К вопросу непересекаемости науки и религии. Пояснение

Oct 31, 2024 05:55







Достопочтенные neturock и Андрей Казачкин упрекнули автора в неверности исходного посыла. Это моя вина, поскольку считал, что посыл самоочевиден и не требует доказательств.



Исправляюсь.

Относительно давно, я уже писал, что три культурных феномена творят мировоззрение. Мифология, религия, философия.

Мифология - целостная «картина» мироздания, в которой единство человека и природы (во всех её ипостасях) принимается на веру. Но дело не только в вере. Мифологическое сознание свидетельствует и о единстве Жизни. Я как-бы нахожусь в утробе Матери-Природы. Мы едины. Мы в ПРИ-Роде. Вот почему так сильна неодолимая тяга к язычеству и природной магии. Современная киноиндустрия фэнтези и её популярность в молодежи сегодня доминирует. Это отдельная тема о том, как критическое сознание становится пластичным, а потом уходит, так сказать, в мистику. Пути могут быть разными, но мистикой это закончится всегда.

Наука говорит, что за миллионы лет до описываемых в Св. Писании событий - смерть, болезни, страшная борьба за выживание присутствовали на Земле уже в Эру динозавров. Смерть - двигатель эволюции. Есть авторитетное на Западе гипотеза, что тот мир погиб от метеоритного града и его последствий (Ледниковый период). Я могу ещё много приводить подобных примеров.

Вера переместилась в сердце человека-ученого. Для этого совершенно не надо фанатичного догматизма или ходить с плакатами. Помните ответ Лапласа Наполеону: «Сир, я не нуждался в этой гипотезе». Одним словом, наука не нуждается для объяснения объективного мира в паллиативных костылях. Безусловно, это не касается верующих ученных. Я уже писал, что: "Вера в Бога - тонкое и сугубо-индивидуальное чувство. Оно у разных людей порождается различными причинами и, в ряде случаев, позволяет им ответить на те вопросы, на которые им в настоящее время не дают ответов ни философия, ни наука. Как говорил австрийский философ Людвиг Витгенштейн, "мы чувствуем, что даже когда даны ответы на все возможные научные вопросы, то наши жизненные проблемы еще даже не затронуты". Таким образом, индивидуальное религиозное чувство, жестко не связанное с религиозными догмами, достаточно свободно совмещается с восприятием научной картины мира.

Касательно проблемы мировоззрения. В чистом виде, ни одна из этих «сестер» не пребывает в самодостаточности. Всегда имеет место синкретизм. Например, религия использует мифологический язык описания для мета-сверхреальности, а философский инструментарий для «логического» цементирования инсайтов Откровения. Тем же «грешит» и философия. Её «птичий язык» не далеко ушел от интеллигибельного мира старика Платона. Как только философ заговорит о «духе», «душе», «метафизики», он уже оказывается в объятьях религии. Или её мистических интуиций. Помните Блеза Паскаля с его «логикой сердца»? Не зря и Гегеля называли «скрытым теологом» (о Шеллинге вообще умолчу). Мифология используя собственный язык описания, все же использует религиозные и натурфилософские «схемы». Мифология сильна своим символизмом, образами, иррациональной бессознательностью, интуицией и конечно же верой.

Если исходить просто от здравого рассудка, мой посыл верен. Может быть и жаль. Хотя натягивать "сову на глобус", я не запрещаю, но сову мне жалко.

размышления, культура, философия

Previous post Next post
Up