Размышления об учителях неразрывно связаны с воспоминаниями о детстве.
Первый учитель, если он особенный, просто незабываем. Но время течет, меняется восприятие мира, меняются отношения между взрослыми и детьми.
Современные учителя в основном жалуются на отсутствие дисциплины и внимания у школьников. Советские учителя решали эту проблему спокойно.
В первую очередь они добивались тишины. Не сразу, но она наступала. Тридцать семь первоклашек должны были услышать, как жужжит в классе муха, мы наивно прислушивались минут пять, а учительница продолжала урок. Затем она открывала дверь настежь и просила нас послушать, не шумят ли ребята из параллели. Мы опять затихали и убеждались, что они не шумят. Драчки и обиды пресекались сразу. Обидчика вызывали к доске, а обиженному разрешалось дать сдачу. После этого никто ни к кому не приставал. Стоять в углу считалось позором, ребенок не знал, куда деть глаза от стыда. После этого не шалил.
Поставь современного ребенка в угол, он начнет веселить весь класс. Попроси послушать муху, все, наверное, тоже рассмеются.
Откуда такая эволюция непослушания?
Самой оригинальной в достижении дисциплины была учительница географии. Она с порога заявила, что ее предмет устный, и потребовала, чтобы мы убрали пеналы, а руки завели за спинку стула. Так мы сидели весь урок, выпрямляя осанку. Пару месяцев мы так и сидели на ее уроке. Холодным и враждебным тоном она объясняла, почему исчезает Аральское море и какая печальная участь ждет Азовское. На географии мы узнали, что сибирские реки хотели повернуть вспять. Пожилая учительница со скорбью рассказывала об экологических проблемах и озоновом слое Земли. Она добилась полной тишины, любой троечник, даже если он не читал параграф, пересказывал ее слова, мог показать течения, проливы, мысы, пустыни, горные хребты, находить зоны и координаты. Одним словом, ей не нужна была любовь учеников, она добилась знания предмета, благодаря безукоризненной дисциплине.
Попроси современных учеников убрать руки за спину на весь урок, по-моему, это невозможно. Дети просто откажутся.
Профессия учителя в советское время была уважаемой и оплачиваемой. В постсоветское ельцинское время мизерную зарплату учителя задерживали по полгода. Постепенно уважение к учителю исчезло. Появились платные учебные заведения. Дипломы вузов можно было покупать. Отменили форму, старшеклассники стали массово курить, хамить. Но советские учителя продолжали тянуть лямку, выпрашивая у родителей деньги на ремонт школы, учебные пособия и т.д. Тогда же впервые появились сборы денег на подарки учителям, это стало традицией. Ничего подобного не было в советской школе. Родителей, которые постоянно работали, часто хвалили за воспитание детей, а сегодня умоляют, чтобы взрослые принимали участие в воспитании и образовании детей, ведь школьники перестали слушаться.
Они слишком вовлечены в искусственный онлайн-мир.
Глядя на уставшего полубольного учителя позавчера на родительском собрании, я вспомнила о том, каким здоровым и цветущим этот человек был всего несколько лет назад. Поэтому сейчас я бы пожелала таким учителям, которые горят на своей работе, неимоверного здоровья, крепких нервов и выдержки. И знаете, подарок - это такой мизер, по сравнению с тем, что отдает детям настоящий учитель, не просто знания, а уроки жизни и свою жизнь.
А. Юрьева