Я обратил внимание на интересный феномен - огромное количество искренних, нравственных, мыслящих людей имеют отрицательное отношение к институциональной Церкви (РПЦ МП). Причем, в последнее время таких людей становится больше. Их образ мыслей отчётлив: РПЦ МП имеет ко Христу такое же отношение как черный цвет к белому. Сегодня, в значительной мере утрачивается вера в действенность внешних религиозных институтов. Тому масса причин - и собственно обмирщение церкви, и влияние западного, в первую очередь американского протестантизма, и, мягко говоря, не слишком благовидного поведения клира. Кроме того (и в большей степени) сказывается необычайное увлечение молодежи псевдорелигиозными оккультными, магическими, эзотерическими течениями (как реакция на кризис традиционной веры?), а также активная интернет деятельность всевозможных "учителей" и "пророков".
Особо стоит Ренессанс русского неоязычества. Это отдельная и очень интересная тема.
Не последнюю роль в этом процессе, играют активные попытки высшей православной иерархии занять место идеологической надстройки в нынешней государственно-капиталистической Системе. Напомню недавнее заявление на Всемирном русском народном соборе (ВРНС) в государственном Кремлевском дворце патриарха Кирилла: "В действующей сегодня российской Конституции закреплен запрет на установление общей государственной идеологии, обязательной для всех. В ответ на вопрошание ряда общественных сил, желающих непременно иметь некую национальную идею, могу лишь снова повторить: она у нас и так уже есть... что может лучше, если хотите - эффективнее, мотивировать человека на созидательный труд на благо общества, нежели искренняя любовь и преданность Родине... Тем, кто по-настоящему любит страну, свой народ и культуру, не нужна никакая идеология, не нужно ничего придумывать и изобретать... Определяющее значение имеет единство культуры, состоящее в осознании народом общности исторической судьбы и общности духовно нравственных ценностей. Из чего проистекает в свою очередь единство мировоззрения: подчеркну, именно мировоззрения, а не идеологии, эти вещи ни в коем случае нельзя смешивать. Идеологии могут меняться в зависимости от политической ситуации, поэтому единство на такой основе непрочно, ненадежно и может рассыпаться при неблагоприятных условиях". Конец цитаты (выделено мной).
из
https://t.me/kvmalofeev/2282 Добряк-философ Виталий Аверьянов не скрывал своего разочарования говоря: "Это стало, как бы сказать помягче, шоком для соборян, осведомленных о замысле Собора. И очередным крушением иллюзий".
В размытых и обтекаемых формулировках Патриарха нет концептуального содержания. Он даёт бесплодную интеллектуальную жвачку, что совершенно понятно для думающих людей (не говоря уже о философах). Моё мировоззрение христианина (в котором первичен только Христос) радикально отличаться от мировоззрения доброго мусульманина, не говоря уже о человеке исповедующим иудаизм. Всё дело в том, что мы мыслим Бога по разному. Для меня Христос - Спаситель. Для мусульманина - Пророк Всевышнего. Для иудея - лжемессия. Это только в современных политкорректных, толерантных, мультикультурных теориях богословской элиты - Бог один для всех. В историко-культурной ткани жизни (именно она формирует мировоззрение), мы видим ("эффект наблюдателя") мир по-разному. Для мусульманина мир детерминирован участием Всевышнего (Он творит реальность). Для меня это не так. "Исламское вероучение придерживается тезиса «все благо (хайр) и зло (шарр) в судьбе людей - от Бога»: в соответствии с принципом строгого монотеизма Бог считается единственным источником блага и зла. В каламе понятие блага абсолютизируется. Многие мутазилиты называли благом даже проклятие Богом неверующих и уготованные им загробные муки, поскольку это удерживает их от ослушания" (см.
А. Смирнов, "Благо в арабо-мусульманской философии").
