«Blue Swan» - регулярная ежегодная премия международного синефильского сообщества «A Band Apart», которой отмечаются лучшие достижения в мире кино за календарный год. Премии вручаются с 2010 года в марте-феврале, также сообщество проводит ретроспективные конкурсы (в обратном хронологическом порядке) для определения лучших в более ранние годы. С моей анкетой финального этапа голосования можно ознакомиться
тут. Был и предварительный этап, куда я присылал своих кандидатов, но в двух словах я об этом расскажу здесь. Пришло время подводить итоги!
Blue Swan-2013 Winners
Best Picture - Winner:
Her Можно ли назвать фильма Спайка Джонса неожиданным победителем? В некотором роде, да. Дело в том, что такие проекты, как правило, нравятся многим, но синефилы отдают свой голос более изысканным штучкам, претендующим на нечто большее, чем на звание "качественного мейнстрима". Свой голос я отдал "Советнику", чьему попаданию в десятку очень рад. С другой стороны, "Her" собрал в сообществе 20 положительных отзывов с очень высоким средним баллом при полном отсутствии негативных рецензий. Как ни крути, достойный победитель, твёрдо входящий в мой личный топ-15 по итогам года.
Best Director - Winner:
Мартин Скорсезе (
The Wolf of Wall Street)
Nominees:
Паоло Соррентино (
La grande bellezza)
Альфонсо Куарон (
Gravity)
Александр Пэйн (
Nebraska)
Абделатиф Кешиш (
La vie d'Adele)
Вторая по важности номинация, к сожалению, осталась в этом году без моего фаворита: Калин Питер Нецер ("Поза ребёнка") даже не попал в число номинантов. На первом этапе я голосовал ещё за Германа, Скотта и Соррентино. Только итальянец пробился в пятёрку. При финальном голосовании ситуация была патовая. Меньше всего мне нравится из номинантов Пэйн. Роль Куарона в "Гравитации" я считаю незначительной. Кешиш, в принципе, очень неплох, но его фильм о лесбиянках совершенно не похож на универсального фаворита-режиссёра. Напомню, что в Каннах приза за режиссуру он так и не получил - эта ветка досталась Эскаланте, чей фильм до сих пор до нас не доехал. Мне очень хотелось, чтобы приз отошёл автору эстетской "Великой красоты", но для сообщества эта вещь оказалась, видимо, слишком постмодерновой. Приняли работу Соррентино весьма прохладно. Скорсезе - это такой попсовый выбор. И фильм я считаю всего лишь середняком, и режиссёрских откровений здесь точно нет. Так почему Скорсезе? Понятия не имею.
Best Original Screenplay Winner:
Спайк Джонс (
Her)
Nominees:
Кормак Маккарти (
The Counselor)
Разван Рэдулеску, Калин Питер Нецер (
Pozitia copilului)
Боб Нельсон (
Nebraska)
Итан Коэн, Джоэл Коэн (
Inside Llewyn Davis)
Очень интересная номинация. Дело в том, что я убеждён в тотальном превосходстве сценария Маккарти. Это лучшее, что видел мир кино за последние годы. У меня даже есть некоторые сомнения на тот счёт, что Скотту удалось в полной мере реализовать сценарий. Он идеален. Для меня нет ничего удивительного в том, что такая непростая штука, как "Советник" была недооценена сообществом критиков, но искренне надеюсь, что через несколько лет любители кино смогут открыть для себя эту вещь заново. На второе место я ставил "Позу ребёнка" - у этого фильма много сильных сторон и сценарий я считаю действительно убедительным. Что тут делает "Небраска" я не знаю, Коэны тоже не на коне в этот раз, но, давайте будем честны до конца: я был уверен, что битва развернётся между "Аферой по-американски" и "Она". За отсутствием конкурента фильм Спайка Джонса был обречён на победу.
Best Adapted Screenplay Winner:
Ричард Линклейтер, Жюли Дельпи, Итан Хоук (
Before Midnight)
Nominees:
Абделатиф Кешиш, Галия Лакруа, Жюли Маро (
La vie d'Adele)
Теренс Уинтер, Джордан Белфорт (
The Wolf of Wall Street)
Джон Ридли (
12 Years a Slave)
Алексей Герман, Светлана Кармалита (
Трудно быть богом)
Типичный пример безальтернативного голосования. Не знаю, конечно, как распределились анкеты по факту, но я не вижу у Линклейтера каких-то серьёзных конкурентов. Отличный разговорный сценарий. Любого из других четырёх номинантов всё-таки можно было бы легко выкинуть из списка претендентов.
