"Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня".
Св. прав. Иоанн Кронштадтский
"Живи так, как если бы от тебя зависела судьба мира".
Ф.М. Достоевский
"Россия - это Ноев ковчег человечества".
муфтий Зуфар хазрат Галиуллин
То, что наше общество находится в поиске самоидентификации уже не воспринимается как спорное утверждение. Извечный русский вопрос о том "Что делать"? - опять стоит на повестке дня. Призывы к национальной идеи звучать все громче и требовательней. Чем острее мы входим в кризисное состояние, тем мощнее становится эта потребность.
На пленарной сессии Всемирного русского народного собора президент сказал:
Русский мир - это все поколения наших предков и наши потомки, которые будут жить после нас. Русский мир - это Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Советский Союз, современная Россия, которая возвращается, укрепляет и умножает свой суверенитет как мировая держава. Русский мир объединяет всех, кто чувствует духовную связь с нашей Родиной, кто считает себя носителем русского языка, истории, культуры, независимо даже от национальной и религиозной принадлежности. Без русских как этноса, без русского народа нет и не может быть русского мира и самой России.
Посланный президентом идеократический сигнал, породил у наиболее продвинутой части общества интересную дискуссию. Не касаясь отдельного ерничества и брюзжания некоторых ЛОМов: "Вчера в РФ разрешили русских. Временно одобрили и, кажется, учредили до особого распоряжения. Местами по этому поводу разразились народные гулянья. Местами скрежет зубовный", остановлюсь на важном.
Разумеется, главный пропагандист страны Владимир Соловьев оказался и главным экспертом по русскому вопросу.
Вот, что он написал у себя в телеге (
https://t.me/SolovievLive/224755):
У нас очень специфическое представление о русском. Это вообще кто? Это вопрос совершенно не праздный.
Русский - это обязательно православный? Куда тогда мы денем историю Руси до православия? Русский обязательно славянин? Куда тогда мы денем существенную часть нашей аристократии, включая великого историка Карамзина, русских генералов от Багратиона до Барклая?
Эти вечные споры, которые нас, с одной стороны, разделяют, а с другой - дают возможность людям сомнительного уровня образования, но феноменального уровня наглости пытаться навязывать свои человеконенавистнические концепции, разделяя народ. На чем очень точно и очень вовремя играют враги. Они сейчас с таким удовольствием это делают.
В чем прав главный не псевдоэксперт по русскому вопросу Рудольфович (во всех последующих статьях, я буду только так называть этого крайне одиозного человека), так это в том, что нам необходимо ответить на его провокационный вопрос: "Русские - это кто?"
И здесь нам поможет Игорь Ростиславович Шафаревич (основатель Российской школы алгебраической геометрии, член многих европейских Академий наук, а также Национальной академии наук США) - человек, который одним из первых ввёл термин "русофобия".
И.Р. Шафаревич - автор целой серии книг, посвященных анализу духовных основ русского народа, исторического пути России, ее будущего и роли в мировой битве цивилизаций.
В своих интервью Геннадию Старостенко и Константину Крылову И.Р. Шафаревич (главной темой его философских и публицистических размышлений была судьба русского народа, оскорбительное и униженное состояние, в котором он оказался) говорит так:
Когда-то я познакомился с человеком, проведшим много времени в лагерях - больше тридцати лет. Он был дворянского происхождения и глубоко русским человеком. Помню, я спросил его: видимо, ощущение себя русским человеком всё же закладывается ещё с детства, когда ты слушаешь народные сказки и былины? Он улыбнулся: в детстве я слушал Contes de Perrault (сказки Перро)... А вот я в детстве слушал настоящие русские сказки. Думаю, это и было причиной моего осознания себя именно русским человеком.
Помню, у меня в комнате - в коммунальной квартире, где мы жили, - была круглая вращающаяся этажерка. И была там книга русских былин, которые я постоянно перечитывал. А с другой стороны, я думаю, что национальное чувство должно быть врождённое, оно заложено в твоих генах. Помню, какое огромное впечатление произвёл на всех нас фильм «Александр Невский» - особенно в тех местах, где говорились высокие слова о Родине.
