Журнал «Нива» о том, как переселенцы прибывали в Америку

Dec 19, 2020 16:45



Карикатура 1903 г. «Эмигранты, пребывающие в США, и кто их здесь встречает»

«Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!
Взываю молча. Дайте мне усталый ваш народ,
Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»

(Сонет американской поэтессы Эммы Лазарус «Новый Колосс» (1883 г.), посвященный Статуе Свободы. Этими строками из него в 1903 году был украшен ее пьедестал)

... начать мне бы хотелось с довольно-таки забавного рассказа из журнала «Нива» (его материалами мы пользовались уже не раз) о том, как переселенцы из Европы в 1911 году попадали в «землю обетованную». Однако нужно будет, наверное, сделать скидку на некоторую пристрастность автора этого материала. Ведь и наши журналисты сегодня то и дело пишут о том, что за границей на каждом углу стоит напомаженный гомосексуалист (сколько езжу − ни одного не видел), что «руссо туристо» обирают прямо на улицах, а в Турции −

«ну совсем не так как раньше, и все болеют».

Есть такое сейчас. Наверное, было и тогда. Но в то время все-таки такого уж социального заказа, как сегодня именно в отношении США, скорее всего еще просто не существовало, а значит информативность и достоверность данного материала несомненны. Итак, читаем…



Вещи в руках, пропуск в зубах - мы на земле Америки

Разные пассажиры - разное отношение

Представим себе, что вы, ну скажем, уставший от тягот русский мастеровой, работавший на одном из заводов Санкт-Петербурга, видавший неподалеку от себя иностранцев и даже слышавший их рассказы на ломанном русском языке, что
«там, за океаном, есть Америка - страна больших возможностей!»

Ну вот вы туда и собрались, кое-как добрались до Саутгемптона, а там сели на пароход, идущий через океан. Среди плывущих «за счастьем» русский не вы один. Есть еще пара поляков, одесские евреи (без них никуда). Так что и поговорить вам было с кем. И даже кое-что полезное вы от ваших попутчиков разузнали. Но вот ваш корабль пришел в Нью-Йорк, прошел мимо Статуи Свободы («Вот это громадина!»). И вы с нетерпением ожидаете высадки. И - да, едва лишь ваше судно причалило к берегу, как багаж пассажиров начинают осматривать таможенные чиновники. Кого-то просят предъявить документы, которые удостоверяют их личность. После чего пассажиры сходят на берег.



«В центре города большого, где травинки не растет»

Вот только происходит это отнюдь не со всеми пассажирами, а только с… «каютными». «Каютные» − это те, у кого хватило денег купить билет в каюту, и вот для них-то никаких затруднений в порту не предвидится. Осматривают их багаж очень поверхностно, затем правительственный чиновник выдает им пропуск. И они прямо с корабля могут отправляться, куда им вздумается.



Вот кто прибывал тогда в Америку по морю: мафия, социалисты-убийцы и… крысы

А все дело в том, что каютные пассажиры «переселенцами» не считаются, поскольку при прохождении осмотра говорят, что у них нет намерения остаться в Америке, а приехали они сюда в гости или по делам. То есть как приехали, так, мол, и уедут. А вот «переселенцы»… Эти уже совсем другое дело. К ним американская статистика относит «палубных пассажиров». Иначе говоря, тех, что пересекли океан, конечно же, не на палубе, а на нарах в нижнем трюме. И вот им-то сразу же по прибытии приходится на собственной шкуре испытать всю строгость американских законов, регулирующих процесс переселения.



Уличная кормежка в начале ХХ века

Статистика - наука точная. И вот она сообщает, что «с 1820 года, то есть с того момента, как в Америке переселенцев стали считать, число их выросло ужасающим образом: если в 1820 году в Штаты их прибыло всего 8385 человек, то в 1903 − уже 857016».

Поэтому надо ли удивляться принятому в 1882 году закону, который разрешал переселение лишь в рамках определенных условий. В 1903 году был издан новый закон о переселении, который прежде всего затруднил высадку палубных пассажиров на берег, превратив ее в самое настоящее мученье.



