Психологическая атмосфера начала 20 века во многом родственна
«предчувствиям и тревогам» сегодняшнего дня. Ощущение глубочайшей
исчерпанности предшествующей эпохи, кризисность, упадок, разрушение -
характерны для 20 столетия, когда безвозвратно ушли в прошлое не только
прежние формы быта, труда, политической организации общества, но и
система духовных ценностей.
Кровавый двадцатый век забил последний «гвоздь в крышку идеи», что
всякая власть - это власть от Бога. Раньше люди верили, что верховный
сюзерен Бог. Отсюда понятна важная роль религии. Но ещё в начале 19 века
великий Бисмарк (апологет независимости государства), начинает жёсткую
культурную войну с римо-католической церковью.
В 20 веке верховным сюзереном становится светское государство и её
правящая элита. Она не нуждается в Церкви, просто потому что не приемлет
конкуренции. Ирония истории в том, что именно Русская Православная
Церковь сама приложила к этому все усилия. И это при том, что церковь в
Российской империи была едина с государством.
Плавучая церковь Николая Чудотворца - единственный в Российской Империи корабль, на котором располагалась полноценная православная церковь. Действовал в 1910-х годах в Каспийском море.
До русской революции официально в Российской империи было 117 млн.
православных христиан, которые проживали в 67 епархиях, управляемых 130 епископами. 50 с лишним тысяч священников и диаконов служили в 48 тыс.
приходских храмов. В ведение Церкви находилось 35 тыс. начальных школ
(к 1899 г. в них училось почти 1.5 млн. учеников) и 58 семинарий, а также
более тысячи действующих монастырей с почти 95 тыс. монашествующих.
При этом, из 2148 выпускников семинарий (к 1911 г.) только 574 приняли сан
к 1913 г. И всё это рухнуло как карточный домик! Почему?
Как известно, Николай II отрекся от престола в ночь со 2 на 3 марта. Но еще
днем 2-го числа на квартире московского митрополита прошло частное
заседание членов Синода. Тогда же было принято решение войти в связь с
Временным правительством.
В самый разгар жёсткого революционного противостояния Николай
Давидович Жевахов предложил председателю Св. синода - митрополиту
Киевскому Владимиру (Богоявленскому) выпустить воззвание к населению в
защиту Государя. По словам Жевахова, это должно было быть
«вразумляющее, грозное предупреждение Церкви, влекущее, в случае
ослушания, церковную кару». Воззвание предлагалось не только зачитать с
церковных амвонов, но и расклеить по городу. Однако митрополит
Владимир отказался помочь Русскому Царю в столь роковой для Него час,
невзирая на настоятельные просьбы Жевахова (Жевахов Н.Д. Указ. соч. Т. 1
С. 28).
«Князья церкви» очень не любят этот исторический факт, но факты «вещь»
упрямая». Сама Церковь сыграла ключевую, трагическую роль в свержении
царской власти. В век открытого интернета найти информацию об этих
событиях совершенно не сложно.
Автор многочисленных научных работ по истории РПЦ доктор исторических
наук, профессор РГГУ Михаил Бабкин в одном из своих интервью говорил:
«Как известно, 2 марта 1917 года Николай II отрекся от престола в пользу
своего брата Михаила Александровича. Но Михаил Александрович, вопреки
распространенному мнению, от престола не отрекался (прим. моё - то, что
Михаил Александрович отрекся в пользу Временного правительства, - лишь
расхожий миф), - он передал вопрос о власти на рассмотрение
Учредительного собрания. В его «Акте» от 3 марта говорилось о том, что он
готов восприять власть лишь в том случае, «если такова будет воля великого
народа нашего». Остальные члены дома Романовых, имевшие согласно
закону о престолонаследии 1797 года право на трон, от него также не
отказывались.
Соответственно, Россия стояла 3 марта на исторической развилке: быть ей
монархией в той или иной форме - ну понятно, что более реальным
вариантом была конституционная монархия, - либо республикой в той или
иной форме.
Но уже с 4 марта, несмотря на отсутствие юридического отречения от
престола дома Романовых, Синод начал рассылать во все епархии
телеграммы с распоряжением прекратить упоминать в богослужениях имена
членов «царствовавшего дома». В прошедшем времени! Вместо этого
предписывалось молиться о «благоверном Временном правительстве».
Слова «император», «императрица», «наследник престола» стали
запретными. Если же кто-то из священников продолжал возносить молитвы
о Романовых, Синод применял в отношении нарушителя меры
дисциплинарного взыскания: клириков запрещали в служении или, если они
служили по военному ведомству, отправляли на фронт, в действующую
армию».