Патриарх говорит, что "ни в коем случае нельзя смешивать" мировоззрение и идеологию. Да, смешивать их нельзя. Мировоззрение - это очень широкая система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека. Мировоззрение - это общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, включающее основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, методы познания, деятельности, ценностные ориентиры. И если мировоззрение человека - это общее, то идеология - это частная система взглядов граждан о смысле и провиденциальной цели существования государства. В общем, это проблема общего и частного. А вот религия - это только о смысле и цели человека в божественной ретроспективе и Его плане о спасении людей. Христианское мировоззрение - это фундаментальная ориентация жизни на эсхатологический конец. Речь идет о фундаментальной нестабильности между христианством и светским миром, а любое государство часть его. Помните: "Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Моё не отсюда". Христианство входит в мир, исторически пребывает в нем, но само не от мира сего. Колесо и поверхность. Только малая часть колеса касается грешной земли. Христианство - это о мире после, а не о грешном мире здесь и сейчас.
из
https://t.me/kvmalofeev/2282 Разумеется, в нашем общем многоконфессиональном Отечестве, нам жизненно-необходимо научится ладить друг с другом. "Царство, разделившееся в себе, не устоит". Раскол России по религиозному признаку приведет к ослаблению и угрозе разрушения страны. Я напомню, что самые страшные войны - это религиозно-мотивированные войны. Вот почему нельзя больше допускать того, что произошло в аэропорту Махачкалы. Той толпе было абсолютно до фонаря, что там глаголит святейший о "единстве мировоззрения", "общности исторической судьбы и общности духовно нравственных ценностей". Обтекаемые политесы патриарха нисколько не помогли бы и потенциальным жертвам. Интеллектуальные жвачки хороши для кабинетных ученых и тех людей, которые видят мир из окна лимузина или частных самолетов. Реальность беспощадна и сурова! Дело в том, что религия не только объединяет разных людей в одну социо-культурную общность, но и то (когда они разные), что разделяет их на духовно-глубинном уровне. Личность в христианстве принципиально иная, чем личность в индуизме или иудаизме и т.п. Если перефразировать Тертуллиана: "Что может быть общего у Афин с Иерусалимом", то, что может быть общего у христианской Европы с исламским Востоком или индуисткой Индией и т.д. "Сам образ Бога в иудаизме, христианстве и исламе таков, что он предполагает бескомпромиссность и нетерпимость этих религий - в отличие от "настоящих" восточных религий, например религий Индии. Можно говорить о доктринальной агрессивности монотеистических религий, которая порождала нетерпимость и на практике" (С. Лёзов).
Главное, к чему собственно и призвана Церковь (в социально-политическом плане) - это печалование (защита) народа и, в частности, простых людей от беспредела власть держащих и, когда это необходимо, обличение этой самой власти. Но она не выполняет и, судя по всему, выполнять своё историческое предназначение в государстве, пока не будет. Да и невозможно это сделать, если Патриарх намекает, что идеологическая ниша занята РПЦ МП. Государству предлагается размытое мировоззрение граждан, в отличие от четко-сфокусированной государственной идеологии. Разумеется не стоит забывать и о колоссальных финансовых дивидендов от подобного рода деятельности. Для прямых заинтересантов - это будет выглядеть как начало духовного Ренессанса в России. Я уже встречаю подобные размышления у влиятельных людей. Для иных, как откат в темное прошлое.
Так например, Издательство Московской Патриархии в разделе "Книжки для детей" выпустила книгу
"Жить - Родине служить.." А.Г. Дунаев отмечая её пропагандистский характер
пишет: "В книге 288 страниц! Детей учат тому, что всякая власть от Бога и что если призовут, то послужим.
Согласно "тематике ИМП", такие наставления входят в "назидательное чтение, христианское мировоззрение, духовное наставничество, старчество". На "военные рельсы" ИМП перешло сразу же с приходом епископа Погребняка, обладателя премии ФСБ, выпустив книжки про
Калашникова и ВОВ. Из недавних -- "
детям про детей войны". Этот тренд отлично подходит новому "богословию войны" ПК, согласно которому участвующим в СВО "отпускаются грехи".
