В продолжении
Церковь и государственная Власть (Прошлое, настоящее и будущее). Ч I. «Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение».
(свт. патриарх Тихон. Послание от 08.10.1919 г.)
Апостол Павел, написавший римлянам: «Нет власти не от Бога» (Рим 13:1), решал сложнейшие вопросы взаимоотношений между зародившейся христианской цивилизацией и тогдашней языческой империей.
В конкретной культурной среде.
В конкретное время.
При конкретном рабовладельческом строе.
В конкретной политической системе - с культом обожествленного императора и предопределённости всех занимать ту социальную страту, в которой человек находился от рождения. Апостол Павел так резюмирует эту социально-общественную модель: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом» (1-е послание к Кор. 7, 20-24).
Напомню, что во время Гражданской войны в Америке, каждая из сторон приводила в пример Библию, чтобы доказать свою правоту. Религиозные взгляды на рабство на Севере и на Юге были диаметрально противоположными, хотя обе стороны основывали свои доводы на одном и том же тексте Библии короля Якова. Её содержание интерпретировали как применимое непосредственно к американской реальности, а не в контексте исторического периода, от которого США отделяли тысячи лет. В такой интерпретации считалось, что Библия оправдывает рабство.
Например, патриарх Авраам имел многочисленных рабов (Gen 12:5; 14:14; 24:35-36; 26:13-14, здесь и далее даны ссылки на Библию короля Якова), и рабство было позже узаконено Моисеем (Lev 25:44-46). Иисус никогда не выступал против рабства и даже считал его моделью дисциплины (Mk 10:44). Апостол Павел поддерживал рабство и требовал, чтобы рабы повиновались своим господам (Eph 6:5-9; Col 3:22-25; 1 Tim 6:3; 1 Cor 7:20-24; Phlm 10-20).
Проклятие Хама Ноем расисты считали причиной подчиненного положения чернокожих потомков Хама (Gen 9:18-27), а аболиционистов обвиняли в неверии и отрицании библейских истин в угоду светской идеологии эпохи Просвещения.
Безусловно, с тех пор утекло много воды, и последующие интерпретации Библии в сторону осуждения рабства были обусловлены не только изменениями во внешней социокультурной, научной, общественной, нравственной сферах человеческого со-существования на планете. Но и с духовно-титаническими усилиями, которые были приложены некоторыми редкими людьми для забвения этих архаичных библейских «истин». И сделано это было не столько религиозными, сколько вполне светскими, атеистическими людьми. Но это отдельная и большая тема. Вернёмся к апостолу Павлу.
Человек своего времени и образования, апостол не обрушивался с убийственной критикой по отношению к существующей государственно-правовой системе. Порочности в системе ап. Павел не усматривал, но указывал на недостатки светских законов, не имеющих Божьего благоволения. Имперскую форму правления апостол также считает установленной Богом (ни о каком «попущении», как говорят сегодня, он ничего не говорит). Павел требует покорности власти (причем, не из-за страха возможного наказания, а по совести), как благочестивое следование «благой, угодной и совершенной» Божьей воле (12:2). «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти (ἐξουσία) не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим.13:1-2). В первой части, я уже говорил о том, что земная власть извечно претендует на сакральное установление.
Во времена написания послания к римлянам (57-58 г.) империей правил Нерон. До него правил не менее безумный император Калигула, требовавший, чтобы его почитали богом! В те времена ещё были живы свидетели попытки Калигулы установить собственную «божественную» статую в Иерусалимском храме!
Представьте себе, что кто-то, из одуревших от абсолютной власти и амбиций современных правителей, повелел бы поставить собственную статую в храме Христа Спасителя и молиться на неё.
Сам стиль правления римских императоров при безвольном и трусливом Сенате стал нарицательным. Абсолютная власть римских императоров стояла на религиозном основании. Как впрочем, впоследствии и абсолютная власть христианских монархов. Как справедливо писал замечательный историк церкви Д.В. Поспеловский: «...те самые христиане, которых нередко истязали за отказ оказывать божеские почести императорам-язычникам, теперь готовы были обожествлять императора-христианина... (Д.В. Поспеловский РПЦ в XX веке М. 1995 г. стр. 9-10).
В то время религия была единственным цементирующим основанием (безусловно, преданность легионов никто не отменял) для легитимности. Одно без другого не могло иметь прочности. Ирония в том, что именно при «божественном» Нероне произошли первые масштабные (но не системные) гонения на христиан. Почитайте Тацита, когда он пишет, что в садах Нерона христиан привязывали к столбам, осмаливали их и зажигали в виде факела!
