О детских годах Иоанна известно только по рассказу евангелиста Луки. Иоанн был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елисаветы (из рода царя Давида) - пожилой бесплодной пары. Как повествует евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в Храме, возвестил о рождении у него сына, сказав «многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» (Лк.1:13-17). Захария выразил недоверие ангелу, и за это тот покарал его немотой.
После того, как Дева Мария узнала, что ее родственница Елисавета в положении, она пришла навестить ее и «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк.1:41). (Таким образом, своей матери Иоанн предсказал мессию, еще будучи в утробе).Согласно Евангелию, рождение произошло на полгода раньше Иисуса, его родственника. Отец Иоанна все еще оставался немым, и когда Елисавета пожелала дать сыну указанное ангелом нетрадиционное для своей семьи имя Иоанн («Яхве (Бог) смилостивился»), родственники потребовали от отца подтвердить его письменно.Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. (Лк.1:63-66)
В Евангелие упоминается о последующих годах детства Иоанна только вкратце, повествуется лишь то, что он «был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк.1:80), то есть до достаточно зрелого возраста. Упоминается также, что отец Иоанна, Захария, был убит «между храмом и жертвенником» слугами Ирода (Мф.23:35).
Однако, существуют и народные предания, так например, существует поселок Эйн Карем - хотя места с таким названием в Библии не значится, зато в Септуагинте упоминается некий поселок Карем, который отождествляется с Бейт а-Керемом - Бефкаремом (Иеремия 6:1). С древних времен христиане совершают паломничества в этот поселок, расположенный в живописной долине Сорек, почитая его как место рождения Иоанна Крестителя, хотя Евангелия не уточняют, в каком именно иудейском поселке или городке произошло это событие. Единственное указание на место мы находим в Евангелии от Луки: “Вставши же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин” (Лк. 1:39). Вероятно, традиция основывалась на преданиях иудео-христиан, почитавших здесь одну из частных усадеб, принадлежавшую когда-то иудейской священнической семье, а кроме того, этот городок в те времена назывался Орин, что по-гречески и означает “нагорная страна”, как и написано в оригинале у Луки: “ορεινην” (Лк. 1:39). Самое древнее из дошедших до нас упоминаний, свидетельствующих о почитании этого городка как места рождения Иоанна Крестителя, относится к 530 году и принадлежит некоему архидиакону Феодосию, который оставил нам небольшое топографическое описание Святой Земли. Об авторе сего итинерария мы почти ничего не знаем, кроме того, что он был диакон или архидиакон и звали его Феодосий.
Итак, относительно Эйн Карема, мы читаем у него довольно-таки скудную, но вполне точную информацию: “От Иерусалима до того места, где жила святая Елизавета, мать святого Иоанна Крестителя 5 миль”. Первое наиболее подробное описание этого места составил в своем “Хождении” игумен Даниил, и вот что он пишет: “И от того манастыря (Креста) до дому Захаршна суть версты 4, и есть место то под горою, к западу лиць от Иерусалима. В тот дом Захариин святая Богородица в подгорие к Иелисавефи и целова Иелисавефь; и бысть, яко услыша Иелисавефь целованье Марьино, взыгрался младенець радущами в утробе ея и рече Иелисавефь: «Откуду се прииде ко мне мати Господа моего? Благословенна еси в женах и благословен плод утробы твоея. В том же дому Иоанн Предтеча родился есть. И есть ныне на месте том создана была церкви вверх; идуще в церковь ту, на левей руце, под малым олтарем, есть пещерка мала, и в той пещере родился Иоанн Предтеча. И есть место то было оделано гралом каменым все. А оттуда есть полверсты черес дебрь горы, в нюже гору прибеже Иелисавефь и рече: «горо, приими матерь с чадом»! И абие разступися гора и прият ю. Слуги же Иродовы, иже гна в след ея, пришедше до места того, не обретоша ничтоже и возврвтишася томлены. И есть место то знати на камени том и до нынешняго дне. И есть над местом тем ныне создана церквица мала; исподи под церквицею тою пещерка мала и церквица другая, пред пещеркою тою приздана. Из тоя пещеры исходит вода добра зело и ту воду пила святаа Иелисавефь, с Иоанном, ту сущи в горе той; ту бо есть была умертвия Иродова, ангел бо ю надбяше в горе той. И есть гора та велика вельми и лес по ней есть мног, и около ея дебри суть многи, и есть на запад от Иерусалима; имя месту тому - Орини. В ту же гору вбегл Давид пророк из Иерусалима, от Саула царя”.
(Современная традиция почитает пещеру, где скрывался Давид, в ущелье Эйн Геди, близ Мертвого моря).
В апреле 1166 года король Амальрих передает Святыню (грот рождества Иоанна Предтечи) в распоряжение каноников Храма Господня, которые строят здесь укрепленный монастырь, не забывая при этом почитать и место убежища Елисаветы. После поражения крестоносцев Цалах эд-Дином в 1187 году все Горенские церкви и монастыри были покинуты и оставались беспризорными. На какое-то время верхняя церковь (“церквица мала”) была занята армянами, в церкви Иоанна Крестителя, по свидетельству многих пилигримов, мусульмане устроили конюшню.
В 1621 году францисканцу Томасу Обисини удалось выкупить церковь Иоанна Крестителя, а в 1679-м францисканцы приобрели и вторую Святыню (церковь Посещения).
Сегодня Эйн Карем находится в юрисдикции Иерусалима и является одним из самых престижных и дорогих районов столицы.
Сама история о рождестве Иоанна Крестителя есть отражение в народном сознании той Божественной харизмы, которую являл собой Иоанн. Люди увидели в нем нечто необыкновенное, неслыханное, что нельзя даже адекватно выразить словами, и одной из форм, в которой они пытались передать это подлинное чудо, были легенды, описывающие эту таинственную экстраординарную личность историями, способными поразить воображение слушателя. Сама фабула здесь достаточно банальна.
Библия содержит тому много прототипов, как, например, рождение Исаака, Самсона, Самуила, когда великие пророки рождались у престарелых, бесплодных, но праведных родителей, что само уже есть символ того, что сей ребенок - чудо.
Но как выразить наглядно внутреннее величие человека, которым он одарен от рождения, когда далеко не все могут разглядеть признаки будущего величия в ребенке?
Личность Иоанна Крестителя бесспорно историческая, о нем даже упоминает Иосиф Флавий, и, по всей видимости, Иоанн при жизни пользовался большей популярностью, чем его Ровесник Иисус.