Чистота - залог здоровья

Душевнобольные, как и слишком умные в Америке не нужны

Прежде всего закон о переселении лишал права высадиться в США множество людей. Душевнобольным, слабоумным, калекам, больным инфекционными заболеваниями, потерявшим трудоспособность, преступникам, осужденным за уголовные преступления (политических преступников это не касалось) вход в страну был закрыт. Как и «рабочим по контракту». Под ними подразумевались те умные люди, которые заранее заключали договор с американскими работодателями еще там, за границей. То есть искать заработок «по случаю» не возбранялось, ехать же, точно зная где и кем ты будешь работать, по новому закону было запрещено.



«Эмигранты - угроза американский ценностям»

Число прибывающих в Нью-Йорк иногда доходило до 12000 человек в день. Так что чиновникам в порту приходилось трудиться с полной отдачей. Специальный служащий поднимался на борт судна еще до его прихода в порт. В его задачу входило выяснить, кого из каютных пассажиров следует подвергнуть допросу с пристрастием наряду с палубными.

Палубным пассажирам следовало оставаться вплоть до того, как их не примут на борт маленькие правительственные пароходы и не доставят на берег в пункты осмотра служащими-контролерами. Каждый такой пароход набирал до 400 человек, причем при погрузке таможенные чиновники производят осмотр багажа, что, впрочем, происходит очень быстро, поскольку у палубных пассажиров багажа-то практически и нет. Тут в толпу палубных пассажиров стараются замешаться переодетые полицейские, задача которых разузнать, нет ли среди них преступников, которые (даже имея деньги) бегут в Америку под видом переселенцев, рассчитывая, что в этой толпе на них меньше обратят внимание.



«Новый Вавилон»

Провинившийся язык отрубают вместе с головой

«Палубные» становятся в очередь и подвергаются строгому допросу, во время которого им нужно хорошенько подумать, прежде чем отвечать, либо все вопросы и ответы на них знать заранее. Вот и наш рабочий из Санкт-Петербурга попал к контролеру, который задает ему вопрос самого невинного свойства:

- Чем вы намерены заниматься в Америке?
- Работать, - отвечает мастеровой.
- А работу вы себе уже нашли? - продолжает выспрашивать его инспектор.

Хорошо, что евреи из Одессы предупредили нашего переселенца, как отвечать на этот вроде бы простой вопрос. А вот стоявший перед ним этого не знал. Боялся, что, если он скажет «нет», его отправят назад, и громко говорит «да», чего как раз делать не следовало.

Нужно было сказать, что он не знает, где найдет в Америке работу. «Ложь во спасение» обходится ему дорого: его сразу же от других отделяют, чтобы отправить обратно или… сажают в наказание за столь опрометчивый ответ в тюрьму на острове Эллис.

Конечно, на корабле все это обсуждается, но от волнения и смущения многие об этом забывают и говорят «да». Например, только 1903 году назад в Европу было отправлено 1086 человек таких «контрактных рабочих».



Плакат 1900 г. «Плавильный котел нации: гражданство и равные права»

Но потом просят предъявить наличность. И вот тут уж кому как повезет.

«О существовании некоего минимума наличных средств нам не удалось узнать ничего определенного», - пишет журнал. Суммы называются разные: и 10, и 30 долларов.

Например, автор очерка в «Ниве» получил разрешение на высадку, предъявив неполные восемь долларов наличности. В 1903 году 5812 человек не получили разрешения высадиться в Америке именно по причине отсутствия каких бы то ни было средств.

Если ответы на эти вопросы и количество денег инспектора удовлетворяли, то переселенцу задавали последний вопрос:
"нет ли у него здесь родственников среди тех, кто переселился ранее, и не хочет ли он к ним присоединиться?

Если выяснялось, что он хочет остаться на месте высадки, то он, можно сказать, «получал свободу». Но лишь после того, как следующий инспектор направлял его в обменную кассу, где он обменивал свои деньги на американские. Делалось это с целью оградить его от обманщиков − уличных менял.

олько теперь переселенец шел к выходу через большую галерею, пересекая которую человек наконец-то оказывался в городе.

Но тут его вновь подстерегала неприятность. Почему-то в то время было прямо-таки модным (конечно, среди определенного вида местной публики) ходить встречать приезжих и приветствовать их всевозможными оскорбительными замечаниями.

