Rotten Aparts: 60 лучших фильмов 2010-2017-х годов по версии 2017 года

Jan 29, 2018 05:33


В конце лета прошлого года я принял участие в голосовании, посвящённом очередной выборке «лучших фильмов от Rotten Aparts». Следует сразу внести некоторую ясность: весь наш маленький синефильский прожект, если быть до конца честным, точнее всего отражает современное положение дел в кинематографе, текущий, так сказать, момент, именно поэтому данный список для нас особенно важен. На этот раз мы увеличили число анкет за счёт некоторых любителей (и профессионалов!) кино, не состоящих в сообществе. Это должно было внести некоторую непредсказуемость в конечный результат, ведь в 2014 году уже была выборка по фильмам XXI века, да и ежегодный Blue Swan позволял более-менее точно определить победителей.

Коротко о системе голосования. Участникам предлагалось выбрать 30 лучших фильмов с 2010 по 2017 год. Маленькое уточнение: «2017» в названии топа - сущая формальность, так как к середине прошлого года самые интересные релизы ещё не попали в международный и тем более российский прокат. И без этого набрать 30 достойных упоминания кинолент за несколько лет - не такая уж сложная задача. Каждый из списков был поделён на три части. Лучшие пять получали по 2 балла, следующая десятка - 1.5 балла, а оставшиеся пятнадцать по 1 баллу. Приведённый ниже топ представляет собой сумму из 33 подобных анкет.

1) Бёрдмэн | Birdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance) | Алехандро Гонсалес Иньярриту | 2014
2) Развод Надера и Симин | Jodaeiye Nader az Simin | Асгар Фархади | 2011
3) Древо жизни | The Tree of Life | Терренс Малик | 2011
4) Социальная сеть | The Social Network | Дэвид Финчер | 2010
5) Манчестер у моря | Manchester by the sea | Кеннет Лонерган | 2016
6) Драйв | Drive | Николас Виндинг Рефн | 2011
7) Побудь в моей шкуре | Under the Skin | Джонатан Глейзер | 2013
8) Безумный Макс: Дорога ярости | Mad Max: Fury Road | Джордж Миллер | 2015
9) Охота | Jagten | Томас Винтерберг | 2012
10) Мастер | The Master | Пол Томас Андерсон | 2012

Давайте сразу перейдём к анализу верхней части списка. Лично я приятно удивлён лидерством «Бёрдмэна». Это редчайший пример современного фильма, сочетающий в себе новаторскую форму, хороший сценарий и доступность. Более подробно свои впечатления я описал в рецензии. Иньярриту - один из самых ярких околомейнстримных режиссёров наших дней, в этом отношении ему может составить серьёзную конкуренцию разве что Пол Томас Андерсон, чей «Мастер» замыкает десятку. Оба снимают с оглядкой на Новый Голливуд и семидесятые, но при этом серьёзно продвинулись в освоении самых передовых технических средств кинопроизводства. Например, «Бёрдмэн» возводит в абсолют иллюзию бесшовного монтажа. И это не просто прихоть, а важное творческое решение, поддерживающее необходимый темп повествования. Разумеется, значительная часть успеха фильма связана с выбором оператора, Эммануэль Любецки - настоящий мастер своего дела. Интересно, что с его именем у многих ассоциируется и относительный успех «Древа жизни». Можно по-разному относиться к позднему Малику (впрочем, именно его я считал фаворитом до объявления результатов), но на третьей строчке нашего списка размещается, в первую очередь, безумно красивое кино. А ещё мексиканский оператор вместе с Альфонсо Куароном приложил руку к созданию самого впечатляющего 3D-фильма, «Гравитации», которую можно обнаружить в нашем топе чуть ниже. Возросшее значение визуальной эстетики - первый очевидный тренд списка. Некоторые фильмы, например, «Побудь в моей шкуре» практически целиком построены на сложных необъяснимых образах. Это чертовски странно, притягательно и во многом подчёркивает уникальность языка кино, языка, не устану повторять, совершенно самодостаточного. На том же поле играют такие разные вещи как «Драйв» и «Безумный Макс: Дорога ярости». И если первый отличается откровенно претенциозным визуальным рядом, то второй - чистый аттракцион.

