Христианство - смерть врагов на войне не является убийством... Ч. II

Sep 10, 2021 09:37

Христианство - смерть врагов на войне не является убийством... Ч. I



Крайне важно, для нашей темы, познакомится с мнением блаженного Августина: «Естественный порядок вещей, стремящийся к установлению мира среди людей, требует, чтобы решение и право начать войну принадлежало государю. Солдаты же должны беспрекословно выполнять приказы своих командиров во имя мира и всеобщего спасения. Пусть сам государь и запятнал себя несправедливостью, но он военачальник. Приказ начальника делает солдата невиновным в совершенных государем злодеяниях».

Таким образом законные власти, в которых блаж. Августин видит исполнителей Божественной Воли (непостижимой для разума человека), являются теми, кто несет абсолютную ответственность за все зло, которое совершается в ходе войны.

- Да, я убил, но я не виноват, - мне приказали...

- Да, я приказал, но сам я никого не убивал...

У одного - чистые руки, у другого - совесть.

Но как бы там ни было: «грех за человеческие страдания возлагается прежде всего на тех, кто развязывает войну, - на честолюбивых политиков, неудачливых дипломатов, жаждущих наживы собственников, а не на воинов, жертвующих на полях сражений собственной жизнью за чужие ошибки и преступления», - справедливо пишет А. Байдуков.

В средневековье эта проблема решилась так, как только и могла решится для той эпохи. Вопрос о «справедливости или несправедливости войны» решала церковь. Точнее её иерархия. В последствии по мановению римских пап, целые народы, принимая меч и крест, воевали против тех, на кого укажет перст «наместника Бога на земле». «Я сам император» - закончил свою речь в 1300 году папа Бонифаций VIII, явившийся на торжество в императорском облачении (перед ним несли два меча в знак его духовного и светского господства над вселенной).

Понятно, что у рядового верующего не оставалось выбора уклониться или нет от участии в войне, которую церковь бы посчитала справедливой. Тем паче, что духовная ответственность лежит не на нём. Ещё на церковном соборе в Арле в 315 г. иерархия запретила рядовым христианам дезертировать из армии под страхом церковного отлучения (sic!)

Справедливости ради отмечу, что святые отцы, клеймили позором насилие и человекоубийство. «Вопиющим примером войны, несправедливой, по Августину, является война против народов, которые не причинили никакого ущерба другому народу. Несправедлива также и та война, которая предпринимается с целью подчинить другой народ во имя удовлетворения собственной жажды власти. Такая война, считает Августин, величайшая подлость», - пишет Франко Кардини в «Истоках средневекового рыцарства».

Но как бы там ни было на войне христианин убивает. И эту проблему также надо было решить.

13 правило святителя Василия Великого, гласит:

"Убийство на войне отцы наши (см. послание Св. Афанасия к Амуну монаху) не считали за убийство, извиняя, как мне кажется, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, было бы хорошо посоветовать, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержались от приобщения только Святых Тайн."

Ключевая фраза: «Убийство на войне отцы наши не считали за убийством».

Совершенно очевидно, для святителя смерть врагов на войне не является убийством. Безусловно, на войне «справедливой» - войны с целью защиты правого дела, защиты от насилия и зла.

Насколько снисходительно это правило, можно понять, сравнивая с другими каноническими предписаниями, которыми следовала древняя церковь. В остальных случаях она не советовала, а предписывала отлучать виновного: за вольное убийство на 20 лет, за аборт на 10 лет, за невольное убийство на 10 лет.

«Не всем христианам предназначен пусть спасения в уходе от мира. Кто-то должен в нем и оставаться - преображая его излучаемым внемирным светом евангельской правды и любви. Но при этом, увы, и отдавая свою неизбежную "дань кесарю". В том числе, и военной службой. А иначе и нельзя! Можно по зову сердца стать мучеником самому, но нельзя принудительно тащить на мученичество других. А часто и собственное вроде бы формальное мученичество оборачивается соучастием в мучительстве своих ближних. Ну чем бы закончилось массовое фактическое самоубийство призванных в Красную Армию верующих, если бы они вместо отпора фашистским оккупантам подставились под их пули? Разве что рабством для всех их соотечественников, массовым геноцидом "неполноценных народов" (в том числе и славян) - и торжеством идеологии и политики, с без преувеличения, мистически-дьявольской подоплекой», - пишет Юрий Нерсесов.

«В нынешней системе международных отношений подчас бывает сложно отличить агрессивную войну от оборонительной. Грань между первой и второй особенно тонка в случаях, когда одно или несколько государств либо мировое сообщество начинают военные действия, мотивируя их необходимостью защиты народа, являющегося жертвой агрессии (см. XV. 1). В связи с этим вопрос о поддержке или осуждении Церковью военных действий нуждается в отдельном рассмотрении всякий раз, когда таковые начинаются или появляется опасность их начала. Одним из явных признаков, по которому можно судить о праведности или несправедливости воюющих, являются методы ведения войны, а также отношение к пленным и мирному населению противника, особенно детям, женщинам, старикам» (Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви о войне).

