С момента начала российской военной операции в Украине в прошлом месяце Турция стремится позиционировать себя в качестве ключевого посредника между Россией и Украиной. В нынешнем виде она даже добилась определенных успехов в том, что касается ее роли в содействии посредничеству. Эта роль - и успех, который она имеет до сих пор - дополняют длительный поиск режима Эрдогана позиционировать Турцию, используя ее своеобразное межконтинентальное географическое положение, в качестве ключевого балансира в регионе, окружающем ее, то есть в Азии и Европе. Действительно, большая часть геополитики Турции вокруг российско-украинского конфликта призвана укрепить ее собственный статус игрока, способного оказывать глобальное влияние. Для режима Эрдогана это важный шаг на пути реализации его неоосманского политического видения, в котором геополитика Турции является глобальной, а положение Турции не ограничивается ее непосредственной географией. На данный момент, используя российско-украинский кризис, Турция постепенно расширяет свой геополитический охват.
С одной стороны, Турция выступает посредником между Россией и Украиной, а с другой стороны, украинская армия использует поставляемое Турцией оружие против российских войск. И, несмотря на поставки оружия Украине,
Анкара отказалась принять требование США/НАТО ввести санкции против России. Самое главное, что Турция играет эту роль, будучи второй по величине военной силой в НАТО-возглавляемом США военном альянсе, который вызвал нынешний кризис в первую очередь, когда Вашингтон настаивал на расширении альянса на восток, чтобы окружить Россию.
Однако для Турции членство в НАТО не было помехой. Напротив, она смогла использовать свои военные связи как с Украиной (Анкара является поставщиком), так и с Россией (Анкара является покупателем), чтобы играть гораздо более эффективную роль, чем крупные европейские игроки, включая французского Эммануэля Макрона, который сделал несколько звонков как в Россию, так и в Украину, но не сделал этого.удалось усадить две страны за стол переговоров. Для Анкары тот факт, что она смогла усадить за стол переговоров и Россию, и Украину, хотя пока нет твердого результата, сам по себе является крупной дипломатической победой, поскольку она укрепляет свои дипломатические полномочия как перед ЕС, так и перед США.
Для Турции этот дипломатический успех может иметь прямое отношение к тому, что произойдет после окончания российско-украинского конфликта. Как недавно сказал Ибрагим Калин, советник и пресс-секретарь президента Турции Эрдогана: “Как только все это закончится, должна появиться новая архитектура безопасности во всем мире. То, как будет построена эта архитектура глобальной безопасности, будет определять ход событий на десятилетия вперед. Каждый наш шаг, каждый шаг, который мы делаем, чтобы положить конец этой войне, окажет влияние на эту новую архитектуру безопасности”.
Другими словами, Турция занимается дипломатическим маневром, который имеет очень четкое футуристическое видение.
Но у балансирующего акта Турции есть и другие, национальные корни. Экономическое состояние Турции далеко не настолько стабильно, чтобы занимать жесткую позицию по этому конфликту. Если Турция, как член НАТО, введет санкции против России, она многое потеряет. Например, турецкая лира была девальвирована на 47 процентов за последний год, а цены на сырьевые товары выросли на колоссальные 54 процента. Если Анкара будет противостоять России, российский ответный удар может подтолкнуть ее вниз по нестабильной территории. В нынешнем виде Россия несет ответственность за поставки Анкаре 45 процентов природного газа, а также 70 процентов пшеницы. Поставки пшеницы в Турцию так же важны, как, возможно, нефть. Как показали отчеты за последний месяц 2021 года, высокие цены на хлеб вытеснили выпечку хлеба из диапазона доступности многих турок, вызвав протесты. Это не считая глубоких военных связей между Москвой и Анкарой, включая покупку последней российской системы ПВО С-400.
Но, хотя тщательное управление отношениями с Россией, безусловно, имеет решающее значение для Турции, остается, что более крупные геополитические соображения имеют свою собственную ценность. Подумайте об этом: с момента прихода к власти Джо Байден очень последовательно избегал - и даже избегал - Эрдогана как автократа. Его не пригласили на так называемый ‘Саммит демократии’Байдена. Турецко-американские отношения в течение последних трех лет были в основном сформированы отказом Анкары отказаться от военной сделки с Россией по покупке системы С-400. Таким образом, вставив себя в российско-украинский конфликт, Анкара фактически поменялась ролями с США/ЕС. Ей удалось возродить утраченное значение для Запада.
Это привело Анкару к возрождению политики - и возможности - вступления Турции в Европейский союз. Как недавно сказал Эрдоган, Турция поддерживает расширение ЕС через включение Украины. В то же время он также попросил ЕС проявить “ту же чувствительность” к десятилетней заявке Турции, которую европейский блок продемонстрировал Украине. Турция подала заявку на членство в ЕС в 1987 году, а переговоры о вступлении начались в 2005 году. Но переговоры зашли в тупик в 2007 году из-за возражений кипрско-греческой администрации на разделенном острове Кипр, а также оппозиции со стороны Германии и Франции.
Когда Зеленский недавно призвал ЕС рассмотреть вопрос о немедленном членстве Украины в ЕС, за этим сразу же последовало принятие Европарламентом резолюции с требованием кандидатуры Украины в ЕС. Анкара ожидает того же от себя.
Таким образом, Турция стремится к гораздо большему, чем кажется на первый взгляд, в проведении российско-украинских переговоров. С прицелом на будущее, которое, по мнению Анкары, наверняка принесет много изменений в существующую архитектуру безопасности (НАТО) и экономическую архитектуру (ЕС), Турция позиционирует себя так, чтобы обеспечить себе важное место в любом новом столе, который будет сформирован после российско - украинского конфликта с участием обеих сторон, вовлеченных в конфликт. Для нео-османского режима Турции это показатель их успеха в материализации своей утраченной славы наиболее ощутимым образом, возможным в нынешних обстоятельствах.
Автор:
Салман Рафи Шейх, исследователь-аналитик международных отношений и внешней и внутренней политики Пакистана, эксклюзивно для интернет-журнала “
Новое Восточное обозрение”.