Атеизм: полезная адаптация, побочный продукт эволюции или "вирус мозга"? Антидокинз Ч I

Jan 23, 2011 09:34


Если мы, внимательно посмотрим на официальную рекогносцировку религиозных и секулярных сил в современном мире, перед нами предстанет весьма интересная картина. Христианство: 2.1 миллиарда; ислам: 1.3 миллиарда; секуляр/атеисты/ агностики: 1.1 миллиарда; китайская традиционная религия: 394 миллиона; буддизм: 376 миллионов; местные религиозные течения: 300 миллионов; африканская традиционная религия и диаспорик (diasporic): 100 миллионов; сикхизм (Sikhism): 23 миллиона; чучхе: 19 миллионов; спиритизм: 15 миллионов; иудаизм: 14 миллионов; бахаи (baha'i): 7 миллионов; джайнизм: 4.2 миллиона; синто: 4 миллиона; као даи (cao dai): 4 миллиона; зороастризм: 2.6 миллиона; тенкуо (tenrikyo): 2 миллиона; нео-язычество: 1 миллион; саиентология (scientology): 500 тысяч. Таким образом, мы имеем явный перевес сил на стороне религиозных общин и конфессий. Однако, почему же основная политическая и экономическая власть, а также реальное мировое влияние находится в руках у секулярного меньшинства? Почему религиозное мышление становится объектом пристального научного исследования этого меньшинства? Религиозное мышление становится объектом исследования для нейробиологии, антропологии, эволюционной и экспериментальной психологии, эволюционного религиоведения и смежных с ними наук. Религиозное мышление представляется, в рамках этих дисциплин, и как «полезная эволюционная адаптация» (для сплоченности групп), и как побочный эффект ненормального развития некоего «участка мозга», и как вирус этого самого мозга. Полагаю, что это не справедливо. Действительно, если эпоха Просвещения заложила основу для бурного развития наук, провозгласив рационалистический идеал как реальную способность человека к безграничному совершенствованию и достижению идеального общества (на разумных началах), то стоит признать крах её основного мировоззренческого девиза. Да мы имеем, науку, со всеми её замечательными плодами, но при этом имеем и кучу глобального гемороя, поставившего нас, как биологический вид, на мировую гильятину, какого то сумасшедшего ученого эксперимента. Благодаря этому долбанному прогрессу, мы сидим просто в полной ж… Поэтому, считаю справедливости ради, рассмотреть в цикле статей феномен секулярис и атеизм, как страшный вирус мозга поразивший малочисленную, но крайне опасную (убийственную для жизни планеты Земля) для всего религиозного сообщества людей, кучку анти-людей. Религиозный «навоз» и религиозные миазмы не в счёт. Это отдельная тема. Сатанизм мы тоже не рассматриваем, поскольку - это проявление религии.



