Глеб Кузнецов для @viralload
Пока украинский кризис не остановил пандемию, отправив "главную угрозу человечеству" на свалку истории, ключевым пунктом международной повестки дня была медикализация всего и вся. Сегодня “медицинская” часть коммюнике саммита G7 в Хиросиме продолжает продвигать медицинскую повестку, пусть и в весьма урезанном формате. Цели благовидные - снижение смертности, достижение целевых показателей ВОЗ, глобальная подготовка к новым пандемиям, расширение доступа к медицине в третьем мире. На практике все выглядит не так мило.
Предложения G7:
1️⃣ Информация. Принцип: “Информацией нужно делиться”. Впервые вопрос встал в 2007 г. - Индонезия отказалась предоставлять ВОЗ сведения о вспышке вируса H5N1 без гарантий равного распределения вакцины. В ходе пандемии COVID-19 в отказе или запоздалой передаче данных обвиняли Китай и страны третьего мира. А вот за открытие информации по штамму омикрон ЮАР, напротив, была наказана изоляцией как туристической, так и торговой уже на излете ковида. Информация - единственный реальный аргумент развивающихся стран в переговорах с развитыми, а потому у них не должно быть шанса сохранить его за собой. Для этого на правительства оказывается международное давление и создаются новые институты: так, в 2021 г. в Берлине учрежден хаб ВОЗ по информации о пандемиях и эпидемиях, цель которого - сбор медицинских данных со всех стран, в т.ч. вне пандемий. На повестке дня - развитие этого центра и прочих вненациональных институтов в области здравоохранения.
2️⃣ Инвестиции в глобальные медицинские компании из стран G7 (не только фарма, но и оборудование, инфраструктура и так далее). Один из главных пунктов Глобального плана G7 в сфере обеспечения всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ) - призыв к государствам активнее инвестировать в "частный сектор". На практике - в западные компании-поставщики всего от пилюль до услуг.
Издержки - переориентация здравоохранения на рентабельные сферы и кризис необходимых, но убыточных (и прежде всего национальных систем медобразования), рост зависимости систем здравоохранения (и далеко не только 3-го мира) от крупных компаний, которые будут выступать в качестве подрядчиков по всему. Речь о разных механизмах, но прежде - о стимулировании за счет софинансирования, отчасти благотворительности крупных игроков и так далее.
Такие инвестиции не означают, что страны-инвесторы получат свою долю голосов в определении стратегии использования даже собственного вклада. Так, одобренный G7 в 2021 г. инвестиционный план CEPI (“Миссия 100 дней”) подразумевает руководство со стороны “независимого” Секретариата, консультируемого ВОЗ, представителями G7 и IFPMA, международной ассоциацией фармкомпаний, но только не теми странами, здравоохранение которых действительно нуждается в модернизации, помощи или технологиях по преодолению тех или иных проблем.
3️⃣ Сюда же примыкает пункт про инновации: высокотехнологичная медицина, в т.ч. цифровое здравоохранение, объявляется одним из необходимых условий для достижения "глобальных целей". Инструмент - локализация "высокотехнологичных" производств под гарантии покупок продукции национальными правительствами. "У вас нет чистой воды, санитарных условий и даже элементарных лекарств, из-за чего умирает половина пациентов, национальные медВУЗы сокращают прием из-за недостатка финансирования? Не беда, G7 обеспечит вас суперсовременными мобильными пунктами вакцинации, куда вы сможете взять талончик по Интернету. Только не забудьте, что в обмен на нашу помощь, вам придется переориентировать то, что вы тратите на здравоохранение самостоятельно на выполнение наших задач нашими же компаниями".
Подход восторгов в третьем мире не вызывает. Что и объясняет, почему развивающиеся страны ориентируется на Китай, а не на Запад. Последний требует взамен "помощи" слишком многого - от информации и софинансирования как бы "благотворительных проектов" до изменения национального законодательства. Помощь от Китая обложена куда меньшими требованиями и подразумевает по большей части политические обязательства. -
https://t.me/viralload/470