Компромиссная позиция между ранним христианством и госвластью, в учении апостолов Павла и Петра (о «божественности всякой власти»), исключала очень важный пункт. А именно, лакуна заключается в отсутствии хотя бы минимального намёка о СПОСОБАХ и МЕТОДАХ достижения этой самой власти. «Бога бойтесь, царя чтите...со всяким страхом повинуйтесь господам» и «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо не есть власть, если не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» - это констатация уже сложившейся политически-религиозной практики. Но при этом, мы совершенно не знаем какой именно способ и метод считается «праведным в очах Бога». Тем паче и в Римской империи и в Византийской отсутствовал строго прописанный в законе регламент преемства высшей власти (например, династический принцип).
Стоит ли удивляться тому, что после того как власть обреталась невероятными злодеями, циниками, развратниками или случайными людьми (марионетками), их легитимность под сомнения не ставилась («попущение Божие»).
Были и совсем невероятные курьёзы.
Так например, после убийства императора Коммода (заговор сенаторов), преторианцы прокричали а-ля «Да здравствует император» Публию Гельвию Пертинаксу (этот император правил очень недолго. С января по март 193 года). Тем паче, парень пообещал каждому из них по 12 тыс. сестерциев! Но … отдал только половину + запретил преторианцам творить беспредел по отношению к гражданам Рима. Грохнув надоевшего и скупого Пертинакса преторианцы совсем «потеряли берега» и, поверив в свою безнаказанность (реальное могущество?), выставили императорский престол … на АУКЦИОН!
Следующим правителем Рима стал заплативший больше всех сенатор Юлий Дидиан (предложивший по 6250 драхм каждому преторианцу). Увы, но и он долго не правил. Вики пишет: «Ненависть к императору дошла до такой степени, что сразу в 3 странах под предводительством 3 полководцев - Септимия Севера, Клодия Альбина и Песценния Нигера начали восстание против него. Однако именно Септимий Север отличился в этом. Когда его войско подходило к Риму, Дидий Юлиан и его соратники начали тревожиться. Изначально преторианцы также были за него. Дидий Юлиан пытался пойти на переговоры с лидерами восстаний, но тщетно. В конце концов Септимий Север достиг Рима и предложил преторианцам сделку. Он простит им убийство Пертинакса, если они выдадут ему Дидия Юлиана. Преторианцы заявили в Сенате, что не будут поддерживать императора. Сами же сенаторы предложили Септимию Северу императорский сан. После этого сенаторы послали вооружённых людей убить Дидия Юлиана. Этим и закончилось 66- дневное правление Дидия Юлиана.
Нужно сказать, что элитная римская военная машина в лице преторианцев, была реальным «делателем императоров» ещё задолго до злосчастных Пертинакса и Дидия Юлиана. 24 -го января 41 г. от Р.Х. преторианцы убили безбашенного Калигулу. Там же произошло забавное событие: «Истерзанные тела Калигулы и его домочадцев валялись на залитой кровью лестнице, а заговорщики обшаривали дворец, не очень понимая, что же им делать дальше. Но тут солдат по имени Грат заметил, что из-под портьеры торчат чьи-то ноги. Грат отдернул занавеску и вытащил на свет трясущегося от страха человечка. Солдат тут же узнал Клавдия - дядю Калигулы. Клавдий, слывший недотепой, повалился перед Гратом на колени и стал молить о пощаде. Но тот и не собирался его убивать. Наоборот, отсалютовав Клавдию как императору, Грат позвал товарищей. Они посадили полумертвого от страха Клавдия на носилки и поволокли его в свой лагерь. Уличная толпа, увидев Клавдия в окружении вооруженных людей, жалела безобидного дядю убитого тирана, полагая, что его тащат на казнь. И зря жалела - солдаты решили провозгласить Клавдия императором… Уже со времен императора Тиберия исход борьбы за власть во многом зависел от поддержки гвардии… Всё это вело к тому, что преторианцы стали ощущать себя едва ли не хозяевами Империи. И со временем они превратились в спесивую, капризную и продажную касту… Константин Великий в 312 г. совсем упразднил преторианскую гвардию - это, по его словам, «постоянное гнездо мятежей и разврата». Вот так бесславно закончило свое существование самое сильное воинское подразделение античности, практически не знавшее поражений на поле боя!» (
https://topwar.ru/1040-delateli-imperatorov.html).
Но до великого Константина преторианцы успели круто пошабашить в эпоху «солдатских» и «сенатских» императоров (235-284 гг.) -
https://alpan365.ru/istoriya-drevnego-mira/epoxa-soldatskix-imperatorov.
Между 235 и 284 гг. было 26 императоров, и только один из них (Тацит) умер естественной смертью. После этого, как-то слабо верится в «существующие же власти от Бога установлены».
При бесконечных спорах по вопросу о царской власти (действительно ли, что христианин должен быть исключительно монархистом?), выпадает из внимания возвышенная похвала, которой в св. Писании удостоилась одна из классических античных демократий - Римская республика: «Они могущественны и сильны и благосклонно принимают всех, обращающихся к ним, и кто ни приходил к ним, со всеми заключали они дружбу... и своим благоразумием и твердостью овладели всем краем... с друзьями своими и с доверявшимися им они сохраняли дружбу... но при всем том никто из них не возлагал на себя венца и не облекался в порфиру, чтобы величаться ею. Они составили у себя совет, и постоянно каждый день триста двадцать человек совещаются обо всем, что относится до народа и благоустроения его; и каждый год одному человеку вверяют они начальство над собою и господство над всею землею их, и все слушают одного, и не бывает ни зависти, ни ревности между ними... Тогда избрал Иуда Евполема... и Иасона, сына Елеазарова, и послал их в Рим, чтобы заключить с ними дружбу и союз...» (1 Макк 8:1-17).