Best Actor Winner:
Хоакин Феникс (
Her)
Nominees:
Мэттью МакКонахи (
Dallas Buyers Club)
Леонардо ДиКаприо (
The Wolf of Wall Street)
Оскар Айзек (
Inside Llewyn Davis)
Кристиан Бэйл (
American Hustle)
Голосовал за Макконахи, на него бы и поставил. Бэйл понравился, Феникс хорош. Любой из этого трио достоин победы. ДиКаприо, если говорить объективно, держит планку, но это далеко не лучшая его роль, и истерию вокруг "Оскара", ускользающего из его рук, я считаю слишком уж раздутой. Роль Айзека я тоже считаю достойной упоминания, хотя он здесь аутсайдер, как ни крути.
Best Actress Winner:
Кейт Бланшетт (
Blue Jasmine)
Nominees:
Луминица Георгиу (
Pozitia copilului)
Жюльет Бинош (
Camille Claudel, 1915)
Эми Адамс (
American Hustle)
Адель Экзаркопулос (
La vie d'Adele)
Для меня есть одна лучшая актриса, лучшая с большим запасом - это Георгиу. Бинош - полный и лютый провал, она уничтожила фильм Дюмона, никогда не пойму, как одна из худших ролей в кино евер попала в число номинантов. Не могу воспринимать этот факт "объективно". Адамс выступила в очень необычном для себя образе - это было весьма любопытно! Адель - скорее типаж, сексуальная малолетняя бабёнка с губищами и титьками. Наблюдать за тем, как она тёрлась киской о Лею Сейду было несколько утомительно, но порно эстетику Кешиша я оценил. Был уверен, что проголосуют за Бланшетт. Она ведь действительно была хороша в рамках ролей 2013 года, но её всё равно перехвалили, как мне думается.
Best Supporting Actor Winner:
Майкл Фассбендер (
12 Years a Slave)
Nominees:
Джона Хилл (
The Wolf of Wall Street)
Джаред Лето (
Dallas Buyers Club)
Уилл Форте (
Nebraska)
Хавьер Бардем (
The Counselor)
Для меня это была неожиданность. Сам я поддержал Лето, был уверен в его победе, но второе место оставил Фассбендеру. В принципе, неплохой исход. Считаю, что остальные трое сыграли роль статистов. Мне, во всяком случае, Форте, Хилл и Бардем вообще не показались интересными.
Best Supporting Actress Winner:
Джун Скуиб (
Nebraska)
Nominees:
Кэмерон Диаз (
The Counselor)
Эми Адамс (
Her)
Леа Сейду (
La vie d'Adele)
Елена Лядова (
Географ глобус пропил)
Миа Васиковска (
Only Lovers Left Alive)
Я, конечно, продвигал Скуиб. Бабулька отжигает! Гифку подобрали хорошую. При этом не могу не отметить Диаз. Вот это было сильное перевоплощение - настоящая хищница! Лядова хороша, она - лучшее, что было в унылой экранизации хорошего романа Иванова. Сейду, Васиковска, Адамс получают от меня "удовлетворительно".
Best Young Actor or Actress Winner:
Адель Экзаркопулос (
La vie d'Adele)
Nominees:
Кэйтлин Девер (
Short Term 12)
Шейлин Вудли (
The Spectacular Now)
Анфиса Черных (
Географ глобус пропил)
Марина Вакт (
Jeune & jolie)
Ну, понятно, что я здесь проголосовал за Адель, второе место отдал Черных, но по-хорошему, это искусственная и дурацкая номинация.
Best Acting Ensemble Winner:
American Hustle Nominees:
Nebraska12 Years a SlaveThe Wolf of Wall StreetPrisoners Интересное дело. Все четыре героя "Америкэн Хастл" были номинированы в своих категориях, но никто не получил статуэтку на "Оскаре". У нас тоже они остались без призов. Однако, премия за лучший актёрский ансамбль, конечно, ускользнуть от них не могла. Чисто актёрское кино! Рад присутствию в пятёрке "Пленниц". Вообще надо было им отдавать второй место, тут я что-то сглупил.
