Поучаствовал в ретроспективном голосовании лучших фильмов 2005-го года. «Blue Swan» - регулярная ежегодная премия международного синефильского сообщества «A Band Apart», которой отмечаются лучшие достижения в мире кино за календарный год. Премии вручаются с 2010 года в марте-феврале, также сообщество проводит ретроспективные конкурсы (в обратном хронологическом порядке) для определения лучших в более ранние годы.
Blue Swan-2005 Winners
Best Picture - Winner:
Sin City
Результат был во многом предсказуем, наверное. Высокие оценки на imdb, неплохая критика, очень серьёзный уровень популярности как среди неподготовленных зрителей, так и в кругу синефилов со стажем. Я тоже поставил "Город грехов" очень высоко: он вошёл в мою тройку лучших, сразу за работой Ханеке ("Скрытое") и Пую ("Смерть господина Лазареску").
Best Director - Winner:
Михаэль Ханеке (Caché)
Nominees:
Вуди Аллен (Match Point)
Джордж Клуни (Good Night, and Good Luck)
Карлос Рейгадас (Batalla en el ciel)
Терренс Малик (The New World)
Кто хоть немного меня знает, понимают, что тут я голосовал за Ханеке. На второе место ставил Рейгадаса, но не понимаю толком, кто мог бы составить конкуренцию австрийскому режиссёру. Малик, на мой взгляд, больше заслуживает приза за худшую режиссуру. Клуни и Аллен? Нет, это было бы слишком уж странно.
Best Original Screenplay - Winner:
Кристи Пую, Разван Рэдулеску (Смерть господина Лазареску)
Nominees:
Вуди Аллен (Матч Поинт)
Михаэль Ханеке (Скрытое)
Джордж Клуни, Грант Хеслов (Доброй ночи и удачи)
Ноа Баумбах (Кальмар и кит)
Тут я снова голосовал за Ханеке, а в качестве запасных заявил румынов, которые заслуженно победили. Новая румынская волна славится своими мощными социально ориентированными и психологически глубокими сценариями. Видимо, к победе был близок Аллен: "Матч Поинт" приглянулся не только поклонникам режиссёра, но и совершенно посторонним людям, никак не соприкасающихся прежде с творчеством Вуди, снявшего на этот раз, ни много ни мало, триллер!
Best Adapted Screenplay - Winner:
Джош Олсон, Джон Вагнер, Винс Лок (Оправданная жестокость)
Nominees:
Дэн Фаттерман, Джеральд Кларк (Капоте)
Фрэнк Миллер (Город грехов)
Лэрри МакМёртри, Дайана Оссана, Энни Пру (Горбатая гора)
Шейн Блэк, Бретт Халлидэй (Поцелуй навылет)
Одна из безальтернативных номинаций. Конечно, "Оправданная жестокость" - это лучшая адаптация с приличным отрывом. Остальные четыре сценария я бы не назвал достойными какого-то особого внимания.
Best Actor - Winner:
Филлип Сеймур Хоффман (Капоте)
Nominees:
Билл Мюррэй (Сломанные цветы)
Жереми Ренье (Дитя)
Дэвид Стрэтэрн (Доброй ночи и удачи)
Хит Леджер (Горбатая гора)
Голос за ФСХ - легчайший выбор. Тут моя позиция предсказуемо совпала со мнением большинства. Через неделю после закрытия голосования победителя в нашей актёрской номинации нашли мёртвым со шприцом в руке. Очень жаль, что мы больше не увидим новых фильмов с участием этого большого таланта. Runner-up тоже очевидный: Мюррей хорош, несмотря на то, что "Сломанные цветы" я бы не назвал удачным фильмом.
Best Actress - Winner:
Жюльетт Бинош (Скрытое)
Nominees:
Кира Найтли (Домино)
Наоми Уоттс (Элли Паркер)
К'Орианка Килхер (Новый свет)
Брайс Даллас Ховард (Мандерлей)
Снова схожусь во мнении с большинством. Какие-то у меня попсовые взгляды на кино, видимо. Бинош хороша. С другой стороны, я не вижу ни одной другой роли даже среди номинантов, кто мог бы победить по праву и не считаться потом "лучшим среди посредственностей".
Best Supporting Actor - Winner:
Джейк Джилленхол (Горбатая гора)
Nominees:
Уильям Херт (Оправданная жестокость)
Брюс Уиллис (Город грехов)
Рэй Уинстон (Предложение)
Кристофер Пламмер (Новый свет)
Был уверен, что все проголосуют за Джиленхолла, но меня "Горбатая гора" раздражает. Предпочёл видеть в качестве победителя Уильяма Херта. В принципе, неплох Уинстон, но при просмотре "Предложения" я даже на секунду не задумался о том, что на экране присутствует номинант на лучшую мужскую роль второго плана. Просто удачный образ, нормальная игра.
Best Supporting Actress - Winner:
Скарлетт Йоханссон (Матч Поинт)
Nominees:
Чулпан Хаматова (Гарпастум)
Мишель Уильямс (Горобатая гора)
Эмили Уотсон (Предложение)
Кэтрин Кинер (Капоте)
Честно говоря, я вообще не люблю актёрские номинации. И когда дело касается "второго плана", то приходится напрячься, выискивая тех, кто был хотя бы неплох. Йоханссон в этом фильме мне нравится. Хороший типаж. Выдающаяся актёрская игра? Помилуйте...