Тем не менее, в верхней части итогового рейтинга нашлось место более традиционному и универсальному типу киноискусства. В частности «Социальная сеть» - классический представитель сценарного кинематографа. Соркин за годы своей деятельности успел превратиться в настоящую звезду, что вообще редко случается со сценаристами. Другой сценарист, севший во второй раз в режиссёрское кресло, создал один из самых обласканных критиками фильмов прошлого года, «Манчестер у моря». Конечно, это в том числе и актёрское кино, что подтверждает Оскар за лучшую мужскую роль Кейси Аффлека. Лучшим же образцом крепкого скрипта и выдающейся игры я считаю «Развод Надера и Симин». Эта иранская драма не просто так попала в топ imdb. Асгар Фархади снял один из самых универсальных фильмов в нашем списке.

На самом деле, очень показателен тот факт, что универсальным фильмом я называю психологическую драму, снятую за $500 000. Можно ведь сказать, что «Развод...» - явление сугубо нишевое. В топ-10 нет ни одного тайтла, за исключением «Безумного Макса», рассчитанного на самый широкий круг зрителей. Да, та же «Социальная сеть» собрала 225 миллионов, но это поставит её на 33 место по сборам в перечне фильмов 2010 года. Тот же «Безумный Макс» едва избежал коммерческого провала, а «Древо жизни», «Побудь в моей шкуре», «Охота» и «Мастер» - проекты, насколько мне известно, убыточные. Гораздо выгоднее снимать однотипные блокбастеры, да и показывать в кинотеатрах прибыльнее всего именно их. Такова современная аудитория, с этим ничего не поделаешь. Наверное, никогда ещё в истории кино индустрия развлечений и подлинное искусство не находились на таком обескураживающем удалении друг от друга. Возможно, маленькие авторские проекты вообще исчезнут с больших экранов, так как стремительными темпами развиваются стриминговые сервисы.

11) Кэрол | Carol | Тодд Хейнс | 2015
12) Туринская лошадь | A torinoi lo | Бела Тарр | 2011
13) После мрака свет | Post Tenebras Lux | Карлос Рейгадас | 2012
14) Меланхолия | Melancholia | Ларс фон Триер | 2011
15) Одержимость | Whiplash | Дэмьен Шазелл | 2014
16) Ограбление казино | Killing Them Softly | Эндрю Доминик | 2012
17) Начало | Inception | Кристофер Нолан | 2010
18) Стыд | Shame | Стив МакКуин | 2011
19) Жизнь Адель | La vie d'Adele | Абделатиф Кешиш | 2013
20) Лобстер | The Lobster | Йоргос Лантимос | 2015
21) Любовь | Amour | Михаэль Ханеке | 2012
22) Уильям Тёрнер | Mr. Turner | Майк Ли | 2014
23) Внутри Льюина Дэвиса | Inside Llewyn Davis | Итан Коэн, Джоэл Коэн | 2012
24) Выживут только любовники | Only Lovers Left Alive | Джим Джармуш |2013
25) Милая Фрэнсис | Frances Ha | Ноа Баумбак | 2012
26) Она | Her | Спайк Джонз | 2013
27) Под покровом ночи | Nocturnal Animals | Том Форд | 2016
28) Табу | Tabu | Мигел Гомиш | 2012
29) Однажды в Анатолии | Bir Zamanlar Anadolu'da | Нури Бильге Джейлан | 2011
30) Полночь в Париже | Midnight in Paris | Вуди Аллен | 2011

Надо признать, что в первой половине списка доминируют сугубо авторские фильмы. Тут хватает как европейского артхауса, так и американского инди, но отдельного упоминания заслуживает мексиканский адский арт «Post Tenebras Lux». Рейгадас - один из тех немногих режиссёров, кто развивает язык современного кинематографа. Если Глейзер вам показался странным, то мексиканский гуру способен удивить ещё больше. Сцена, открывающая фильм, пожалуй, одна из лучших, снятых в XXI веке. Конечно, это ещё один достойный повод вспомнить о визуальном тренде. Стоит обратить пристальное внимание и на победителя Blue Swan 2015. Я когда-то писал о стилизации Хейнса: «Это не просто возврат в прошлое через трюк с переодеванием, в «Кэрол» время дышит». Ну, а про чёрно-белую «Туринскую лошадь» и бесконечные длинные планы Тарра, наверное, и говорить нечего - эта совершенно особая эстетика. Удивительно, что именно эти фильмы оказались рядом.

