Военная политика США в Центральной Азии

Oct 05, 2010 16:11


Начало активного военного внедрения США в Центрально-Азиатский регион (ЦАР) можно отнести к 1980-м гг., когда Вашингтон принял решение использовать в своих целях вмешательство Советского Союза в гражданскую войну в Афганистане. С помощью пакистанцев американские спецслужбы создали, подготовили и вооружили сначала отряды «моджахедов», а затем организацию Талибан, ставшую впоследствии базой и резервом Аль-Каиды - международной террористической организации, преследующей цели создания всемирного исламского халифата. Так Америка своими руками создала себе непримиримого и опасного противника.


События 11 сентября 2001 г. дали американской администрации уникальный предлог под видом бескомпромиссной борьбы с терроризмом легитимно проникнуть в Центральную Азию (ЦА) и закрепиться там. Не ограничиваясь действиями против террористических организаций и их лидеров, Вашингтон, используя международную поддержку и военную мощь США/НАТО, предпринял самые решительные шаги по кардинальному изменению стратегической обстановки на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, в первую очередь по устранению неугодных ему режимов и закреплению своего контроля над ключевыми государствами региона.Ключ к пониманию целей и намерений дает анализ доклада министра обороны США Д. Рамсфельда «Всесторонний обзор состояния и перспектив развития Вооруженных сил США» (2001 г.), раскрывающего характер американской военной политики в регионе.В качестве одной из приоритетных «региональных угроз» Соединенным Штатам в докладе рассматривалась обстановка в Азии, где «может возникнуть крупномасштабное военное соперничество» и существует реальная возможность появления «военного соперника, обладающего значительными ресурсами». Поскольку американская стратегия, нацеленная на сохранение однополюсного мира, предусматривает «исключение лидерства враждебных США режимов» в основных регионах, становится понятным стремление закрепить военное присутствие США в Центральной Азии, в глубоком тылу своих потенциальных соперников - России и Китая.


Напомним, что западноевропейский и восточноазиатский центры мировой торговли и потребления расположены в непосредственной близости от пяти «географически смыкающихся нефтегазовых провинций: Аравийской (на территории Саудовской Аравии), Мосульской (Иран и Ирак), Каспийской, Волго-Уральской и Западносибирской. Они представляют собой уникальную концентрацию планетарных ресурсов нефти и газа, содержащую около 80% разведанных мировых запасов углеводородов». Поскольку постоянно подчеркивается, что «Соединенные Штаты, их союзники и партнеры и в будущем будут зависимы от энергетических ресурсов», то одной из задач ВС США, предназначенных «для защиты и продвижения американских интересов», как следует из доклада Д. Рамсфелда, является обеспечение доступа к названным «ключевым рынкам и стратегическим ресурсам». Таким образом, гарантированный доступ к ресурсам, которыми богат регион, к системам их транспортировки, а также контроль над набирающими силу потенциальными соперниками - эти и некоторые другие геоэкономические, геополитические и геостратегические факторы обусловили желательность для Соединенных Штатов длительного военного присутствия в регионе. И это закономерно, ибоСША - государство с ограниченной геоэкономической и геостратегической базой, но глобальными потребностями и геополитическими притязаниями. Один из авторов доктрины по ограничению влияния России американский сенатор Р. Лугар в ходе своих визитов в Казахстан, Туркмению и Азербайджан в 2008 г. подтвердил, что «в интересах США создание в Каспийском регионе многосторонней и эффективной системы доставки нефти и газа в Европу и на другие рынки для снижения зависимости стран Европы, а также Центральной Азии от российской энергетической монополии».

Теоретическое обоснование усилий США в регионе приведено в американском труде «Стратегия Шелкового пути: XXI век». Уже началась перевозка нефти и нефтепродуктов из Казахстана и Туркмении на Запад в обход России по части «Нового Шелкового пути» - транспортному коридору «Европа-Кавказ-Азия» (TRASECA).

