешествие время..."
Ш.Массон:
"...Когда мужчина хочет вымыться отдельно, его часто моет и парит женщина: она тщательно и с полным равнодушием исполняет эти обязанности. В деревне устройство бань старинное, то есть там все полы и возрасты моются вместе, и семья, состоящая из сорокалетнего отца, тридцатипятилетней матери, двадцатилетнего сына и пятнадцатилетней дочери, ходит в баню, и члены ее взаимно моют и парят друг друга в состоянии невинности первых человеков.
Эти обычаи не только кажутся нам оскорбительными, но они и действительно оскорбительны у недикого народа, уже носящего одежду, но, в сущности, они вовсе не являются результатом развращенности и не свидетельствуют о распутстве. Скажу больше, вовсе не эти бани доводят народ до распутства, наоборот, они, несомненно, очень полезны для него. Сердце русского юноши не трепещет и кровь не кипит при мысли о формирующейся груди. Ему нечего вздыхать о тайных, неведомых прелестях - он уже с детства все видел и все знает. Никогда молодая русская девушка не краснеет от любопытства или от нескромной мысли, от мужа она не узнает ничего для себя нового…»
(
http://www.kontinent.org/article_rus_478ffbca43944.html )
"Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни - и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Королева Испании Изабелла Кастильская за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Знаменитый сердцеед король Генрих IV за всю свою жизнь мылся всего три раза. Из них два раза по принуждению. Дочь одного из французских королей умерла от вшивости. Папа Климент V скончался от дизентерии, а Климент VII, как и король Филипп II, погиб от чесотки. Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений, и его тело покрылось гнойниками.
Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались исключительно ароматической пудрой.
Несколько раз упоминались просвещенные римляне, которые строили в варварской Европе акведуки и термы-бани. Куда же они подевались? Некоторые исследователи возводят вину на христианство. Ведь в одном лишь Риме насчитывалось более тысячи терм, но христиане, придя к власти, их все закрыли. Дескать, христиан раздражали ритуальные омовения иудеев, а позже, мусульман. Апостольскими же правилами христианам запрещалось мыться в одной бане с евреем. Действительно, паспорт с пятой графой не спросишь, обрезан али нет, не в лупу же рассматривать - можно и мочалой по мордам получить. Проще простого взять да закрыть. Обычай мыться в бане пытались возродить крестоносцы, соприкоснувшиеся с этим обычаем на Востоке. Ветры Реформации развеяли эти попытки, как дым от костра тамплиеров.
На православной Руси издревле почитали баньку. Это единственное строение, которое не освящают, так что остается некий «уголок», посвященный языческим богам. Недаром девушки приходят сюда гадать, сняв кресты и золотые украшения, но оставляют браслеты из дерева или веревочек. Сотрудник отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата священник Всеволод Чаплин признает, что «церковь испытывает большие затруднения в связи с тем, что наше каноническое право сегодня не всегда можно применять буквально. Иначе всех нужно отлучить от Церкви. Если православный ходит в баню, то он должен следить за тем, нет ли рядом еврея. Ведь по каноническим правилам православному нельзя мыться в бане с евреем».
Однако мылись и моются православные в бане, потому что не истребили в себе до конца язычества. В отличие от погрязшей в вони и нечистотах Европы, поспешившей сначала отринуть свои языческие корни, как Европа нынешняя, которая отрекается от истоков христианских. Во имя доведенной до абсурда косной Догмы".
снято без любви. с ненавистью и отвращением, мне показалось.