Наверное, самое приземлённое (в хорошем смысле) кино из этой части списка - «Одержимость». Шазелл попал в топ сразу двумя своими работами, но первая лично мне кажется гораздо более интересной и убедительной. Впрочем, по-настоящему массовый фильм - это всё-таки «Начало». 825 миллионов сборов, более полутора миллионов оценок на imdb (у Рейгадаса, для сравнения, 3800 оценок) - о чём-то это да говорит. Нолан - один из немногих откровенно развлекательных режиссёров, который по каким-то неведомым причинам до сих пор интересен критикам и синефилам.

Из «облегчённых» вариантов авторского кино и мейнстрима, позволяющих расслабиться, можно выделить «Полночь в Париже», «Милую Фрэнсис» и «Она». Мало кто помнит, но именно фильм Спайка Джонза удивительным образом одержал вверх над конкурентами на Blue Swan 2013. Победитель Blue Swan 2012, «Табу», расположился ещё чуть ниже, а главный фильм 2014 года, «Уильям Тёрнер» несколькими строчками выше. Вещи, конечно, совершенно разные, что в очередной раз доказывает широкий спектр взглядов участников сообщества.

На кого ещё обратить внимание? В список попали как мэтры, например, Ханеке, Триер, Джармуш, братья Коэны, так и относительно молодые режиссёры, чья карьера находится на подъёме. Напомню, что Шазеллу всего 33 года! Тому Форду уже 56, но он дебютировал только в 2009, успев снять к настоящему дню два действительно талантливых фильма. В том же 2009 все с восторгом обсуждали «Клык» Лантимоса, и после этого грек только набирал обороты. За ними будущее.

31) Джанго освобожденный | Django Unchained | Квентин Тарантино | 2012
32) Отрочество | Boyhood | Ричард Линклейтер | 2014
33) Отвязные каникулы | Spring Breakers | Хармони Корин | 2012
34) За холмами | Dupa dealuri | Кристиан Мунджиу | 2012
35) Дом терпимости | L'Apollonide (Souvenirs de la maison close) | Бертран Бонелло | 2011
36) Левиафан | Андрей Звягинцев | 2014
37) Советник | The Counselor | Ридли Скотт | 2013
38) Ла-Ла Ленд | La La Land | Дэмьен Шазелл | 2016
39) Корпорация "Святые моторы" | Holy Motors | Леос Каракс | 2012
40) Прибытие | Arrival | Дени Вильнев | 2016
41) Гравитация | Gravity | Альфонсо Куарон | 2013
42) Кладбище блеска | Rak ti Khon Kaen | Апитчатпон Вирасетакул | 2015
43) Волк с Уолл-стрит | The Wolf of Wall Street | Мартин Скорсезе | 2013
44) Перед полуночью | Before Midnight | Ричард Линклейтер | 2013 2
45) Цель номер один | Zero Dark Thirty | Кэтрин Бигелоу | 2013
46) Трудно быть богом | Алексей Герман | 2013
47) Врожденный порок | Inherent Vice | Пол Томас Андерсон | 2014
48) Чёрный лебедь | Black Swan | Даррен Аронофски | 2010
49) Интерстеллар | Interstellar | Кристофер Нолан | 2014
50) Омерзительная восьмерка | The Hateful Eight | Квентин Тарантино | 2015
51) Американская милашка | American Honey | Андреа Арнольд | 2016
52) Ида | Ida | Павел Павликовский | 2013
53) Укрытие | Take Shelter | Джефф Николс | 2011
54) Комната | Room | Леонард Абрахамсон | 2015
55) Король говорит! | The King's Speech | Том Хупер | 2010
56) Стрингер | Nightcrawler | Дэн Гилрой | 2013
57) Несколько женщин | Certain Women | Келли Райхардт | 2016
58) Артист | The Artist | Мишель Хазанавичюс | 2011
59) Великая красота | La grande bellezza | Паоло Соррентино | 2013
60) Неоновый демон | The Neon Demon | Николас Виндинг Рефн | 2016