Потом во мне стало пробуждаться осознание того, что в окружающей жизни очень много показного, фальшивого, что русским народом манипулируют. Власть и сейчас действует так же - с подозрением к русским, готова манипулировать их чувствами, зачастую считая, что русское самосознание - это уже экстремизм и что с ним надо бороться. При этом мы живём в стране, где восемьдесят процентов русского населения... Это огромная сила, поэтому так велики старания наших противников подчинить нас своей воле...
Мне рассказывали, как однажды, во время Великой Отечественной, вражеская танковая атака была отбита, - и поворотным в ней был момент, когда один из бойцов с криком «…так вашу мать!» бросился с гранатой под танк. Именно - не клянясь в преданности каким-то высоким идеалам, а вот так, под грубую брань, отдавая душу «за други своя». К этому чувству русских - к их патриотизму - и апеллируют всегда, когда хотят их использовать в собственных интересах. Вероятность того, что народ всё-таки начнёт свои интересы и права отстаивать, велика, поэтому властям как-то приходится с этим бороться, они ощущают опасность...
Очень многие программы, которые я смотрю, или просто русофобские, или с русофобским подтекстом. Для этого и захватывали телевидение. Конечно же, трудно сегодня русскому человеку быть оптимистом, но всё же… Хотя у нас по-прежнему в употреблении ельцинская терминология - россияне. Ему подсказали когда-то, что это такое старорусское будто бы слово. А он имел как раз психологию этакого царька… Русским не свойствен агрессивный национализм, какое-то враждебное восприятие других народов, но слово «россияне» растворяет в себе русскую доминанту.
Из интервью К. Крылову:
- «Русофобия» вызвала огромное количество отзывов: у меня есть целый ящик в шкафу, заполненный газетными вырезками и письмами. По большей части это отрицательные, попросту говоря, ругательные отзывы. Но это меня не удивило и не огорчило. Меня поразило то обстоятельство, что все эти отзывы вообще как бы и не о моей книге, они не затрагивают мысли, высказанные в ней... Поэтому я вынужден напомнить, о чем, собственно, писал... Главное, что я сделал, - генерализировал понятие «малого народа»... Но эти наблюдения мало кого заинтересовали. Всех взволновало и возмутило только одно - указание на то, кто именно в России исполнил роль «малого народа». То есть обсуждение роли евреев в русской истории вообще и особенно в русской революции. Было ощущение, что никто дальше этого места просто не дочитал...
У каждого народа, способного играть историческую роль (а русские к такому народу безусловно относятся), есть два типа отношения к управляющей им власти... Первое - народ считает власть своей, понимает, что власть защищает страну. Тогда он демонстрирует те свойства, которые Лев Николаевич Гумилев называл «пассионарностью». Второе - когда народ не считает какую-либо из существующих властей своей, защищающей его интересы. Подобную ситуацию Пушкин охарактеризовал четкой формулировкой «Народ безмолвствует». Ясно, что сейчас мы находимся именно в этой ситуации... То же самое я могу сказать и о представителях «четвертой власти» - СМИ. То, что они вбивают в головы читателей и зрителей, - типичная русофобия, основанная на двойных стандартах... В общем, сейчас я вижу Россию примерно в том же смутном состоянии, как во времена Орды, до Ивана Калиты. Власть, полностью чуждая народу, и народ, не способный ни признать эту власть своей, ни противостоять ей. В таком случае интеллигенции остается только одно: ждать, когда появится какая-то сила, которую народ признает своей, либо влиять на власть, чтобы она такой силой становилась...
Я пропагандирую идею - надо объединить усилия, чтобы вернуть национальности юридический характер. Пусть будет возвращено хоть какое-то понятие национальности, а уже потом пусть требует, чтобы ее определили по родителям, происхождению и т.д. Я писал специальную статью для журнала «Москва», в которой специально пропагандирую этот тезис.
- Есть ли исторические перспективы у русского народа в целом?
-Я думаю, что есть. Россия удачно противостояла западной цивилизации, которая при этом очень скверно относилась к русским. Ведь есть даже специальные собрания негативных суждений о русских и России, созданные в XVI-XVIII вв. Они пишут невероятные вещи. Например о том, что на фоне Европы русские женщины невероятно развратны, а мужчины склонны к противоестественным порокам. Западные русофобы писали это все из-за того, что у русских совсем другое мнение об отношении человека к природе.