Best Cinematography - Winner:
Эммануэль Любецки (Новый свет)
Nominees:
Роберт Родригес (Город грехов)
Дэниэл Миндел (Домино)
Роберт Элсвит (Доброй ночи и удачи)
Бенуа Деломм (Предложение)
Присутствие в номинации Любецки автоматически перечёркивает шансы других операторов. Его влияние на наше конечное восприятие фильма огромно. Я считаю, что "Новый свет" и уж тем более "К чуду" вообще не содержат в себе ничего интересного за исключением выдающейся операторской работы. А кого можно было бы назвать "лучшим после Любецки"? Наверное, Родригеса, но я не уверен, так как давно смотрел "Город грехов".
Technical Award - Winner:
Город грехов
Nominees:
V значит Вендетта
Бэтмен: Начало
Новый Свет
Кинг Конг
Впрочем, есть для "Города грехов" номинация подходящая получше операторской работы. Действительно, техническая составляющая тут играет очень большую роль. Технологии, вписанные в киноэстетику, всегда лично меня радовали. Жаль, что мало кто способен правильно пользоваться новейшим инструментарием кинематографистов. Все деньги обычно уходят на дурацкие специальные эффекты, которые плохо привязаны к сути фильма, или же вообще являются единственным аргументом для привлечения зрителя в кинотеатр.
10 Best Films 2005
1. Sin City / Город грехов (Роберт Родригес, Фрэнк Миллер)
2. Match Point / Матч Пойнт (Вуди Аллен)
3. Caché / Скрытое (Михаэль Ханеке)
4. Moartea domnului Lazarescu / Смерть господина Лазареску (Кристи Пую)
5. Good Night, and Good Luck / Доброй ночи и удачи (Джордж Клуни)
6. The New World / Новый свет (Терренс Малик)
7. Batalla en el cielo / Битва на небесах (Карлос Рейгадас)
8. Babam ve oglum / Мой отец и мой сын (Чаган Ирмак)
9. Broken Flowers / Сломанные цветы (Джим Джармуш)
10. L`enfant / Дитя (Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн)
Вот так выглядит итоговая десятка, суммирующая оценки из числа проголосовавших. Что особо хотелось бы отметить их списка? Наверное, мало кому известного Рейгадаса. Он явно один из немногих, кто обогащает язык кино и двигает киноискусство вперёд, и, разумеется, при этом не имеет успеха у зрителей. Режиссёр для синефилов и критиков. Нельзя обойти стороной необычное турецкое кино "Мой отец и мой сын". Я о нём в двух словах писал в январском отчёте. На это стоит обратить внимание уже более широкому кругу зрителей, способных преодолеть в себе когнитивный диссонанс из-за необычного сочетания драматичного и комедийного.
Конечно, по десятке можно подумать, что социальная тематика в тренде: здесь и Дарденны, и Пую. Надеюсь, что так оно и есть. О чём ещё стоит снимать кино, если не о реальных проблемах? При этом за бортом финала осталась работа Петцольда "Призраки", за которую, наверное, один я голосовал, составляя предварительные десятки. Это достаточно удачный пример того, что из себя представляет так называемая "берлинская школа" - кино фестивальное, но не претенциозное. При этом почему-то о Петцольде мало кто знает. Я бы назвал его лучшим неизвестным режиссёром наших дней. У этого фильма (не лучшего у немца, но достаточно крепкого) меньше 100 оценок на Кинопоиске. Исправляйте ситуацию!
Совсем мимо пролетел Сокуров, хотя для русскоязычного сообщества удивительно такое прохладное отношение к соотечественнику, тем более, что "Солнце" явно незаслуженно забытая работа. Иссэй Огата не получил даже номинации на лучшего актёра. Я подозреваю, что просто мало кто смотрел "этого скучного Сокурова".
"Аура" Белински даже не добралась до полуфинала, хотя, убеждён, что фильм был бы "обречён" на попадание в десятку, посмотри его чуть больше участников сообщества. Сам узнал о неём случайно. Сначала дал рекомендацию коллега, а потом ещё наткнулся на статью с говорящим названием "Лучшие фильмы нулевых, которые вы не видели".
Напоследок хотелось бы ещё упомянуть Вернера Херцога, одного из авторитетнейших режиссёров не только художественного кино, но и документального, о чём многие, к сожалению, забывают. "Человек-гризли" стоило бы посмотреть каждому. Это удивительная история, драматичность которой сопоставима с лучшими образцами художественного кино. Я, в своё время, включил эту работу Херцога в список пятидесяти лучших фильмов ХХ века. Highly recommended.
Ну, вот, пожалуй, и всё, о чём хотелось рассказать. Отмечу, что не посмотрел до сих пор некоторые любопытные киноэкземпляры: Последние дни Софии Шолль, Тринадцать, Сочувствие госпоже Месть, Три времени... И это из числа того, что я могу сходу назвать. Так сразу всё и не вспомнить. Для меня это удивительное открытие, но, оказывается, 2005-й год получился удивительно щедрым на урожай достойного кино. Надеюсь, 2014-й выйдет не хуже.