Владимирский собор в Киеве

Jun 10, 2022 19:44


В стародавние имперские времена в 1852 году митрополит Филарет (Амфитеатров) загорелся мыслью выстроить в Киеве собор, посвященный 900-летию крещения Руси, правивший в то время император Николай 1 одобрил этот проект. По всей России стали собирать средства на строительство этой уникальной красоты. Через 7 лет средства были собраны, а Киево-Печерская Лавра пожертвовала на строительство храма кирпичи со своего кирпичного завода.

Облик храма воссоздает старо-византийский стиль, в таком стиле строили соборы во времена самого князя Владимира Святославовича, которому и посвящен храм.





Собор был заложен в 1862 году, но его строительство тянулось почти 30 лет. Строительством руководил академик В.Н. Николаев, архитектор В.Я.Маевский и инженер Д. Биркин. Существенный вклад внес архитектор Рудольф Бернгард, который совершил точные математические расчеты, благодаря которым удалось избавиться от трещин в стенах собора.

Одновременно с собором, воздвигался памятник Богдану Хмельницкому, но он был готовым ранее собора.

В 1896 году, наконец, произошло освящение храма в присутствии уже Николая II и его супруги. С массивных бронзовых дверей главного портала на них смотрели изображенные княгиня Ольга и князь Владимир.



Но великую славу выдающегося памятника культуры и искусства собору принесло именно внутреннее убранство собора, его росписи, которые принадлежат кисти великих русских художников, чьи имена вошли в историю всемирного искусства - это В.М. Васнецов, М.А.Врубель, М.В.Нестеров, П.А.Сведомский и В.А. Котарбьинский. Васнецов и Нестеров придерживались русско-византийской манеры, а учившиеся в Риме Сведомский и Котарбьинский (по происхождению поляки) тяготели к европейской школе.



В соборе предстает вся история русского православия (тридцать фигур русских святых: мучеников, святителей, князей, святых жен, Христа ради юродивых) ищущих подвига и правды.



Больше всего композиций и отдельных росписей принадлежат В.М.Васнецову. Кроме евангельских сюжетов он пишет «Крещение князя Владимира» и «Крещение киевлян». Прекрасно исполнены иконописные портреты Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги.
Центральная композиция в алтаре храма - Богоматерь с младенцем. Она производит незабываемое, сильное впечатление.



Богоматерь словно освященная зарей несет навстречу миру своего Сына. Ее большие, карие глаза полны печали и любви, и смотрят на входящего. Один из современников, посетивший собор писал, что это не мадонна Рафаэля, «Васнецовская» Богоматерь - это «проникновение в Божественный замысел и любовная покорность ему наряду с великим страданием и самоотречением».



Кисти Врубеля принадлежат росписи правого нефа собора. Нестерову принадлежат четыре иконостаса, композиции «Рождество» и «Воскресение», «Богоявление». Особенно выделяются иконы святых князей Бориса и Глеба и княгини Ольги. Образ князя Глеба исполнен одухотворенной печали, и словно предчувствием близкой смерти.

Сведомский и Котарбьинский вдвоем выполнили полные драматизма и трагедии, реалистические композиции «Тайная вечеря», «Христос перед Пилатом», «Распятие» и др.

Владимирский собор сразу привлек внимание современников. Его художественные достоинства горячо обсуждались, о них много спорили, но то, что в этом соборе нашел свое яркое и неповторимое воплощение стремительный взлет русского искусства конца 19 века, никто не оспаривал.

Не можем оспорить и мы. Это действительно мощное вдохновенное произведение русских православных художников Российской империи.



В 1929 г. Всеукраинский ЦК принял решение о закрытии храма Святого Владимира и превращении его в Музей антирелигиозной пропаганды. (Интересно, что там можно было пропагандировать, кроме красоты?)

В годы гитлеровской оккупации велись реставрационные работы.

Сейчас Владимирский собор - символ всей русской православной христианской истории и искусства.

Александра Юрьева

https://golos.id/ru--kulxtura/@iov75/vladimirskii-sobor-v-kieve?invite=iov75

история, православие, культура

Previous post Next post
Up