Русские ее не покоряют, а для Запада типично именно покорение...
На мой взгляд, любая цивилизация создается на базе народа или группы, близкой к народу, имеющей некий жизненный идеал.
На меня очень большое впечатление произвела книга «Особенности русского национального характера», ее автор Касьянова (это псевдоним - настоящее имя Валентина Чеснокова.) К сожалению, это очень малоизвестная книга. Так вот, в ней высказана мысль о том, что каждое общество должно иметь свой, отличный от других, принцип, идеологию, метод взаимоотношения между человеком и Космосом.
Касьянова утверждает, что принципиальных точек зрения по сути две. Это либо беспрекословное подчинение Космосу, природе, либо взаимососуществование человека с природой. С этой точки зрения идеология западных цивилизаций абсолютно ясна. Она заключается в том, что человек обязан подчинить себе природу... К примеру, именно Бэкон сформулировал лозунг «Победить природу», который, насколько я помню, в эпоху моей молодости висел всюду, например в школе, где я учился. Это принцип господства над Космосом... Тем же духом пронизана и западная культура, западное искусство, - духом покорения природы и самопревознесения над ней... У русских существует иная идеология, иной принцип взаимоотношения человека и Космоса (естественно, не только у русских, но и у иных народов, но мы сейчас говорим о русских). Суть их философии в том, что главное отличительное свойство народа - «уживчивость». Например, способность уживаться рядом с другими народами. Но ведь этот термин можно понимать куда более широко: как уживчивость со всей природой и со всем Космосом.
Я всю жизнь, сколько себя помню, думал о судьбе русского народа, которая, как мне представляется, связана с судьбой всего человечества.
Каждый народ имеет не только свои национальные черты, но и самосознание. Именно поэтому во многих государствах закрепляются выражения, которые можно назвать своеобразной «визитной карточкой» страны. Так, Италию именуют солнечной, Францию прекрасной, Америку свободной, Британию великой. Если говорить о русском народе, то часто можно услышать выражение «Святая Русь».
Кижи. Церковь, построенная Нестором без гвоздей, выбросившим топор в озеро по завершении строительства
Вот что писал об этом В. А. Жуковский, воспитатель императора Александра II, поэт и государственный деятель, близкий друг А. С. Пушкина и родственник выдающегося философа и публициста П. А. Киреевского, свидетель катастрофы Германии и Франции в годину коммунистического манифеста, известный большинству из нас всего лишь как автор нескольких поэм и переводчик "Одиссеи"...
Святая Русь
Письмо князю П. А. Вяземскому
23-го июля (5-го августа) 1848г.
Святая Русь! - Какое глубокое получает это слово теперь, когда видим, как все кругом нас валится, единственно от того, что оторвался от него этот общий знаменатель, к которому нельзя уже теперь привести этих мелких, разнородных дробей, ничего целого не составляющих. Святое утрачено; крепкий цемент, соединивший так твердо камни векового здания, по плану Промысла построенного, исчез мало-помалу, уничтоженный едкою деятельностью ума человеческого. Что воздвигнется и может ли что воздвигнуться на этой груде развалин - мы знать и предвидеть не можем. Между тем наша звезда, Святая Русь, сияет высоко, сияет в стороне! Да сохранит ее Бог от затмения собственного и от насильственного увлечения в вихре соседних звезд, готовых разрушиться.
Святая Русь - это слово ровесник христианской России... Святая Русь - как часто и давно это слово повторяется, как мы к нему привыкли, как многие употребляют его даже в ироническом смысле - но сказанное теперь [в противоположность тому, что в наших глазах повсеместно творится], не изумляет ли оно своею новостью и своею истиною? Не выражает ли оно для нас с новою убедительностью, одним звуком всего, что в течение веков сделалось нашею верою, любовью и надеждою? Не яснее ли означается в нем этот особенный союз наш с Богом, вследствие которого от наших праотцев перешло к нам и чудное имя его Русский Богъ...
