О милосердии в Великий пост
Наивысшим подвигом во время поста считалось милосердие к ближним. Каждому христианину вменялось Церковью проявлять постоянную заботу о своих братьях, находящихся в бедности. "Убогие помилуйте, - говорит древнее поучение о посте, - нищих и немощных и на улице лижащих и седящих посещайте, сущая же в темнице и беде милуйте и утешайте, нагия одевайте. Милостыня бедным в Древней Руси рассматривалась как необходимая спутница говейня , придающая ему нравственную ценность.
"Ащё кто постится, не творя милостыни, то не успевает нечтоже ".
"Милостыня бо совокуплена с пощением от смерти избавляет человеке, рекше вечные муки".
Святитель Иоанн Златоуст в "Слове о посте и милостыни" поучает: "Какая потреба малоядением тело своё изсушати, а не накормляти алчных излишним? Какая доброродетель в ночи не спят, в тепле в храме молитися, а обижени тобою и порабощени, боса и наги, ранени и гладне на тя со слезами к Богу возопиют? Какая помощь в таковаго молении, ещё всю ночь молясь? Не приятно есть". Автор древнего поучения в Неделю сыропустную, объястняя великопостную церковную песнь " Да исправится молитва моя", говорит: " Слышите ... аще помиловасте нища, аще неся отымал у сирот, аще неси возвёл руку на сирот безвинну, аще неся слезами окроплен и кровию не повинных, то воздеже руце моею ".
В древней Руси бытовал ещё и такой обычий - перед постом выпускать на волю птиц в надежде, что и Бог точно так же освободит от прегрешений. Многие знатные люди в дни поста считали необходимым находиться в мире и прощать всем обиды. Так например, Киевский князь Владимир Мономах, воюя с Муромским князем Глебом, согласилсь на его прозьбу о мире. " Владимир же сжалился тем, еже пролевавшеся кровь в дни Великого поста, и вдаст ему мир". Войско казачье на брало оружие в период всего Великого поста.
"Русские отличаются беспримерною благотворительностью по отношению к бедным, для их просьб у них всегда открыты уши и расжаты руки, та что в Москве можно видеть, как целые толпы нищих получают около домов богатых людей пищу.
В XVIIв. Павел Алеппский отмечал, что в Москве мало бедных, просящих милостыню, так как было " много домов для помещения ежетневного пропитания.
Особое внимание древние проповедники уделяли принятию Святых Таин; они увещали верующих причащаться как можно чаще, чтобы не дать диаволу доступа к душе. В непостные периоды приготовление к принятию Святых Таин должно было продолжаться одну неделю. Более строгим временем приготовления считались посты, по окончании которых верующие приступали к причастию, очистив себя таинством Покаяния от всякой греховой скверны. В Древней Руси (как и во всех восточных Церквах) был обычай причащаться Христовых Таин именно в конце Великого поста, о чём С. Герберштейн в своих "Записках о московитских делах" говорит, что русские христиане "исповедуются около праздника Пасхи с великим благоговением и сокрушением сердца". Павел Алеппский днём исповеди называет Великий Четверг, а Олеарий - Великую Пятницу. Однако в последующее время разрешалось причащаться и в другие недели поста, и притом в каждом приходе дни исповеди устанавлись священнослужителями. В 1704г. И. Т. Посошков писал митрополиту Стефану Яворскому: "А когда станет вовремя поста пресвитер детей своих исповедывал,то ради совершенного управления не во един бы день всех исповедывал, но хотя бы по 10 человек надень, токмо б со всяким испытанием".
Исторические документы свидетильствуют, что благочестивый и богобоязненные христиане приобщались Святых Таин каждую неделю Великого поста. Таковыми, согласно одной из древних летописей, были великие князья Ростислав Мстиславич (1168г.) и святой Дмитрий Донской (1389г.). Во многих местах Древней Руси был обычай причащать верующих и в самый день Святой Пасхи - не только взрослых, но и детей.
***
Покаянная дисциплина Древней Руси
По церковным правилам того времени за тяжкие грехи на кающихся налагались епитимии, которые служили не средством наказания, а духовным врачеством, причём находившиеся под епитимии не имели право причащаться Святых Таин до истечения её срока; вместо Святого Причастия дозволялось принимать святую богоявленскую воду с антидором.
Епитимии были тайные и публичные.
Тайные епитимии предлолагали воздержания от некоторых родов пищи ( мяса, молока, мёда), а также удаление на время от святыни и исполнения предписанных поклонов и молитв. Сроки таких епитимий были указаны в так называемых епититимийниках. Христиан, подвергшимся публичной епитимии, разрешалось древним уставом стоять в церкви только до литургии верных, а затем они выходили в притвор и стояли там до конца службы. Однако за вечерней и утреней им позволялось стоять в самой церкви. эти епитимии в какой-то мере напоминали собой о покоянной дисциплине древней христианской церкви. Так, например, Поместный Собор 1554 г. за "зломудрование о святых иконах" наложил на дьяка И. Висковатого трехлетнюю епитимию: есь первый год он должен был плакать, стоя вне церковных дверей, и исповедовать свой грех перед всеми входящими в храм; в течении второго года - присутствовать в храме до литургии верных; на третий год - стоять в храме с верными, но без права приобщаться Святых Тайн. Только по исполнении этой епитимии ему разрешили причаститься.
Кроме того, публичное покояние соединялось и с тайной епитимией, как-то: пост, молитва, плач и коленопреклонение до конца жизни. Такую, например, епитимию Собор 1575 г. наложил на царя Ивана Грозного за его четвертый брак. Протопоп Аввакум, впоследствии ставший раскольническим учителем, наложил подобную семилетнию епитимию на свою духовную дочь Елену, которая разлучила жену с мужем и уморила ребенка. такие случаи наложения публичной епитимии были не редкостью, что неоднакратно подтверждается иностранными писателями.
Следует отметить, что публичная епитимия носила очень тяжелый характер. Грешник должен был ежедневно посещать и оставаться за его дверями до окончания богослужения. Кроме того, ему запрещалось причащаться Святых Тайн до окончания епитимии, за исключения случая смертной опасности. Он лишался также антидора и святой просфоры. В поучении новопоставленному иерею епископ говорит: "Непокорнии в грехи впадающа от Церкви отлучи, от себя отжени, дондеже обратится к тебе. А от иного попа отгнанного ты не приими, приимет ли кто такового, мне возвести". Находившиеся под публичной епитимией не тольео не имели права делать приношения в церковь, но и отлучались от христианского общества. Цекровные предписания запрещали духовному отцу входить в дома отлученных, присутствовать с ними на пиршествах и даже в одном доме. Кроме того, на исповедь не допускались те из христиан, которые не давали своего согласия отстать от греха. Но великого грешника, давшего обещание исправиться и обноружившего покорность духовному отцу и желание исполнять его советы и заповеди, последний обязан был исповедовать.
Были ещё публичные епитимии, так называемые сорокодневные. Эти епитимиям подвергались христиане, которые долгие годы не соблюдали поста и не были на исповеди. Публичным епитимиям подвергались лица инославного вероисповедования, перешедшие в Православие, или бывшие сектанты.
Лица, занимавшиеся волшебством или имевшие суеверные привычки, не только отлучались от храма, но и лишались права приношения. Разбой, убийство детей, кулачные бои, незаконные сожительства, незаконные браки (даже третий), развод, грехи против седьмой заповеди, воровство и мятежи - все это наказывалось публичной епитимией разной продолжительности.
Богословские труды №31