Будем честны перед друзьями и собой, а значит,… погнали факты. Ещё с глубокой древности более смышленые люди обратили внимание на факт того, что религия и вера в Бога или богов - явление всеобщее. «Все мы, люди, имеем в богах благодетельных нужду» - говорит как о само собой разумеющемся Гомер [Од. 3, 48]. «Ты можешь видеть государства без стен, без законов, без монет, без письменности, но никто еще не видел народа без Бога, без молитвы, без религиозных упражнений и жертв» - писал Плутарх. «Из всего множества разнородных тварей, нет ни одной, кроме человека, которая имела бы какое-либо понятие о Боге; между людьми нет ни одного народа такого дикого и грубого, который не сознавал бы, что он должен иметь Бога...» Цицерон (О законах. I, 8). На древнем Востоке, веру полагали самой сердцевиной человеческой личности. В священнейшем тексте Индии, в Бхагавадгите, «Благой Господь» объяснял царевичу Арджуне: «О сын Бхараты! Вера тварей сообразна их внутренней сути; человек состоит из веры: какова его вера - таков он» (Бхг. 17, 3). Обратим внимание на типичную для Индии диалектическую форму этого изречения: вера сообразна сути, суть - вера, человек есть проявление его веры-сути. Но, кажется, наиболее древнее указание на всеобщность веры, мы найдём в «Текстах саркофагов», в одной из тех надписей, которые делали египтяне почти четыре тысячи лет назад на гробах. В 1908 году швейцарец Отто Гаузер около деревни Ле Мустье в долине реки Везеры (Южная Франция) нашёл первое неандертальское погребение. Но если погребение - то значит, была и религия. Сейчас мы знаем, что неандерталец - этот древний, ныне вымерший вид человека, хоть и имел существенные антропологические отличия от Homo sapiens, однако обладал и системой своих религиозных представлений. Чтобы приспособиться под изменяющуюся внешнюю среду, интеллект животному не нужен, но вот обтесать простейшее рубило, сохранить и возжечь огонь в пещере он нужен. Поэтому древнейший человек был не только прямоходящим, но и умелым (Homo erectus, Homo habilis), он был, подобно нам, и человеком разумным. Если действительно первые грубые орудия принадлежат, как полагает ныне большинство ученых, австралопитеку, то разумным являлся уже этот гоминид. А если для изготовления любого орудия потребен разум, то очевидно, не «труд сделал из обезьяны человека», но человеческий разум привел гоминида к созданию орудий и возможностей труда. Произошло это, как полагают ныне палеоантропологии, около 2,5 миллионов лет назад. Заметим, что прямохождение имеет четырехмиллионную «историю». Следует иметь в виду, что грубость и примитивность первых орудий труда, вовсе не свидетельствует о грубости и примитивности его разума. Линия поступательного совершенствования, от краманьольца до космонавта, не означает такой же поступательности и в духовном развитии человека. Наша с вами современная действительность даёт этому тезису ярчайшие примеры. «Верхнепалеолитическая живопись Альтамиры или Ляско отнюдь не уступает лучшим произведениям современного анимализма, роспись халафской неолитической керамики - вазописи любой последующей эпохи. Статуи резца Праксителя и Фидия, философия Платона и Аристотеля, религиозные умозрения упанишад, поэтика псалмов Давида или Песни песней - являют собой предельное совершенство человеческого духа, не превзойденное и по сей день, несмотря на все совершенство нашей современной цивилизации в сфере отношений человека с внешним миром. И поскольку область культурного, то есть сфера проявлений человеческого духа, не развивается, а пребывает, время от времени, то здесь, то там, достигая исчерпывающего самовыражения в красоте и гармонии, постольку и сам дух человеческий есть нечто постоянное, не эволюционирующее вместе с внешней, относящейся к связям человека с окружающим его миром, цивилизацией. Именно поэтому разумность культуры можно выводить из уровня цивилизационного развития общества не в большей степени, чем духовную красоту человека из его способности собрать телевизор или построить прочный каменный дом» (А.Б.Зубов «История религий. Книга первая: Доисторические и внеисторические религии»). Сейчас, мы знаем, что доисторический человек, был человеком религиозным. Более, того его религиозные представления эволюционировали и совершенствовались (по мере совершенствования абстрактного мышления). Приведу одно весьма интересное размышление по этому поводу: «Трудно представить, как мог бы действовать человеческий разум без убеждения, что в мире есть нечто бесспорно настоящее; и нельзя представить, как могло возникнуть сознание, если бы человек не придавал смысл своим импульсам и переживаниям. Осознание же настоящего и полного смысла мира тесно связано с открытием священного. Через опыт священного человеческий разум постиг разницу между тем, что проявляется как настоящее, мощное, обильное и имеющее смысл, и тем, что лишено этих качеств, т.е. существует в виде хаотического и зловещего потока явлений, возникающих и исчезающих случайно и бессмысленно... Коротко говоря, «священное» входит в саму структуру сознания, а не представляет некую стадию его истории... На самых архаических уровнях культуры жить, как подобает человеку, - само по себе есть религиозное действо, потому что принятие пищи, половые отношения и труд имеют сакраментальную ценность. Другими словами, быть - а еще вернее, стать - человеком означает быть «религиозным» ("La Nostalgie des Origines", 1969, p. 7 sq.).

На сайте Promb.net для тех кто действительно хочет позаботиться о своем автомобиле, помимо
руководство по эксплуатации, которое, естественно, можно скачать, можно получить максимум полезной информации. В скором времени появится и возможность скачать автокниги по эксплуатации, в не зависимости от марки вашего автомобиля.

болезни человечества, атеизм, информационная война, юмор, эволюция

Previous post Next post
Up