Среди основных направлений ограничений - связанные с СПГ российские энергетические проекты, банковский сектор РФ, новые транспортные санкции, расширение экспортного контроля, блокирующие ограничения.
1. Вводится ранее анонсированный запрет на транзит российского СПГ через порты ЕС с целью недопущения его реэкспорта в третьи страны. Ограничения распространяются на перевалку СПГ с судна на судно, с судна на берег, а также на связанные с ней финансовые операции.
2. Запрещается финансирование, оказание услуг и предоставление любых технологий и оборудования для связанных с СПГ проектов, в том числе "Арктик СПГ-2" и "Мурманск СПГ". Вводятся ограничения на импорт российского СПГ через терминалы ЕС, не подключенные к системе природного газа.
3. Вводится запрет для компаний ЕС использовать Систему передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС) или ее аналоги. Ограничения распространяются исключительно на организации ЕС, работающие за пределами России. Запрещаются также транзакции с лицами, заблокированными по основаниям использования СПФС.
4. Запрещаются любые операции с расположенными за пределами ЕС финансовыми учреждениями, в том числе поставщиками криптоактивов, которые "содействуют транзакциям в пользу российского ВПК". Такие транзакции могут потенциально включать в себя операции, связанные с экспортом, реэкспортом, транспортировкой и продажей в Россию товаров двойного и военного назначения.
5. Расширение списка запрещенных к экспорту товаров и технологий , среди которых а) предположительно используемые в российском оборонном секторе станки и вездеходы (ATV); b) применяемые в промышленном секторе РФ химикаты, марганцевые руды, редкоземельные элементы, экскаваторы и электрооборудование.
6. Ограничения на импорт гелия из РФ.
7. Действующим в ЕС политическим партиям, фондам, НПО, включая аналитические центры и медиа, запрещается получать финансирование из российских источников. Для компаний сферы медиа и их сотрудников предполагаются исключения в виде сохранения возможности заниматься деятельностью, связанной с проведением исследований и интервью.
8. Запрет на посадку российских самолетов на территории ЕС, взлет с нее или пролет над ней будет распространяться на любое воздушное судно, "используемое для выполнения нерегулярных рейсов".
9. Вводится запрет на доступ в порты ЕС в отношении 27 российских судов. Список таких судов пока не опубликован. Вместе с тем поясняется, что основания для ограничений довольно широки и могут включать в себя участие в конфликте на Украине, нарушение Oil Price Cap, перевозку товаров и технологий в нарушение экспортного контроля ЕС, др.
10. Расширяется запрет на перевозку грузов через территорию ЕС автомобильных транспортом, в том числе посредством транзита. Теперь ограничения распространяются в том числе на перевозчиков, которые на 25% и более принадлежат российскому физическому или юридическому лицу.
11. Вводятся ограничения на прием заявок на регистрацию в ЕС некоторых прав интеллектуальной собственности российскими гражданами и компаниями. По сообщениям Еврокомиссии, данная мера принимается в качестве компенсации в связи с "лишением европейских правообладателей интеллектуальной собственности права на судебную защиту в РФ".
12. Европейским лицам запрещается приобретать украинские культурные ценности и другие товары, имеющие археологическое, историческое, культурное, редкое научное или религиозное значение, если есть основания полагать, что такие товары были "незаконно вывезены с территории Украины".
Помимо прочего, анонсируется введение блокирующих ограничений в отношении 116 физических и юридических лиц по российским основаниям. Их перечень будет опубликован в ближайшее время.
https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2024/06/24/russia-s-war-of-aggression-against-ukraine-comprehensive-eu-s-14th-package-of-sanctions-cracks-down-on-circumvention-and-adopts-energy-measures/ В рамках 14-го пакета санкций Регламент 833/2014 был дополнен статьей 3s, которая предусматривает введение ограничений в отношении поименованных в новом Приложении XLII российских судов. В частности, ограничения предполагают запрет на:
(1) доступ в порты, шлюзы и места якорной стоянки;
(2) импорт в ЕС, покупку и передачу судов;
(3) экспорт, поставку и фрахтование судов;
(4) управление судами и и их обслуживание;
(5) регистрацию и предоставление права плавания под флагом государств-членов ЕС;
(6) предоставление финансирования и технической помощи, а также услуг по бункеровке, снабжению, смене экипажей, погрузке и разгрузке товаров.
Предполагаются некоторые исключения по гуманитарным соображениям.
Одновременно с принятием нового положения в Приложение XLII были включены 27 российских судов, в том числе:
- "M/V Angara" и "M/V Maria" за предположительное содействие перевозкам используемых в российском оборонном секторе товаров и технологий;
- "Saam FSU" и "Koryak FSU" по основаниям экспорта в РФ используемых в российском энергетическом секторе товаров и технологий;
- "Hana", "Canis Power" и "Andromeda Star" за содействие поставкам российской нефти и нефтепродуктов в нарушение правил Oil Price Cap;
- "Lady R", "Maia-1", "Audax", "Pugnax" и "Hunter Star", поставляющие товары и оборудование, используемые в оборонном и энергетическом секторах РФ;
- "Krasnoyarsk" и "Kaliningrad" как принадлежащие заблокированным лицам.
Общий перечень оснований для применения ограничений включает в себя (1) перевозку товаров и технологий в нарушение экспортного контроля ЕС; (2) участие в конфликте на Украине; (3) нарушение Oil Price Gap; (4) связь с заблокированным лицом; (5) перевозку товаров и грузов, предположительно используемых в оборонном и энергетическом секторах РФ.
https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=OJ:L_202401745 В дополнение к очень аккуратному
разбору Ивана Тимофеева и коллег из РСМД:
- По ограничениям импорта: предсказуемо. Закручивание везде, где справляется компенсаторный механизм ЕС. Либо уже налажен деликатный механизм обхода через третьи страны в пользу ЕС.
2. По ограничениям экспорта: курс на борьбу с реэкспортом, показательная порочка компаний-посредников (не порка, порка - это уголовное преследование).
3. Усиление культурно-смысловой части. Говорит о сокращении возможностей по торгово-экономическим и инвестиционным + ограниченным возможностям давления на третьи страны. Запрет на вывоз культурных ценностей, если есть подозрения украинского происхождения. И интересное - «запрет для политических партий, неправительственных организаций, аналитических центров и СМИ получать финансирование от источников в России». Прямым текстом. Так сказать, to whom it may concern - no money from Russia.
4. Ожидаемые персональные санкции по новым управляющим бывшими европейскими активами - также ожидаемо.
Если коротко. Будет 15 пакет, и лучше не будет, стыдно не станет, рыночная доминанта будет приносится в жертву политике до тех пор, пока политика не найдет новые точки опоры, кроме эскалации с Россией.
по материалам:
Санкции. Экспертиза
t.me
Хрустальный глобус
t.me
https://dzen.ru/a/Zn5RWygnb0XWvHDn