«Вы не имеете права существовать» (non licet vos esse) - вот приговор правительства над христианами. Более того, как пишет В.В. Болотов (Лекции по истории древней Церкви с конца I по начало IV вв), при Диоклетиане (284-305): "Жестокость и продолжительность пыток и оскорбительность их для нравственного чувства были таковы, что, кажется, только в это гонение появляются случаи самоубийства христиан. Христиане и в особенности христианки, не желая отдаться в руки посланных арестовать их, сами поканчивали с собою мечом, то бросались в реку, то бросались с верхнего этажа дома, где их хотели арестовать... Христиан истребляли массами. Евсевий передает о гонении в Фиваиде, что в иной день, во все продолжение этого гонения, погибало до 10 христиан, в иной 20 или 30, в некоторые от 60 до 100. Он же рассказывает, что в одном фригийском городке оказалось все население поголовно христианским, не исключая даже начальников гражданского и военного. Поэтому посланные исполнители императорского эдикта не нашли более удобного способа покончить с этим христианским городком, как обложить его горючим материалом и сжечь, так что все жители, не исключая женщин и младенцев, сожжены".
Во времена абсолютного господства земных царей, Единый Бог просто априори должен был называться: "Царем всех царствующих", "Господом всех господствующих", "Владыкой всех живых". Авторы этих посланий, подчеркивали абсолютную, неземную мощь, власть и силу Всевышнего. Они противопоставляли земным царям Того, Кто саму их жизнь держит на "весах страшного суда". Но это мало помогало и помогает сейчас. Из истории мы знаем, что абсолютная власть - развращала "двуногих помазанников" абсолютно. Земные цари зачастую самих себя считали земными "богами". Есть примеры этого дьявольского явления.
Современному человеку, имеющему исторический опыт светской жизни многочисленных государств, где религия формально отделена от государства; проводящему чёткий водораздел между религиозными и научными формами мировоззрения, крайне сложно прочувствовать весь сакральный пафос и мистический ужас (восстать против Власти!) тогдашнего культурного миросозерцания. Мир человека … был тотально религиозен! Многообразие религиозных практик древнего Рима, как невидимые атомы, пронизывала все общественно-социальные, культурные формы жизнедеятельности.
Однако, принимали ли эту апостольскую «идею покорности власти» - иудеи? Готовы ли они были, по словам еврейских апостолов Петра и Павла, к покорности и повиновению тогдашним римским императорам? Считали ли они, что жертвенное сопротивление этой дьявольской гегемонии означает противление Богу (как полагал, живший в тоже время ап. Павел)? Нет, конечно. Размышления на темы: жестокий властитель послан «по грехам нашим», «Бог не нашёл для нас худшего правителя» или «любая власть от Бога», - исключительно христианский религиозный «продукт».
Восстание Маккавеев, а впоследствии, иудейские войны - это яркие страницы древней, героической и трагической истории борющегося за свою религиозно-политическую свободу народа. Иллюстрация того, как правоверные иудеи (пусть и радикального политического крыла - зилоты) относились к ненавистной римской власти! «Евреи, признававшие себя подданными одного только Бога, всегда относились к римлянам со страшным озлоблением и готовы были воспользоваться всяким удобным случаем, чтобы возмутиться против них и свергнуть ненавистное иго», - отмечал И.Д. Амусин.
Россия также имеет свои кровавые страницы подобной истории. Знает и свою войну за религиозно-политическую свободу от польских интервентов с их «папистской ересью».
Подняв сложную проблему (отношение христианина к «существующим» властям включая античеловеческим, антихристианским, сатанинским), апостол её не решает. Да и невозможно было решить эти вопросы, располагая теми религиозно-архаичными и политико-правовыми средствами.
Обозначив общий принцип (иерархическая организация человеческого сообщества с Богом на вершине пирамиды), Павел не акцентирует внимание на конкретных деталях этих взаимоотношений (человек-государство). Это даёт «повод» для интерпретаций. Тем паче, что основания имеются в Новом Завете. (См. Деян. 4:19,20). «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5:29), - так ответили апостолы Синедриону (на тот момент легитимному и законному органу власти). Сам вождь фарисеев Гамалиил, вступившийся за апостолов Петра и Иоанна, сказал: «И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками». (Деян.5: 38-39).