С точки зрения геоэкономики Вашингтону важно «увести» нефть ЦА и с китайского направления в сторону рынка, контролируемого биржами в Нью-Йорке, Лондоне, Токио и Сингапуре, а также найти пути транспортировки каспийских ресурсов минуя территорию Ирана, несмотря на то, что маршрут с выходом на побережье Персидского залива экономически более выгоден. Поэтому запущен трубопровод «Баку-Тбилиси-Джейхан», по которому транспортируется и казахстанская нефть. Придавая геополитическую завершенность перечисленным процессам, госсекретарь США К. Райс обсудила с президентами Афганистана, Казахстана, Киргизии, Пакистана и Таджикистана возможность создания региональной организации «Большая Центральная Азия», которая ориентировалась бы на США и стала бы противовесом ШОС. В рамках этого проекта США выделили странам региона 1,4 млн. долл. на цели «облегчения таможенных процедур». Кроме того, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан индивидуально были приглашены США в программу НАТО «Партнерство ради мира», предоставлявшей право на участие в военных учениях НАТО.

На отдельных направлениях Вашингтон преследует совпадающие с Москвой и её партнерами по ОДКБ и ШОС интересы. Наиболее важный из них - предотвращение «исламо-радикализации» региона, с тем чтобы он не стал источником экстремизма, международного терроризма и наркоторговли. Однако успех этой миссии Вашингтон тесно связывает с надежным военно-стратегическим контролем обстановки, поэтому прилагает максимум усилий по сохранению своего военного присутствия в регионе. Так, учитывая бедственное экономическое положение в Киргизии после апрельского переворота 2010 г., Вашингтон пообещал Бишкеку двукратно увеличить арендную плату за базу «Ганси-Манас» и смог сохранить здесь свое военное присутствие. Военное присутствие в ЦА дает американцам возможность отслеживать активность Китая и России в регионе и сохранять в нем «опорный военный пункт», поэтому они не прекращают попыток восстановить базы в Узбекистане и расширить возможности по использованию аэродромной сети Казахстана для обеспечения военных операций коалиционных сил в Афганистане.

В самом Афганистане тоже происходит усиление группировки вооруженных сил США, так как географически территория этой страны является уникальным позиционным районом для размещения стратегических военных объектов. С. Мелентьев, директор Института мирового развития, считает, что США и НАТО «могут за неделю развернуть здесь ударную боевую группировку для атаки любых целей - от российских Урала и Сибири до объектов в Средней Азии, Иране, Пакистане и Индии». Основанием для такого заключения служит то, что с самого начала вторжения войск США и НАТО в Афганистан вокруг аэродромов Шинданд и Баграм начались интенсивные строительные работы, возводятся многочисленных наземные и подземные сооружения. Это позволяет говорить, что главной целью американского и натовского присутствия на территории Афганистана является создание мощных военных баз.

Для привлечения на свою сторону электората, недовольного затянувшимися военными действиями США в Афганистане и ростом потерь, Б. Обама объявил дату вывода войск США из этой страны - июнь 2011 г. Однако из мировой практики известно, что декларируемые сроки прекращения военных действий по политическим, стратегическим либо иным мотивам могут постоянно переноситься. Вспомнить хотя бы войну во Вьетнаме: в 1968 г. на президентских выборах в США победил Р. Никсон, в ходе предвыборной кампании выступавший с лозунгом немедленного прекращения войны, но американские войска вернулись домой только в 1973 г., после двух президентских сроков правления, потеряв во Вьетнаме 78 тыс. чел.

В комплекс первостепенных задач, которые Вашингтон будет стремиться реализовать, входят:

в военно-политической сфере - усиление военного присутствия в Центральной Азии и формирование плацдарма для возможного вмешательства в дела Ирана, силового сдерживания Китая и оказания давления на Россию, а в перспективе - и на Индию; обеспечение возможности оперативного реагирования на акции международных террористов и исламских радикалов в Афганистане, Пакистане и в других странах Южной Азии и, в меньшей мере, контроля над наркотрафиком;

в экономической сфере - получение доступа к энергоресурсам Центральной Азии и прилежащим районам их добычи и контроля маршрутов их поставки на мировые рынки; создание условий для организации, при необходимости, сырьевой блокады Китая и Индии; обеспечение контроля над стратегическими запасами урановой руды;

в идеологической и гуманитарной сфере - подталкивание процессов демократизации в центрально-азиатских государствах по западному образцу и поощрение их режимов в строительстве светских государств по модели союзной Вашингтону Турции.

При решении этих задач Вашингтон будет осуществлять меры, направленные на постепенный вывод стран региона из-под влияния Москвы; поэтапное включение центрально-азиатских государств в различные международные торгово-экономические союзы, находящиеся под американским контролем, а также вовлечение их в сотрудничество с НАТО.

государство, Центральная Азия, Россия, военное обозрение

Previous post Next post
Up