В первую половину списка русским фильмам пробиться не удалось, но в топ-60 попали «Левиафан» и «Трудно быть богом». Нормальный исход, хотя, проведи мы опрос позже, вполне возможно к ним присоединилась бы «Нелюбовь». Ещё любопытно, что в рейтинг пробились сразу три женщины: Кэтрин Бигелоу (что предсказуемо), Келли Райхардт (что справедливо) и Андреа Арнольд (что удивительно). Ну, а кого у нас много, так это старых белых мужчин, особенно американцев. Может, на премиях и решает что-то политика, но в итоге искусство всё равно выше этого. А что же в нашем списке есть особенно экзотичного и необычного? Вы ещё спрашиваете! Конечно, «Кладбище блеска» гениального тайского режиссёра с непроизносимой фамилией и столь же непроизносимым именем. Для меня творчество Апитчатпона Вирасетакула остаётся эталоном современного искусства. Не нужно его сильно бояться, тем более выше упомянут далеко не самый причудливый экранный эксперимент постановщика. У «Кладбища блеска» всего 2512 оценок на imdb и 475 на Кинопоиске. Кстати говоря, в топе присутствует любопытная статистическая аномалия, затрагивающая другой малоизвестный фильм. У «Дома терпимости» на КП 3639 оценок при 4655 оценках на imdb. Не сказать при этом, чтобы русскоязычные юзеры прониклись к Бонелло какой-то особой любовью - средний балл на КП ниже. Похожий случай, но касающийся куда более популярного фильма, «Выживут только любовники»: 56 898 оценок у нас и 72 905 у них. В России традиционно любят Джармуша, что тут ещё скажешь? Обратный пример - «Однажды в Анатолии»: 1634 против 29 909. Господа, Джейлан - живой классик, обратите наконец-таки на него внимание!

В двух словах упомяну тех, кому по тем или иным причинам не повезло. В топ-60 всего один румынский фильм: «Позе ребёнка» немного не хватило для попадания в топ, даже «Сьераневада» оказалась за бортом. Ещё у нас сложилась аналогичная ситуация с итальянцами. Это, конечно, уже вина итальянцев, а не наша как в случае с румынами. Кроме того, в этой выборке на шесть десятков фильмов всего один хоррор. Впрочем, «Неоновый демон» некоторые за ужасы и не считают. Корейский «Вопль» могли бы протащить или «Ведьму», разве нет? Отдельно стоит пройтись по персоналиям. Квентин Тарантино оказался в топе сразу двумя фильмами, но лучший из них находится на скромном 31 месте. Не самый впечатляющий результат от человека, который был с начала девяностых законодателем мод. Увы, но самая мощная вещь Дэни Вильнёва, «Враг», оказалась за пределами числа лучших из лучших. Да, «Прибытие» радует глаз, но не такого ожидаешь от одного из самых перспективных и универсальных режиссёров наших дней. Одного-двух голосов не хватило фильмам, которые могли бы поддержать визуальный тренд: «Сын Саула», «Примесь», «Молодость», «Только бог простит», «Великий мастер». Удивительно, что практически никто кроме меня не впечатлился совершенной эстетикой «Герцога Бургундии» и «Эволюции». И когда я пишу эти строчки, то приходит понимание, что за последние годы было снято куда больше приличных или хотя бы просто примечательных фильмов, чем возможно вместить в скромный перечень из шестидесяти пунктов. Впрочем, давать слишком обширные рекомендации - всё равно что ни давать никаких. Надеюсь, проделанная работа будет кому-то полезна!

списки, rotten aparts, a band apart

Previous post Next post
Up