Путин считает экономику Китая классической рыночной, но является ли она таковой?

Jun 06, 2024 13:53


Есть перепроизводство или нет перепроизводства?

Во вчерашней встрече Путина со СМИ привлекла внимание следующая фраза:

«Обвинения Запада в сторону Китая в перепроизводстве автомобилей, в частности электромобилей, являются ерундой - если рынок поглощает все выпущенные машины, то перепроизводства быть не может.

Вроде умные люди говорят, что у китайцев перепроизводство автомобилей, в том числе перепроизводство электромобилей. Это говорят люди, которые считают себя "рыночниками". Они что, не знают, кто определяет, есть перепроизводство или нет? Это определяет рынок. Если Китай производит определенное количество автомобилей, и рынок это все поглощает, забирает, о каком производстве идет речь? Это просто ерунда».

1. В Китае плановая экономика.

Если говорить о производстве электромобилей, то развитие отрасли было заложено на государственном уровне где-то в районе 2010 года. Что подразумевает:

а) большие государственные субсидии китайским компаниям, недорогие кредиты.

б) выделение дешевой земли под строительство.

г) снижение экологических норм.

б) закрытие рынка для иностранных производителей, чтобы дать шанс отечественным компаниям подняться на ноги (именно то, в чем Пекин сейчас обвиняет Запад).

г) кража западной интеллектуальной собственности.

Естественно, руководители провинций почувствовав запах госсубсидий делают новую отрасль в числе приоритетных, раздавая в свою очередь льготы на провинциальном уровне.

В результате в чуть ли не каждой провинции строится свой завод.



Когда первая волна породила множество производителей электрокаров, правительство стало понемногу открывать рынок для зарубежных игроков вроде Теслы, что позволило:

а) создать внутреннюю конкуренцию среди местных производителей для вытеснения с рынка мелких игроков.

б) дать ориентиры на повышение качества до передовых западных технологий.

В результате на внутреннем рынке остались только крупные китайские игроки, способные на равных конкурировать с Теслой.

2. В Китае однопартийное государство, с едиными рычагами управления экономикой, тотальным контролем над банковской системой.

Любой директор частной компании в Китае лишь нанятый государством менеджер, обязанный выполнять директивы КПК.

Государство не ожидает получат немедленную прибыль.

Государство не допускает доминирования на внутреннем рынке западных производителей.

3. После того, как на китайском рынке остались только серьезные игроки, конкуренция возросла многократно.

Чтобы выжить приходится:

а) демпинговать по-крупному

б) чаще обновлять модельный ряд, выпуская автомобили с новыми функциями, которых нет у конкурентов

в) снижать себестоимость.

В результате внутренний спрос уже просто не в состоянии поглотить такой объем производства.

Все слышали про пузырь недвижимости в Китае, когда жилья введено в строй столько, что в него некого заселять. Это классический пример  избыточных мощностей. Но квартиры невозможно экспортировать за границу.

Китайские автопроизводители хлынули на западные рынки, имея следующие возможности:

а) тот же демпинг, умноженный на низкую себестоимость производства

б) возможность проводить единую политику по завоеванию рынка, делая главный акцент на вытеснение западных конкурентов, а не борьбу между собой.

4. Китайские экономисты в дискуссиях внутри страны не скрывают, что проблема избыточных мощностей существует.

Подробно уже писал здесь:

https://t.me/daokedao/33474

Так есть в Китае перепроизводство или нет перепроизводства? Есть рыночная экономика или нет рыночной экономики?

И напомню, что в России уже раздаются голоса, призывающие скептически относится к «рыночному» Китаю.

https://t.me/daokedao/33282

Одно дело, когда Китай подрывает западную экономику, нам это всегда в радость, но что делать, когда он начнет действовать теми же методами на российском рынке, если уже не действует?

🇨🇳  Китайская Угроза (https://t.me/daokedao)

Китай

Previous post Next post
Up