Крыло летучей мыши, лапа жабы, кровь черного петуха - рецепты колдовских зелий всегда предусматривали весьма оригинальные « натуральные ингредиенты». Без помощников из числа земных тварей приспешникам Князя Тьмы было не обойтись: любая уважающая себя ведьма держала на довольствии ворона, на печке мерцала глазами черная кошка. А уж если водить дружбу с козочками, можно было и вовсе закончить жизнь на виселице, как красавица-цыганка Эсмеральда… За что же некоторые хвостатые-рукокрылые-земноводные снискали себе славу слуг Сатаны?
«Кому не спится в ночь глухую…»
Едва ночь опускается на землю, они отправляются в рейд - за мелким грызуном да припозднившейся птахой. Что поделать, если матушка-природа уготовила совам ночной образ жизни да снабдила «звуковым позывным», от которого кровь в жилах стынет. Это сейчас мы с пониманием относимся к стражам темного времени суток, а в давние времена привычка шастать по ночам в небе и орать дурным голосом обошлась совам дорого: за неблаговидное поведение их причисляли к злым духам. В самом деле, какие могут быть сантименты и симпатии, когда пернатое создание камнем срывается вниз и стремительной тенью проносится над головой. Словом, римское Средневековье не церемонилось и окрестило сов «стригами» - ровно так же, как ведьм. И если кому-то не посчастливилось услышать совиный крик в ночи, значит, близок смертный час.
«Если черный кот дорогу перейдет…»
Даже если бы повернутый на мистике Николай Васильевич Гоголь не стращал легковерный народ россказнями о превращении ведьм в черных кошек, это вряд ли обелило бы мурлык в глазах мирного населения. Угольный окрас с незапамятных времен был не в чести у пугливых граждан, и, чтобы никто не сомневался, в XV веке Папа Иннокентий VIII официально предал кисок анафеме, назвав их «языческими зверями, состоящими в сговоре с дьяволом». Именно с Папиной легкой руки и бездумной головы началась охота на ведьм, а заодно облава на котофеев, которым не повезло родиться со смоляной шкуркой. Европейские антисатанисты сотнями отлавливали неблагонадежных дамочек и отправляли на костры инквизиции, а кошек мучили, запечатлевая козни на холстах и полотнах, и, разумеется, также предавали сожжению. Словом, для Полиграфа Полиграфыча Шарикова это были бы золотые дни - работы невпроворот, и никто не порицает, наоборот, сплошь почет и уважение.
Но в том, что черных котов стали преследовать неудачи и людская ненависть, кошачьей заслуги никакой. Животные поплатились за вечное желание хомо сапиенсов назначить кого-то виновным. Зашел кот-баюн в комнату к больному, а тот возьми и вознесись на небеса - ага, не иначе, доходягу поторопил кот-уголек. В общем, людям надо было во что-то верить: что бородавки можно свести, закопав в лесу дохлую черную кошку, что мясо мурки - лучшее средство для любовных приворотов, что кошачья косточка спасет от чертовщины. И хотя магия была под строжайшим запретом, втихую почти каждый мнил себя алхимиком и творил в каморке богомерзкие ритуалы. Да что говорить! Уж на что аптекари слыли просвещенными людьми, но и те туда же: чтобы снадобье наверняка подействовало, «усиливали» состав кошачьим жиром, кровью и мочой. В принципе, пахнуть должно было убедительно. Может, с тех пор и пошло выражение: «Моча в голову толканула»?
Отведя душу на магических ритуалах и не получив желаемого, народ обижался и принимался искупать грехи. Каким образом? Естественно, принося хвостатых негодяев в жертву - это они во всем виноваты. Неизвестно, сколько невинных кошачьих душ было загублено, прежде чем поутихли страсти по чернокотовью. Тотальная многовековая зачистка принесла плоды: в природе практически не осталось меланистов (те же Угольки и Черт Иванычи, только по-научному). У нынешних усатых-полосатых шерсть либо с отливом, либо «опорочена» светлыми волосками. Но и «бракованных» особей народ не торопится окрестить ангелочками и поить молоком задарма и вволю. При встрече все больше норовит поплевать через плечо, взяться за пуговицу или повернуть кепку задом наперед. А то и вовсе развернуться и дать семь верст крюком, лишь бы не идти дорогой, которую пересекла черномастная мурлыка. Ну и зря, между прочим, ученые доказали, что «афро-коты» более привязаны к хозяину, чувствительны и любопытны, чем всякие там Рыжики и Снежки. А теперь информация для свободных девушек, желающих расстаться со своей свободой. В Англии бытует поговорка: «Если в доме черный кот - в доме не переведутся любовники». Кстати, вам не нужен котеночек? Отдаем в хорошие руки, естественно, черненький.
«Идет коза рогатая…»
Вид у козлиного отродья малопривлекательный - бороденка жидкая, желтые глазки с горизонтальными зрачками, блеянье - не музыка для слуха, а рога не только не симпатичны, но и опасны - уже свидетельства не в его пользу. Несмотря на то, что угрозу они представляют лишь для травы, приспешники темных сил вписали козлиную голову в дьявольскую магическую пентаграмму и назвали ее «козел Мендеса». Люди сведущие в дьяволоведении и демонологии считают, что «козьи морды» пострадали из-за древнегреческой мифологии. Имелась там пара богов с сомнительной репутацией - Пан и Сатир. Пан весьма любил подурачиться и повеселиться, и все бы ему сошло с рук, если бы по-египетски его имя не звучало как «Мендес» - точь-в-точь как одноименный сатанинский козел. Ну, а соратник Пана, божество Сатир был зело охоч до женского пола, вина и прочих небезобидных радостей жизни. Изображали этого забияку на постаменте из копыт и с нимбом из рогов - чуете, куда ветер дует? А тут еще христианство нагрянуло, и прежних богов стали клеймить почем зря, приписывая им преступные связи с силами зла. Списки поверженных божеств возглавили Пан и Сатир: христианство строго порицало пьянство, похоть и веселье, а по этой части «сладкой парочке» равных не было. Вот и получилось, что экс-боги противны новой религии, а созвучие или сходство с козлиным родом бросило тень на невинных животных. В общем, пришлось козам «ответить за козла» и жертвовать кровью для магических ритуалов.