Ранние заявления Патриарха о том, что: "Все наши грехи искуплены кровью", что "это не интеллигентские слезы по поводу чьей-то чужой вины", а "искупление страданиями и кровью нашего народа", - свидетельствуют о богословской фиксации и понимании тотальной греховности при создании политических условий для дальнейших народных страданий. "Урок истории заключается в том, что золотые купола и величественные храмы не являются гарантией спасения, они не отвращают людей от падения. Наша вера не должна быть только частью нашего фольклора, культурных традиций. Это должна быть живая вера, мощнейшая мотивация наших поступков". А вот как раз то это, пожалуй самое главное, в реальности отсутствует. Наша реальность стала рутиной, из неё ушла радость. Христос, так ярко вошедший в жизнь России 90-ых при начале воцерковления, скрывается и заслоняется обрядом, правилами, мелочными долженствованиями и запретами.
Я солидарен с
игуменом Петром (Мещериновым): "Пробиваться" ко Христу становится всё труднее и труднее. Прямой зависимости между хождением в церковь, молитвословием, постами, выстраиванием православного обихода и жизнью во Христе не оказывается. Более того, современный уклад церковной жизни, как правило, только препятствует человеку возрастать в живом Христе. Ведь когда христианин взрослеет в Церкви, ему объективно требуется всё большая свобода, всё большее доверие и уважение как к члену Тела Христова. А у нас со свободой, с доверием и уважением к человеку, рядовому верующему дело обстоит весьма плохо, а зачастую, просто отвратительно (карикатурно): всё регламентировано, установлено и зацементировано; шаг вправо, шаг влево - и ты уже модернист, обновленец, еретик и "апостат".
Если очередная идеологическая реформа Патриарха воплотится в жизнь, то боюсь, что для думающего православного христианина больше не будет Тайн Божиих.
"Бог" будет действовать в его жизни только так, как велит Ему действовать православно-государственная идеология. Иерархия уже знает, кого Бог спасёт, а кого нет, кого пошлёт в ад, а кого нет. Древние отцы Церкви (за исключением свт. Игнатия (Брянчанинова)) говорили об этих вещах лишь предположительно, а многие умолкали в благоговении перед судьбами Божьими - а современные православные это точно знают... Вот и приходит человек к выводу - нынешняя русская церковность и жизнь во Христе - вещи отнюдь не тождественные.
Современная церковная жизнь утратила реальное религиозное измерение. Оно "ушло" куда-то в метафизику, в книги, в высоту православного учения, от жизни совершенно оторванного. Сегодняшняя не в книгах, а в действительности наличествующая "вера в Церковь" не выявляет Церковь "здесь и сейчас", а превратилась в веру лишь "в жизнь будущего века". Вместо же подлинной христианской религиозности церковность подменяется секуляризмом и политической конъюнктурой (с толерантностью в придачу). В том то и дело, что Церковь входит в мир, исторически пребывает в нем, но Сама не от мира. Церковь всегда говорит о будущей парусии, свидетельствует об обоженном человечестве. Церковь в мире, но преодолевает мир, что всегда чувствовали наиболее религиозно чуткие души. Еще ранее в до- константиновское и пост- константиновское время эти люди оставляя мир уходили в пустыню, где в последствии и родилось монашество. Именно эти ревнители благочестивой жизни, почувствовав упадок духа, стали усердно искать пути духовного усовершенствования. Возвышенный идеал ревностного служения Богу, лучшая часть христиан увидела в аскетизме. Монашеское движение стало своеобразным продолжением христианского мученичества.
Сфера христианско-религиозная есть полагание смыслов, целей и мотиваций всей жизни исключительно в Царстве Христовом, которое не от мира сего (Ин. 18, 36) (что вовсе не исключает активной деятельности на земле; речь идёт об иерархии ценностей). Когда в силу разнообразных процессов цели, смыслы и мотивации православных христиан, составляющих церковную общину, из этой небесной и вечной сферы смещаются, то Церковь тут же подпадает действию смертоносных стихий падшего мира, и экклезиологическое сознание в практической церковной жизни меняется. Под Церковью - Царством не от мира сего, которое приходит в нашу жизнь, срастворяется с нею, одушевляет её, - в силу нерелигиозности, посюсторонности целей и мотиваций начинают пониматься вещи вполне земные. Вследствие этого в мировоззрении и жизни многих церковных людей религиозное содержание отводится на второй план, церковное самосознание делается нерелигиозным, превращаясь в идеологию, и Церковь начинает терять себя как неотмирное Тело Христово, всё более и более становясь только лишь политическим, общественным, культурным и хозяйственным явлением.