Best Cinematography Winner:
Эммануэль Любецки (
Gravity)
Nominees:
Лука Бигацци (
La grande bellezza)
Владимир Ильин, Юрий Клименко (
Трудно быть богом)
Хойте Ван Хойтема (
Her)
Брюно Дельбонель (
Inside Llewyn Davis)
Любецки - лучший оператор современности. "Гравитация" - это скорее его фильм, чем Куарона. Ну, и Малик уже без Любецки не представляет особой ценности, как мне кажется. Рад присутствию в пятёрке Бигацци - классная работа! Вообще "Великая красота" визуально совершенна. "Трудно быть богом" скорее заслуживает приза за декорации и вообще за сам стиль, а вот в операторке что-то не уверен.
Музыкальное оформление Winner:
Йозеф ван Виссем (
Only Lovers Left Alive)
Nominees:
Т-Боун Бёрнет (
Inside Llewyn Davis)
Стивен Прайс (
Gravity)
Arcade Fire (
Her)
Марк Ортон (
Nebraska)
Музыкальное оформление имеет важную роль только у двух номинантов из пяти. Ну, понятно, что помимо победителя - это "Внутри Льюина Дэвиса", фильм о мужике, бренчащем на гитаре.
Best Art Direction Winner:
Катрин Мартин, Йен Грейси и др. (
The Great Gatsby)
Nominees:
К.К. Баррет, Остин Горг (
Her)
Энди Николсон, Марк Скратон (
Gravity)
Марко Биттнер Россер, Аня Фромм, Ану Шварц (
Only Lovers Left Alive)
Адам Штокхаузен, Дэвид Стейн (
12 Years a Slave)
Стильненький клип! Жаль, что за "Великим Гэтсби" больше вообще ничего нет.
Best First Feature Winner:
Short Term 12, Дестин Креттон
Nominees:
Ain't Them Bodies Saints, Дэвид Лоури
Fruitvale Station, Райан Куглер
Ни один из трёх фильмов не видел, поэтому не голосовал. Думаю, что посмотрю все три дебюта. Уже давно откладываю в сторону "Ай-яй-яй-яй-яй убили негра". В планах были "Несвятые", но теперь придётся смотреть и "Short Term 12", хоть он и попахивает каким-то Санденсом.
Best Animated Feature Winner:
Kaze tachinu (Хаяо Миядзаки)
Nominees:
Monsters University (Дэн Скэнлон)
Frozen (Крис Бак, Дженнифер Ли)
О чём тут можно говорить? Есть одна хорошая драма. Ну, так сложилось, что это анимационный фильм. Две американские коммерческие подделки конкурентами быть не могут. Последний фильма Миядзаки хорош!
Best Film in Russian Language Winner:
Трудно быть богом, Алексей Герман
Nominees:
Горько!, Жора Крыжовников
Географ глобус пропил, Александр Велединский
Понятно, что "Трудно быть богом" - это вообще важнейшее событие в мире русского кино последних лет. Голосование - формальность. Однако, из-за него мне пришлось посмотреть "Горько!", о чём я до сих пор вспоминаю с содроганием.
Best Editing Winner:
Альфонсо Куарон, Марк Сэнгер (
Gravity)
Nominees:
Шэйн Кэррат, Дэвид Лоури (
Upstream Color)
Тельма Шунмейкер (
The Wolf of Wall Street)
Был бы очень рад победе Кэррата - он крутой чувак, человек-оркестр! Сам снимает, сам занимается монтажём, пишет сценарий, играет главную роль. И во многих амплуа мужик-то хорош... Ну, "Гравитация", так "Гравитация". Достойный победитель.
Best Costumes Winner:
Катрин Мартин (
The Great Gatsby)
Nominees:
Майкл Уилкинсон (
American Hustle)
Эллен Миройник (
Behind the Candelabra)
Ещё одна дебильная номинация. Ну, серьёзно, кому есть дело до костюмов? Понятно, что в "Гэтсби" - это часть атмосферы, но большую роль костюмы сыграли в "Behind the Candelabra". Эти гомосячные наряды оказывают на меня исключительное воздействие. Страшнее только пауки.