«Здравствуй, я твоя мышка»
Знакомьтесь, нетопырь или серая летучая мышь. Эти рукокрылые уродцы ни разу никого не заели до смерти и даже словом дурным не обругали, но больно мерзопакостны на вид, да еще по ночам летают, когда всякой приличной божьей твари положено спать без задних лап. Поэтому не стоит удивляться, что нетопырей невзлюбили дружно и повсюду, куда они только совали свой нос-пятачок - от страстной Южной Америки до сонной Финляндии. И лишь в Китае их вестниками счастья и долговечности, но у рисоедов, как известно, все с ног на голову. Так что конкретно вменялось в вину летучим мышам? Оборотни и кровососы - раз, души умерших, пожаловавшие с не самыми добрыми намерениями - два, спутники несчастья и скорой смерти - три. Кроме того, нетопырей зовут «птицей дьявола» из-за кожистых крыльев, по мнению знатоков, крылья падшего ангела так и должны выглядеть. Разумеется, самое место этим существам - на шабашах, кладбищах и в склепах. Хотя… если есть желание, лишний нетопырь, плюс маетесь печеночными хворями, можно испробовать рецепт святой Хильдергард Бингенской: «Если кто желтухой страдает, то следует ему летучую мышь осторожно наколоть так, чтобы она жива осталась, и привязать к своей спине. Сразу после этого следует привязать ее к животу и держать, пока не умрет». Но на исцеление особо не рассчитывайте, как-никак святая жила девять столетий назад, тогда мыши были другие.
«Но вот пришла лягушка…»
«Смешай кровь жабы с вином - получишь смертоносный яд», - нагнетал страсти римлянин Элиан, но отравители скептически пожимали плечами: сколько не смешивали, извести противника так и не удавалось. Ядовитую слизь выделяют лишь отдельные виды квакуш, да и то в целях обороны. Вообще-то жабы приносили пользу земледельцам, и «продвинутые» люди вроде Плиния советовали привечать пупырчатых на огороды, однако из-за отвратной наружности дружбу с жабами водили лишь ведьмы: можно и душу излить, и в снадобье жабьей слюны добавить - полная невидимость гарантирована. В общем, вреда от жабы не больше, чем от котенка, но тот пушистый и забавный, а эта страшная, бородавчатая и пучеглазая. Ну ее к дьяволу!
«Ворон к ворону летит…»
С вороном все просто - черен и неказист, каркает устрашающе - что еще нужно, чтобы быть приписанным к армии Князя Тьмы? Согласно славянским поверьям, если этот пернатый усядется на левой стороне дома - жди беды, почтит присутствием во время весеннего сева - неурожай обеспечен, а уж коли с утра «поет» свои жуткие песни за окном - однозначно накаркает покойника. Разумеется, никакая битва не мнилась без участия воронов - духов смерти и посланников ада. А все потому, что ворон питается падалью - не растительной, но и не животной пищей, этакий посредник между жизнью и смертью. А еще этот предатель обманул библейского Ноя, когда тот вместе с ласточкой и голубем выпустил птиц на поиски суши. Из троицы не вернулся только ворон - но не думайте, что выдохся в полете и сгинул в водной пучине. Нет, вероломный нашел-таки землю и не счел нужным оповестить об удаче спасителя. Пернатого увековечили в русских сказках, персонаж Ворон Воронович хитер, коварен и в лучших традициях зол. Ну и, конечно, никуда не деться от грустных песен о том, как чистую невинную голубку погубил черный как смоль ворон.
Пустить петуха
Вообще-то петух - герой по всем статьям положительный, приветствует восход солнца и загоняет силы тьмы в подземелье, где им самое место, отвечает за плодородие на поле и чадоизобилие в семье. Но одно дело, если петушок красный, белый или желтый - хвала ему и почет, а вот коли прибился к подворью
черный кочет - хорошего мало. Годится лишь для того, чтобы задобрить дух водяного, поэтому хозяину мельницы никак не обойтись него. И уж совсем нельзя долго держать петуха в хозяйстве, иначе эта сволочь снесет яйцо, из которого вылупится нечисть - антипка, маляк, хованец-годованец, василиск - как не назови, все одно бесовская сущность. «Новорожденный» примет образ кота или цыпленка и будет исполнять все желания хозяина, но взамен через три года заберет душу. Так что в похлебку старого петуха, чтобы не плодил антихриста!
…Ох, и темный народ были наши предки! Если кто из живого мира не угодил им мордахой или окраской, тут же объявлялся «вне закона», хотя пользы от самой безобразной жабы куда больше, чем от пса со вздорным нравом. Слава богу, мы - люди просвещенные, знаем, что если не верить в приметы, то никакая черная кошка не страшна, и все будет хорошо. Тьфу-тьфу-тьфу, не сглазить…
Автор: Инна Делова