«7 марта дом Романовых стал именоваться Синодом "царствовавшим", то
есть в прошедшем времени. И это при том, что юридически Россия
оставалась империей, монархией (Россия была провозглашена республикой
1 (14) сентября 1917 года. "Республикой Советов Рабочих, Солдатских и
Крестьянских Депутатов" она была объявлена на III съезде Советов 12 (25)
января 1918 года.).
Своими определениями от 6-8 и 18 марта Синод распорядился исправить все
богослужебные чины, в которых поминался "царствовавший" (по версии
Синода) дом. Вместо молитв о де-юре царствующем доме следовало
возносить прошения о "Благоверном Временном правительстве". Стоит
отметить очень важный момент. Титул "благоверный" - сакральный. Это был
богослужебный титул наследника престола.
(События развивались стремительно. 4 (17) марта из зала заседаний Синода, где собрались все синодалы, Львов вынес царское кресло - символ
«пленения» Церкви государством. Львову помогал первенствующий член
Синода митрополит Владимир (Богоявленский)).
9 марта, Синод обратился с посланием "К верным чадам Православной
Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий". Оно
начиналось так: "Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой
государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину
счастьем и славой на ея новом пути". Тем самым высший орган церковного управления фактически признал государственный переворот правомочным, а революционные события объявил, как свершившуюся "волю Божию". В тот же день Синод распорядился приводить паству к присяге новой власти. То есть он стремился закрепить завоевания революции и придать ей необратимый характер.
Сняв в общественно-политическом сознании православной паствы вопрос о
монархии, Синод тем самым фактически снял этот вопрос и с повестки дня
Учредительного собрания. Паства лишилась монархической идеи. А
поскольку программы правых партий содержали пункты о монархическом
правлении в стране и о послушании Православной церкви, то в условиях,
когда сама церковь отказалась от монархии, вся идеология правых лишилась
фундамента. В первых числах марта 1917 года правые исчезли с российской
политической арены. Позиция Синода в отношении к свержению монархии -
ключ к пониманию того, почему эти партии исчезли» - отмечает Александр
Механик.
Хочу остановится на одном печальном моменте во всей этой чёрной истории.
Тот же автор пишет: «Царя и его семью Временное правительство
арестовало еще 8 марта 1917 года. Первоначально венценосные узники
содержались под домашним арестом в Царском Селе. Фактически сразу же
духовенство их предало забвению: в первую очередь - в своих публичных
молитвах. В Государственном архиве Российской Федерации, в фонде
Николая II хранится около сотни писем, направленных царственным узникам
от представителей разных слоев общества. Удивительно, что от духовенства
нет ни одного. Хотя в том же архиве хранится огромное множество
приветственных писем и телеграмм, которые духовенство в марте-июне 1917
года направляло Временному правительству, Госдуме, Петросовету и их
представителям…
Да и ещё, как отнесся Поместный Собор к убийству царя? На соборном
заседании 6 (19) июля 1918 года было решено отслужить по убиенному
императору панихиду. Но перед тем весьма долго обсуждался вопрос о том,
стоит ли это делать. Против ее проведения из 143 присутствовавших
выступили 28 человек (почти 20 процентов) и трое воздержалось (около 2
процентов). Согласно решению большинства, патриархом при общем пении
членов Собора была совершена панихида по "бывшем Государе - рабе
Божием Николае".
На этом долгая история правления «помазанников Божиих» закончилась.
Сакральная, освещенная веками аксиома просто исчезла, испарилась. Церковь, в лице правящей элиты, не оказала самодержцу никакой поддержки. И это не может не удивлять. Философ Василий Васильевич Розанов писал: «Русь слиняла в два, самое большее - три дня. Не осталось царства, не осталось Церкви, не осталось армии, и не осталось рабочих. Что же осталось-то? Странным образом буквально ничего».
Российская империя не пережила своего апокалипсиса, но осталось
израненное государство, которое великой ценой возродилось из могильных
руин. Победила в самой ужасной войне и имела колоссальное влияние на
весь мир. И Церковь не осталась в стороне. Как отметил президент Владимир
Путин: "Русская православная церковь всегда там, где трудно, всегда с
людьми".
Чтобы продолжить свое существование, православная Церковь прибегает к
примирительным мерам по отношению к победившему молодому
советскому государству. Да и выбора тогда иного не было.
В 1927 г. митрополит Сергий (Старогородский) под давлением обстоятельств
вынужден выступить с Декларацией лояльности к советской власти.
Декларация вышла через общесоюзную газету «Известия».