Напомню об иностранной интервенции «христианских» западных держав (НАТО) против Югославии в 1999 году. Это один из самых гнусных конфликтов современности. Агрессия тогда была осуществлена без разрешения и согласования с Советом безопасности ООН. С 24 марта по 10 июня бомбы и ракеты альянса непрерывно падали на Белград, Ниш, Нови-Сад, Крагуевац, Панчево, Кралево, Сомбор, Валево, черногорскую Подгорицу, косовские Приштину, Косовскую Митровицу, Призрен, Гниляне, другие сербские города, городки, сёла, муниципальные общины… Всего в ходе 35 тыс. 219 вылетов авиацией НАТО на территорию Югославии было сброшено 23 тыс. бомб и ракет, включая запрещенные кассетные боеприпасы, а также боеголовки с радиоактивным обеднённым ураном. Было уничтожено или частично разрушено 89 промышленных объектов, 128 объектов сферы услуг, 120 объектов энергетики, 48 больниц, 82 моста, 25 почтовых отделений, 118 радио- и телеретрансляторов, 70 школ, 10 детских садов, 35 церквей и 29 монастырей... Жертвами агрессии только со стороны гражданского населения стали 1 тыс. 700 человек, включая 400 детей, около 10 тыс. получили серьезные ранения.

Я как-то выкладывал эпизод из книги генерала Дроздова Ю.И, где он рассказывал о встрече с творческой интеллигенцией. Один из выступающих рассказал легенду о крещении одного из славянских племён. Вождь первым принимал таинство крещения, чтобы подать пример остальным. Он вошел в реку, вынул из ножен меч, и, высоко подняв его, трижды погрузился в воду.

Окунулся, не окунув меча. И на вопрос священника-миссионера: «Почему ты не смочил твоего меча?»

Вождь ответил: «Я крестился. Теперь я христианин. Я буду соблюдать Христовы заповеди, буду жить, как велит мне моя вера. Я стану добрым и справедливым, я буду всех прощать. Но меч мой… Но меч мой никогда не должен быть добрым к моим врагам! Он никогда не будет добрым к врагам моего племени - он не для того предназначен! Меч в моей руке для того, чтобы защищать меня и мое племя, и ему нельзя быть добрым, как мне. Мой меч никогда и никого не простит и всегда будет защищать мою землю и мой народ».

P/S. Однако, сила христианства не в интеллектуально-сакральной, эмоциональной эквилибристике милитаристскими словами и смыслами. Сила христианства во Христе и в том мире, Который Он оставил своим верным друзьям. «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего…Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 15:14; 14: 27).

Как же точно и глубоко писал о поднятой мною теме святитель Николай Сербский: «Разве можно радоваться миру, когда вы слышите о войне в какой бы то ни было части света? Разве приятны Вам пища и питие, веселие и кинематограф, смех и шутки, когда вы мысленно достигаете военных полей и видите померзших, окровавленных, голодных и озверелых людей, потомков того же прародителя, от которого произошел и Ваш народ, и мы с Вами? Каждый вечер Вы слушаете радио и думаете, что от его болтовни становитесь умнее. Самое важное, что могло бы сообщить радио в наши дни, - это стоны тысяч раненых и умирающих, рыдания матерей, вдов и детей. Все они такие же, как Вы люди, живые души, жаждущие жизни и счастья. И над ними светит такое же солнце, что и над Вами. И так же, как и на Вас, взирает на них заплаканное око Божие.

Следовательно, не ликованию время, а печали. И это печаль не одного или двух человек, но печаль народов и племен, печаль государств. Когда главы европейских государств объявляют траур по поводу смерти какого-нибудь принца Бурбонского или Савойского, как же они забывают объявить траур по поводу насильственной смерти множества человеческих существ, каждое из которых - принц в очах Божиих? Если бы европейские народы были воистину просвещенными, они установили бы государственный и народный траур по поводу любой войны в любой точке земного шара. Во имя сострадания закрывались бы рестораны, игорные дома и кинотеатры, запрещались бы развлечения, пока проливается братская кровь. Как бы радовались небеса, если бы славяне первыми установили такой порядок!

Вы можете посмеяться моим словам. Знаю. И Пилат бы посмеялся. Но знаю, Христос смеяться бы не стал. …Ибо, когда разгорается пожар на одной стороне леса, разве ветер не может с легкостью перенести искру на другой край?»

P/S.

Если Вам понравилась статья, пожалуйста, поддержите автора!
Карта Сбербанка - Maestro - 639002409005165739

WebMoney:

WMR - R927455974319
WMZ -  Z052571215512

Спаси Христос!

война, авторское, религия и государство, милитаризм

Previous post Next post
Up