Best Special Effects Winner:
Gravity Nominees:
The Hobbit: The Desolation of SmaugMan of Steel Тут всё справедливо. "Гравитация" - это редкий пример того, как технологии работают на искусство. Здесь они просто идеально вписаны в концепцию фильма. Это не тупой аттракцион. А ещё фильм Куарона хорош и уместен в 3д. Короче говоря, я не устану пропагандировать разумный и профессиональный подход к освоению новых технологий: технологии должны быть для кино, а не кино для технологий.
Guilty Pleasure Winner:
Pain & Gain (Кровью и потом: Анаболики, Майкл Бэй)
Nominees:
Filth (Грязь, Джон С. Бейрд)
After Earth (После нашей эры, М. Найт Шьямалан)
Не смотрел ни один из трёх фильмов. И, наверное, не буду. Пустая трата времени.
Special Prize of Rotten Aparts
Kaze tachinu (Ветер крепчает, Хаяо Миядзаки)
Special Mention-2012
Frances Ha Honorary Blue Swan
Мануэл ди Оливейра (Manoel de Oliveira)
Отдельно отметили "Ветер крепчает" как лидера рейтинга, "Милую Фрэнсис" - один из лучших фильмов 2012 года, с которым мы успели познакомиться только в 2013 году, ну, и активно работающего 105-летнего режиссёра. Так-то!
10 Best Films 2013
- Her (Спайк Джонс) [ рецензия]
- Only Lovers Left Alive (Джим Джармуш) [ рецензия]
- Before Midnight (Ричард Линклейтер) [ рецензия]
- Pozitia copilului (Калин Питер Нецер) [ рецензия]
- La grande bellezza (Паоло Соррентино) [ рецензия]
- La vie d'Adele (Абделатиф Кешиш) [ рецензия]
- The Counselor (Ридли Скотт) [ рецензия]
- Inside Llewyn Davis (Итан Коэн, Джоэл Коэн) [ рецензия]
- Nebraska (Александр Пэйн) [ рецензия]
- 12 Years a Slave (Стив МакКуин) [ рецензия]
Что можно сказать в завершении? Десятка вышла неплохая. Три моих лидера ("Советник", "Великая красота" и "Поза ребёнка") попали в топ. Это радует. Попсовые, но очень качественные "Она" и "Перед полуночью" не очень-то сильно меня удивили в тройке своим присутствием. Это было ясно по текущим рейтингам. Как умудрился так высоко попасть Джармуш - не знаю. По мне, так средненький фильм он снял, очень типичный для себя. Собственно говоря, середняки сняли и Коэны, и Пэйн. Ничем не выдающиеся работы. А для МакКуина переход в коммерцию - это и вовсе ощутимый шаг назад. Ну, а кто же не попал в десятку из моих фаворитов? "Возмутитель спокойствия" [
рецензия] - малоизвестое у нас кино, которое обязано заинтересовать любителей классического постмодернизма. "Примесь" [
рецензия] - независимый авторский прожект, чудовищно претенциозный и необычный; некоторых от фильма Кэррата тошнит, но часть синефилов считают эту работу незаслуженно обделённой вниманием. "Секреты прошлого" [
рецензия] - это новая драма Фархади, автора лучшего фильма 2011 года "Развод Надера и Симин". Та же стилистика, тот же психологизм и драматизм - он может понравится как и случайным зрителям, не брезгующим социально-психологической тематикой, так и привередливым любителям позднего Бергмана. Отметить стоит и "Трудно быть богом" [
рецензия] - один из самых странных фильмов, которые я когда-либо видел. Конечно, многие сочтут работу Германа отвратительной и мерзкой, но это Событие. Ну, думаю, понятно, что стоит смотреть "Аферу по-американски" [
рецензия], несмотря на непопадание в десятку. Это, пожалуй, лучший мейнстримный фильм последних двух лет. Что же такого ещё вообще не упоминалось? "Рай: надежда" [
рецензия] - хороший и самый доступный Зайдль. Очень любопытен корейский "Хэвон - ничья дочь" [
рецензия], это достаточно мудрёный и синефильский арт-хаус.