Вне зависимости от отношения к экуменизму необходимо признать, что этот процесс не является значимой по величине силой как в текущей ситуации, так и в обозримой перспективе.
В своем положительном аспекте экуменизм призван содействовать взаимообогащению различных религиозных взглядов, через их конструктивный диалог. Однако, взаимообогащение все более подменяется понятием "толерантности", т.е. просто терпимости различных религиозных взглядов, без какой бы то ни было сравнительной оценки этих взглядов, без анализа их влияния на общественное сознание.
Одинаковыми правами наделяются и представители мировых религий, внесших огромный вклад в развитие религиозного сознания и представители новейших религиозных организаций, со свойственным им духом экспансионизма, стремящихся воспользоваться процессами экуменизма в целях своей политики прозелитизма. Ни о каком контруктивном диалоге в этом случае не может идти речи.
Вполне естественно встает вопрос о совместных молитвах. Они практиковались в 1960-1990-е годы, я сам участвовал в них. Но тогда симпатия многих православных к подобным молитвам объяснялась надеждой на воссоединение христиан через возвращение к вере древней Церкви. Сейчас о близости единства никто всерьез не говорит, почти все в Русской Церкви не одобряют таких молитв, и, по-моему, общецерковное решение по этому вопросу назрело. На мой сугубо личный взгляд, оно могло бы иметь следующие параметры. Посещение православными людьми католических или протестантских храмов, присутствие при инославном богослужении без явной или сокровенной молитвы, православная молитва перед общехристианскими святынями - все это вещи допустимые. А вот от публичных или частных молитв православных с инославными стоит отказаться. Я сам в таких молитвах больше не участвую. Так же поступают и другие делегаты от нашей Церкви в ВСЦ /В. Чаплин/
Экуменизм не предлагает никакого нового угла зрения на религии и потому в нем отсутствует какая-либо объединительная основа. Поэтому, с заметной постепенностью, экуменизм подчиняется более могущественной и более активной в своем темном творчестве космополитической идеологии, стремящейся использовать религиозный фактор движения экуменизма лишь как инструмент своей политики.
Интересно, что например лютеране сетуют на то, что ВСЦ превратился в мини-ООН. Зато Московский Патриархат это, кажется, вполне устраивает. Лютеране еще не успели до конца разочароваться в экуменическом проекте. В Русской Православной Церкви же считают, что эпоха больших надежд миновала. Немецкие Церкви инвестируют в ВСЦ больше других его членов. Православные, в свою очередь, обеспечивают, что называется, «христианский консенсус», не позволяя ВСЦ превратиться в полностью протестантскую организацию. Пока ВСЦ остается скорее общественно-политическим форумом. Не откажется ли эта организация окончательно от романтических (и даже утопических) идей христианского единства?
Вопрос Открыт....