Есть два варианта прочтения этого (крайне спорного) фрагмента из послания апостола Павла. Я не буду заниматься «процеживанием комара», но обозначить контуры реалистичного осмысления, считаю необходимым. Поговорим о возможных способах решения (структурно).
Первый. Буквальный - предел повиновения:
Форма госуправления - монархия. (Как-то у Людовика XIV спросили: «Сир, а что такое государство»? На что тот ответил: «Государство - это я!"). От христианина требуется абсолютная покорность и совершенное повиновение до смерти. Власть сакральна, а это означает обязательную молитву о властьдержащих. Религия и государственная власть жёстко «связаны одной цепью и целью». Даже если власть подвешивает вас «несправедливо» на дыбу, продает вас с детьми или без них другому барину, травит собаками и т.д. и т.п. - это всё делается для вашей же пользы. Духовной пользы. Вы обретаете (если переносите всё с благодушием и терпением) духовные плоды - кротости и смирения, что гарантирует вам спасение вечной души, но в будущем мире. «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо». (1 Петр. 2:18-19). В общем, страдать несправедливо - богоугодно, по мысли апостола Петра.
Соответственно, добрые христиане обязаны повиноваться всем земным властям, поскольку властьимущие поставлены или помазаны Богом и сопротивление правителям приравнивается к неповиновению Самому Богу. Отсюда и мыслеформа, которую так любят наши доморощенные богословы, что первым революционером был Люцифер.
Второй. Морально-нравственный (возможность религиозного и личностного выбора):
«То не власть, если [она] не от Бога».
«Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо не есть власть, если не от Бога, существующие же власти от Бога установлены».
Высшая власть принадлежит только Богу. Законы Бога одновременно фундаментальны, универсальны, абсолютны. Они выше законов сиюминутных, по историческим меркам, человеческих властей. Политическая власть властителя легитимна до тех пор, пока он достойно и ответственно правя - исполняет высшие функции (порядок, справедливость, любовь). Самоотверженно несёт бремя временного служения («как нынешний раб на галерах»).
Когда Самуил вылил сосуд с елеем на голову первого царя израильтян - Саула, то пророк сказал: «помазал тебя Господь в царя над наследием Своим». Ключевая фраза: «наследием Своим»! Народ - это наследие Божие. Таким образом, царь - это временной «правитель» над «наследием» Бога.
Если же правитель - самодур, нарушающий Божьи заповеди или откровенно устанавливающий богоборческий режим - то, что это уже не власть. «Не есть власть, если не от Бога». Фома Аквинский был более категоричен. «Власть от Бога не значит, что каждый князь, поставленный Богом, может быть тираном, деспотом, с ним можно бороться». Аквинат предлагал четко различать божественную сущность, форму и использование власти, которые благодаря людям могут стать никуда не годными. «Если, как говорится в Послании апостола Павла к римлянам, «нет власти, которая не от Бога» (Рим.13:1), то естественно заключить, что власть, которая явным образом не «от Бога», - вообще не власть, - писал С.С. Аверинцев.
Только Бог является единственным подателем истинной власти. И даже тогда, когда Антихрист воцарится над миром людей. "И дана ему власть действовать сорок два месяца...И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира" (Откр.13:5-8). Думаю, совершенно очевидно, Кто даст Зверю - на определённое время, эту Власть!
Как бы там ни было, но в истории христианской цивилизации восторжествовала общеизвестная религиозно-политическая парадигма. «Государство рассматривается в христианстве как исторически необходимая организация в естественном, подверженном греху, не преображенном еще человечестве. Необходимость в государстве возникает вследствие греха, повлекшего за собой разделение человечества, нарушение его духовно-организационного единства. Но, возникнув вследствие греха, оно является само по себе не грехом, а средством, ограничивающим внешние последствия греха, - средством ограничения внешних проявлений зла, средством создания внешнего порядка, необходимого для обеспечения возможности спокойной жизни и деятельности», - пишет Николай Фиолетов.
И если с фактом государства, как исторической необходимости, можно смириться, то образы и формы правления современных элит вызывают массу проблем. Но об этом в следующей части.
Продолжение следует …
P/S. Если Вам понравилась эта работа, пожалуйста, поддержите автора!
Карта Сбербанка: Maestro - 639002409005165739
WebMoney: WMR - P151476651767
WMZ - Z052571215512
Спасибо.