А потом он и вовсе получал тумак по шее, да такой, что отлетал шагов на 6−8. Толпа при этом гоготала от удовольствия и, видимо, получала удовольствие по принципу «падающего толкни».

Ведь что означал для подавляющего большинства переезд в Америку? Только одно - неудача у тебя на родине. Ну а если ты сам был такой? И точно такой же пинок по приезде получал? То, значит, и «новенькому» тоже надо бы так же наподдать? Пусть знает!

Судьба тех, кому не повезло

А вот что было с теми, которых браковали врачи или инспекторы?

Их отправляли на остров Эллис, где временно содержали в здании переселенческого контроля. Временно - это до тех пор, пока у них либо родственники не найдутся, либо поручители, либо пока специальная комиссия не разберется с ними окончательно. В Америке решение комиссии переселенец имел право обжаловать, но только для этого нужен был ловкий адвокат и деньги для разбирательства в суде в Эллис-Айсленд.

Так что обычно для таких бедолаг все заканчивалось посадкой на пароход, на котором они и прибыли. Возвращением обратно, правда, уже бесплатно - дорога оплачивалась правительством США.

Обстановка на острове очень походила на тюремную. И в острожном же помещении, и по правилам заточения проходили свидания с родственниками. Для этого служила комната, разделенная железной решеткой. Так что даже проститься и, быть может, навсегда, они могли с близкими только через это тюремное заграждение.



А кто-то мог и так - «захватывать землю». «Гонки за землей» в Оклахоме в 1889 году

Самое интересное, что в Нью-Йорке для содержания «отбракованных» были предусмотрены хотя бы какие-то условия. Не так было, например, в Сан-Франциско. Где, по сообщению генерального комиссара переселенческой комиссии, оставленные на испытательный срок переселенцы содержались в обычных тюрьмах все то время, пока не будет решена их судьба. И, в общем-то, это являлось нарушением американских законов.

Однако и те, кто не оставался в Нью-Йорке, не могли так сразу вырваться из-под контроля властей. Переселенческий контроль передавал их железнодорожным компаниям, которые владели теми дорогами, по которым переселенец планировал свое дальнейшее путешествие. Эти компании присылали за ними даже свои пароходы и перевозили прямо на станции, где продавали билеты и помогали сесть на нужный поезд. Все, так сказать, на благо переселенцев. Если не считать прямой выгоды от таких «операций».

Полную же свободу в Америке переселенец получал только лишь тогда, когда вагон, в котором он сидел, трогался с места.

Вот так в начале XX века попадали эмигранты в «страну обетованную». И, как видите, это было совсем не легко.

P.S.

Ну, а что касается нашего гипотетического переселенца-мастерового, то он, скорее всего, поехал в Хартфорд, где устроился работать на оружейный завод. И там, со временем, стал уважаемым мастером, удачно женился (на дочке старого мастера). Так что его дети считались уже стопроцентными американцами и поступили учиться кто в колледж, а кто даже и в университет. Такое тоже случалось и не так уж редко.

Автор: Вячеслав Шпаковский
https://topwar.ru/178196-zhurnal-niva-o-tom-kak-pereselency-pribyvali-v-ameriku.html

PP/S.