Вот этот текст: "Божиею милостию, смиренный Сергий, митрополит Нижегородский, Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный Патриарший Священный Синод. Преосвященным архипастырям, боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Святой Всероссийской Православной Церкви. О Господе радоватися.
Одною из забот почившего Святейшего Отца нашего Патриарха Тихона пред его кончиной было поставить нашу Православную Русскую церковь в
правильные отношения к Советскому правительству и тем дать Церкви
возможность вполне законного и мирного существования».
Советская власть признается «выражением воли Божией», «сообщество с
врагами Советской власти» осуждается. Эта позиция вызвала так
называемый «карловацкий» раскол. Карловчане - это та часть высшего
духовенства, которая осудила "покорность" РПЦ коммунистическому
режиму. По их мнению, христианство и марксистский материализм
несовместимы.
Как писал в своей статье о «Советской Церкви» Иван Ильин:
«Советская церковь осуществляет во всех своих выступлениях - не волю
Церкви, а волю советчины. А слепцы и лицемеры спешат ей навстречу».
Впоследствии Патриарх Алексий II скажет: "Сегодня мы можем сказать, что неправда замешана в Декларации. Декларация ставила своей целью
поставить Церковь в правильное отношение к советскому правительству. Но эти отношения - а в Декларации они ясно обрисовываются как подчинение Церкви интересам государственной политики - как раз не являются правильными с точки зрения Церкви".
Но как бы там ни было. 27 сентября 1977 года в Ленинграде состоялось
торжественное заседание Советского комитета защиты мира, посвященное
60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. На нём
прозвучали примечательные слова Патриарха Пимена: «Великая революция
в России принесла угнетенному большинству человечества надежду на
освобождение от эксплуатации, от колониализма и расизма, от
политического, экономического, социального и культурного гнета. Великая
революция в России вселила в угнетенные массы не только надежду, но и
указала им путь, по которому они могли достичь заветной цели -
освобождения. Эта революция придала народным массам силу и
уверенность в грядущей победе. Вместе с тем наша революция принесла
человечеству новое понятие о мире между народами, опирающееся на
принципы равенства всех народов, суверенитета больших и малых
государств. Ленинский Декрет о мире провозгласил великую программу
созидания справедливого, демократического, всеобщего мира. Отсюда
оправданно утверждать, что социализм и освобождение человека,
социализм и мир - понятия неотделимые одно от другого. Поэтому 60-
летие Великой Октябрьской социалистической революции является
праздником всего прогрессивного человечества, праздником миротворцев
всего мира!»
Ключевые слова Патриарха Пимена: «наша революция».
Кто-то из очень проницательных людей сказал, что Россия - это страна с
непредсказуемым прошлым и это действительно так!
Современная Русская Православная Церковь официально (в лице Патриарха
Кирилла) объявила революционные события 1917 года «великим
преступлением» против русского народа. Вот эта цитата: «Революция была
великим преступлением. И те, кто обманывал народ, кто вводил его в
заблуждение, кто провоцировал его на конфликты, преследовали совсем не
те цели, которые они открыто декларировали. Была совсем другая повестка
дня, о которой люди совсем даже не помышляли» - конец цитаты.
Церковь призвала к покаянию, а я задаю себе тяжёлые вопросы. Кто в первую
очередь должен принести покаяние? Русские солдаты, погибшие в окопах и
на полях сражений первой мировой войны, о причинах которых они не
догадывались. Крестьяне и простые рабочие? Одинокие жёны, потерявшие своих мужей в этой кровавой бойне? Или люди, облечённые сакральной
властью, которые вертя «колёса истории» перемалывают под ними
миллионы простых жизней?
Первая мировая война. Первая мобилизация в селе (фото)
Первая мировая война. Первая мобилизация в селе (фото)
Думаю, что никакого реального покаяния не было и не будет.
Я солидарен с Михаилом Бабкиным: «Сегодня "Церковь находится в гораздо
лучшем положении, чем до Февральской революции. Епископат РПЦ
переживает сегодня даже не золотой, а бриллиантовый век, добившись в
итоге именно того, за что боролся тогда: статус, привилегии, дотации, как
при царе, но - без царя. И без какого бы то ни было контроля со стороны
государства.
И пусть вас не обманывают разговоры о предпочтительности монархии,
которые периодически слышны в церковных или околоцерковных кругах.
Патриарх никогда не помажет на царство российского президента, потому
что это автоматически будет означать предоставление помазаннику
огромных внутрицерковных полномочий, то есть умаление власти патриарха.
Не для того духовенство свергало в 1917 году царскую власть, чтобы
реставрировать ее спустя 100 лет".
продолжение следует…