Для иллюстрации сказанного послушайте известное православное радио или почитайте не менее известный православно-патриотический интернет-сайт: что интересует сегодня, так сказать, "церковные массы"? Во-первых - вещи исключительно земные: наша славная история, былая целостность Империи, монархия, Великая Держава, замечательное советское время, Сталин, Власов, коварный и абсолютно бездуховный Запад, наш особо духовный "свой путь", "христолюбивое" воинство, ювенальная юстиция, козни либералов, "лихие 90-е", демографические проблемы, превосходство "нашей цивилизации" по сравнению с "не нашей", национализм, etc., etc... это всё - именно и только земное, голая идеология, здесь нет ни капли христианской религиозности; а та "соотнесённость" с "небесным порядком вещей", которой обычно прикрываются носители этих идей - мнимая, ложная, по сути - не христианская, кричаще противоречащая Евангелию. Ну в самом деле: что, наличие царя-батюшки способствует соединению души со Христом? А отсутствие монархии разве препятствует жизни во Христе? Абсурдно даже это и обсуждать".
P/S. России нужна государственная идеология!
Я солидарен с
Сергеем Карагановым.
- Общественный запрос огромен. Необходимо убедить руководство страны в срочной целесообразности продвижения духоподъемной национальной идеи, «русской мечты», национальных проектов (таких, как Транссиб, покорение Арктики, космическая программа). Без подобных идей великие державы перестают быть великими и просто разваливаются. История усыпана могилами великих держав, потерявших такую идею. У нас это произошло дважды: в феврале 1917 г., когда элиты и народ отвернулись от Бога, Царя и Отечества, и в конце 1980-х гг. когда умерла коммунистическая идеология, на которую была нанизана страна. Две великие державы, Китай и США, имеют свою идеологию (по крайней мере, пока). У первой - это восстановление великой роли Поднебесной, у второй - распространение свободы, демократии по американским лекалам по всему миру. У нас идеи пока нет. Благополучие, стабильность и российский патриотизм, консервативные ценности и даже борьба против Запада на Украине на такую идею не тянут, хотя должны стать видимыми ее частями. Элементы «идеи мечты» проскальзывают в речах президента, в документах (в частности, в
Концепции внешней политики РФ). Но общей формулы того, какими мы хотим быть, каким хотим видеть общество и страну, что мы несем миру, все еще нет, и она не появляется, не продвигается.
Могу только догадываться, почему «идея-мечта» пока не сформулирована. Осталась оскомина от провалившейся коммунистической идеологии, хотя в ней были сильные элементы, она вела вперед. Главной причиной, вероятно, является то обстоятельство, что на втором уровне руководства страны стоят либо политтехнологи, технократы, либо люди, мотивированные экономически. «Бабло побеждает зло»? Это совсем не так, тем более в России. Многие боятся «идеи-мечты», поскольку она будет предъявлять новые требования справедливости, нестяжательства и просто отказ от привычной сегодня жизни в пользу общего будущего. Все еще мощно, хотя и отступает, западничество с его нацеленностью на индивидуализм, гедонизм и антипатриотизм. Западникам «русская мечта» заведомо претит: они кричат хором, что она не нужна, либо, что она должна прийти снизу из народа. Это абсолютная ложь. Идеологию порождает элита или государь, а потом предлагает обществу. Разумеется, она должна быть укоренена в истории и менталитете народа, вести вперед, будить творческое начало в человеке и в массе граждан, побуждать работать на общее дело, в том числе и бескорыстно".
https://dzen.ru/a/ZW6V8XYepQM2XkZq?share_to=link