Русский Богъ, - Святая Русь, подобных наименований Бога и отечества, кажется, ни один европейский народ не имеет. В выражении Святая Русь - отзывается вся наша особенная история; это имя Россия ведет от Крещатика; но свое глубокое значение оно приобрело со времен раздробления на уделы, когда над разными подчиненными князьями был один главный, великий, когда при великом княжестве было множество малых, от него зависимых, и когда это все соединялось в одно, не в Россию, а в Русь, то есть не в государство, а в семейство, где у всех были одна Отчизна, одна вера, один язык, одинаковые воспоминания и предания...
Там наше могущество, наши многообъемлющие грани, наше государственное достоинство; здесь наша память о жизни праотцев, наша народная внутренняя жизнь, наша вера, наш язык, все, что собственно наше русское, что никому, кроме нас, принадлежать не может, что нигде, кроме Русской земли, не встретится, чего никто, кроме русского человека, и понять не может. Россия принадлежит к составу государств Европы: Святая Русь есть отдельная, наследственная собственность русского народа, упроченная ему Богом...
Другое слово нашего народа: Русский Богъ, имеет такое же глубокое, историческое значение. Подобные слова не случайно входят в употребление, они суть памятники, итоги вековой жизни народа. Слово Русский Богъ выражает не одну веру в Бога, но еще какое-то особенное народное предание о Боге, давнишнем сподвижнике Руси, виденном нашими праотцами во все времена их жизни, и счастливые и бедственные, и славные и темные, в этом слове наше бодрое, беспечное авось соединяется с крепкою надеждою на высшее Провидение, Русский Богъ есть то же в отношении к вере в Бога, что Святая Русь в отношении к России. Этот "Русский Богъ" есть удивительное создание нашего ума народнаго, понятия о Немъ, отдельно существующее при вере в Бога христианского, истекающей из божественного откровения, присоединено к ней, будучи выведено русским народом из откровения, в его истории заключающегося, понятия о Боге ощутительном, на опыте доказанном, повсеместно, без всякого проповедания признанном, понятие, одним только русским народом присвоенное.
СМЕШНО СКАЗАТЬ: АНГЛИЙСКИЙ, ФРАНЦУЗСКИЙ, НЕМЕЦКИЙ БОГ, НО ПРИ СЛОВЕ РУССКИЙ БОГЪ - ДУША БЛАГОГОВЕЕТ: это Бог нашей народной жизни, в котором, так сказать, для нас олицетворяется вера в Бога души нашей, это образ Небесного Спасителя, видимо отразившийся в земной судьбе нашего народа..."
P/S.
"Русский живёт не умом, а чувством. Он следует своему сердцу. Этим и объясняется его большая религиозность. Русские веруют, они хотят веровать во что-нибудь или в кого-нибудь: это надо понимать не только в религиозном смысле.
Характерной чертой русских является богатство чувств и аффектов, иначе говоря, интенсивность внутренней жизни. Богатством внутренней жизни и объясняется удивительное сочетание противоположных черт русского характера. Честность, правдивость, доброта и верность сочетаются с замкнутостью, ложью, хитростью, насилием, жестокостью и фанатической ненавистью.
В то время как европеец старается отомстить за обиду, русские научились переносить страдания и фанатическим терпением. Русский человек привык переносить страдания и обиду. Если же чаша переполнена, русский человек восстаёт и долгое терпение раздражается с бешеной безумной силой.
Характерно также и то, что русским необходимо крепкое руководство (сильная личность). Они радостно следуют за энергичным и признанным ими вождём, который личным примером и тёплым чувством сумеет завоевать их доверие.
Если русский верит и чувствует справедливое отношение к себе, он готов перенести строгость и даже жестокость. Хорошее и справедливое обращение для него важнее, чем благоприятные условия жизни.
Русский - восторженный. В своих действиях они всегда ищут идеи. Особенно популярны патриотические идеи, т.к. русские - патриоты. Каждому русскому свойственна глубокая любовь к Родине, к «матушке России»".
Как думаете, кто это написал? Нет, не Достоевский, не русские философы Владимир Соловьев, Иван Киреевский, Алексей Хомяков.
Авторы - сотрудники штаба 3-й танковой армии Вермахта (30 мая 1943 года).
https://dzen.ru/a/ZWfRlfuQHkGMCGxp?share_to=link