С 1861 по 1915 год из Российской империи выехало около 4,6 млн человек, из которых примерно 40−45% переселились в США. Согласно переписи населения США 1910 года, в Америке проживало 1,7 млн эмигрантов из России. По разным оценкам, с 1910-го по 1917-й в США переселилось еще около 300 тыс. российских граждан. Однако около 80% эмигрантов составляли евреи, поляки, немцы, финны, украинцы. Собственно на самих русских приходилось только 20% миграции, или примерно 350−400 тысяч человек.
80% русских мигрантов составляли сектанты разных толков, притесняемые на Родине - староверы, молокане, духоборы, штундисты, субботники, славяне-караимы, и т. д.
Остальные русские люди уезжали в США в основном по политическим мотивам, в первую очередь это были анархисты и так называемые "аграрные социалисты". К примеру, к 1914 году только в Нью-Йорке русская колония анархистов насчитывала примерно 8 тысяч человек.
Но вот что интересно мне лично,так это то,что ничего не изменилось в плане уровня жизни с тех пор - как сообщал в 1906 г. русский статистик Ю.Д. Филинов, средний месячный заработок русского чернорабочего в США в переводе на рубли составлял 71 руб., а в России за такой же труд - только 15 руб., каменщика, соответственно, 205 и 50, плотника - 150 и 50 руб.
До начала ХХ века основную массу эмиграции из России составляли евреи, поляки, прибалты и финны, но постепенно в их число влились и русские - по мере того, как до них стала достигать информация о реальной жизни в США (до 80% эмигрантов из РИ оседали там) и Канаде (7-8%).
У историка и антрополога Эдуарда Нитобурга читаю, как русских простых людей поражал контраст между жизнью на Родине и в Америке. Главное - это разница в оплате труда. За один и тот же труд, да ещё при меньшей трудовой неделе (55 часов в среднем в США и 60-65 часов в России) «чернорабочий при более коротком рабочем дне зарабатывал в месяц в среднем 60 руб., а в России - 15, каменщик - соответственно 150 и 50, шахтёр - 200-300 и 50, учитель в городе -125 и 50 руб.». Дешевле в Америке оказалась еда: если в среднем в России на питание у рабочего уходило до 70-75% его бюджета, то на новой Родине - 30-40%.

В США сразу улетучивался и миф о русской лености и отсталости: исследование Иммиграционной комиссии США в 1909 г. показало, что если у всех иммигрантов средний дневной заработок составлял 2,09 долл., то у русских он был равен 2,06 долл., т.е. разница менее 2% (при том, что 35-40% русских эмигрантов были неграмотными).
Русский статистик Б. Курчевский писал в 1914 г., что там, «где требуется физическая сила да каторжная выносливость, на русского рабочего везде большой спрос и у американского предпринимателя он в большой цене. Русского же поражает неслыханный им американский размах заработной платы, и он с жадностью хватается за первое предложение».

По данным американского почтового ведомства, за первые шесть лет XX в. российскими выходцами в США было отправлено на родину более 1,3 млн почтовых переводов на общую сумму в 47 млн. руб. В предвоенные же годы, по данным российского Министерства торговли и промышленности, сбережения, пересланные и привезенные из США российскими трудовыми иммигрантами, приближались к 100 млн. руб. в год.

В Канаде же, куда в отличие от Америки ехали не рабочие, а в основном русские крестьяне поражали другие реалии. В. Бонч-Бруевич в своей книге «Духоборцы в канадских прериях» описывал это. На одного взрослого переселенца или вдову канадцы выделяли 160 акров земли (около 60 га). Первые три года смотрели, как земля обрабатывалась, если всё было хорошо, её можно было выкупить за 10 долларов (затраты на межевание).
(в менее населённой Сибири по столыпинской реформе выдавали до 30-35 га).
Далее, русские переселенцы не могли поверить, что в западной части Канады нет никаких налогов. «Податей нет никаких…есть лишь так называемая дорожная повинность, по которой каждый, принявший гомстэд (участок земли), обязан по совести проработать не меньше 2 летних дней в году на грунтовых дорогах. Вот и весь налог».

Если бы не ПМВ, Революция и приход к власти большевиков, то мы получили бы уже в 1920-е огромный поток и русской эмиграции в Новый Свет (кроме США и Канады хорошие условия на переселения русским давали Аргентина, Бразилия и Австралия). Вероятно, счёт за десятилетия шёл бы на миллионы человек.
Газета «Русское слово» от 28 мая 1915 года писала:
«У нас в последнее время началось течение в пользу оседания на землях Канады, появился русский кружок в Эдмонте, Альберте, задавшийся целью пропагандировать русских брать правительственные гомстэды (участки по 160 акров) и заниматься землёй. А свободных земель ещё много, чрезвычайно много всюду - в провинциях Манитоба, Саскачеван, Альберта и Бритиш Коломбия.
В Канаде имеются все свободы, включая свободу совести, свободу слова и печати, о которых в России только лишь мечтают.
Новой русской эмиграции после войны следует обратить внимание на Канаду».

история, США

Previous post Next post
Up