В преддверии зимы и при возрастающих нагрузках на энергосистему Украины, угроза нового ядерного бедствия в Центральной Европе становится не просто теоретической опасностью.
По данным аналитиков из британского журнала
Energy Research & Social Science (ERSS), существует 80% вероятность «серьёзной аварии» на одной из атомных электростанций Украины до 2020 года. К этому ведёт увеличение нагрузки на атомные электростанции, что вызвано повсеместным закрытием теплоэлектростанций (потребляемого ими сырья - угля с Донбасса - критически не хватает) и, кроме того, большим техническим износом оборудования ядерных энергоблоков советских времён постройки, а также катастрофическим недофинансированием отрасли.
В случае подобной аварии Евросоюз столкнётся не только с возможными последствиями для окружающей среды, но ещё и - учитывая недавнее введение безвизового режима - с массовым исходом украинцев из заражённых районов.
Давайте вкратце оценим атомную промышленность Украины.
В настоящее время на Украине есть четыре действующих атомных электростанции:
Запорожская (крупнейшая в Европе, с шестью реакторами и общей производимой мощностью 6 000 Мв),
Ровненская (четыре реактора и общая мощность 2880 Мв),
Хмельницкая (два реактора и общая мощность 2000 Мв) и
Южно-Украинская (три реактора и общая мощность 3000 Мв).
Чернобыльская АЭС с четырьмя реакторами была навсегда закрыта в 2000 году.
Из 15 ныне действующих на Украине ядерных реакторов 12 были введены в строй в советские времена, ещё до 1990 года. Всё это ядерные реакторы классического типа
ВВЭР, разработанные в 1960-е и 1970-е года московским Курчатовским институтом. Эти реакторы должны иметь максимальный срок службы 30 лет. Но на сегодняшний день 10 из 15 реакторов, работающих на Украине, уже превысили проектный срок службы.
И всё это время нагрузка на ветшающие энергоблоки Украины постоянно растёт из-за резкого сокращения доступности антрацитовых ресурсов с Донбасса для теплоэлектростанций страны (к середине 2017 года производство электроэнергии на тепловых электростанциях Украины упало почти вдвое по сравнению с 2013 годом, до всего чуть более 50 миллиардов киловатт-часов в год). По данным Энергоатома, государственной компании, управляющей атомными электростанциями Украины, в 2016 году
эти АЭС работали всего на 65,5% мощности, но к январю эта доля
выросла до 77.6%. В первой половине 2017 года украинские АЭС произвели
более 45 миллиардов кВт-часов электричества (на 13% выше, чем в 2016-м), а это означает, что они дают 58% - беспрецедентная доля - всего электричества страны.
Сегодня Украина отчаянно выжимает последние капли из своих изношенных ядерных сооружений советских времён.
Ситуацию ухудшают официальные лица Украины в области энергетики, на которых оказывается политическое давление с целью найти замену ядерному топливу, производимому российской компанией
ТВЭЛ. Потому на многих реакторах снова и снова делаются попытки использовать взамен продукцию американо-японской корпорации
Westinghouse Electric Company.
Поразительно, как украинцы целиком и полностью игнорируют болезненный опыт чехов. Еще в 1996 году чешская АЭС
Темелин (построенная Советским Союзом) подписала контракт с «Вестингаузом». После того, как в реакторы АЭС было поставлено американское топливо, разработанное как копия продукции российского ТВЭЛа, АЭС была вынуждена повторно перезагрузить топливо в реакторы ранее, чем планировалось, поскольку американские сборки «потекли» и в них проявились структурные дефекты. Ученые «Вестингауза» не смогли исправить проблему. В дополнение к угрозе ядерной аварии, дефектные сборки существенно увеличили стоимость производства электроэнергии, поскольку реакторы надо было постоянно глушить, чтобы заменить американские комплектующие. В результате после ещё одной
крупной аварии в январе 2007 г., Чешская Республика отказалась от дальнейших закупок топлива у США, и к 2010 г. Темелин полностью вернулся к использованию продукции российского ТВЭЛа.
Чешская АЭС Темелин успешно избавилась от контрафактного топлива «Вестингауза» к 2010 году.
Украина экспериментирует с произведёнными в Америке клонами российских топливных сборок с 2005 г.. В тот год «Энергоатом» переправил шесть тепловыделяющих сборок TVS-WR, произведённых «Вестингаузом», на Южно-Украинскую АЭС и начал предустановочную проверку. В результате экспериментов был сделан вывод, что американские топливные сборки дефектны. Однако было решено перейти к следующему этапу эксперимента - ежегодной загрузке реактора с использованием этого топлива. В 2008 г. Энергоатом и шведский филиал «Вестингауза»
подписали соглашение о поставке на украинскую Южно-Украинскую АЭС американского топлива, достаточного для ежегодной плановой перезагрузки трёх реакторов с 2011 по 2015 г.
Однако ещё в апреле 2012 г. в работе американских сборок на реакторах Южно-Украинской АЭС были отмечены сбои. В срочном порядке все сборки TVS-WR были выгружены из реакторов, после чего оказалось, что они повреждены, главным образом из-за структурных изъянов в дистанционирующих решётках. В результате в 2013 г. после тщательной проверки Государственная инспекция ядерного регулирования Украины ввела полный запрет на использование американского топлива на украинских АЭС.
Но победа «
Революции достоинства» снова открыла путь для использования на Украине американских TVS-WR. В апреле 2014 г. Киев аккуратно собрал порванные клочки старого контракта с «Вестингаузом» и решил попробовать ещё раз. СМИ сообщали, что американское топливо после этого было загружено в реактор №3 Южно-Украинской АЭС
(март 2015), в реактор №5 Запорожской АЭС (
июнь 2016), и в реактор №2 Южно-Украинской АЭС (
август 2017). Последствия вскоре не замедлили сказаться.
В феврале 2016 г. произошло экстренная остановка реактора №3 Южно-Украинской АЭС «из-за критического изменения параметров охладителя в парогенераторе». Как сообщали местные жители в социальных СМИ, район вокруг АЭС был немедленно закрыт военными. А в 23 марта 2016 г. работа Южно-Украинской АЭС была
полностью прекращена на целый день!
Запорожская АЭС с 2014 г. пережила уже десяток экстренных остановок реакторов. Например, в ноябре 2015 военные в Запорожской области
повысили меры безопасности после того, как на АЭС произошла резкая потеря мощности - все солдаты и офицеры получили специальное снаряжение для защиты от радиации и химических веществ. Но никаких официальных комментариев об инциденте не последовало.
Довольно любопытно, что в мае 2015 года «Гардиан» опубликовала ошеломляющий
доклад, где утверждалось, что более 3 000 использованных топливных стержней в транспортно-упаковочных контейнерах складированы на открытом воздухе на территории Запорожской АЭС. По сути, это были ТВЭЛы российской сборки, спешно отправленные на хранение после замены их на TVS-WR. По-видимому, это свидетельствует о том, что эксперименты по постановке дефектных топливных стержней в реактор Запорожской АЭС проводились задолго до того, как реактор был официально введён с действие с американским топливом, в июне 2016 года.
Если так, то последовательность аварий на Запорожской АЭС можно рассматривать в ином свете:
- 28 ноября 2014 - Экстренная остановка реактора №3 после срабатывания автоматической системы защиты активной зоны реактора, препятствующая его разрушению.
- 18 июля 2015 - Экстренная остановка реактора №1 в связи с автоматической остановкой питательного насоса, прокачивающего охладитель реактора.
- 11 апреля 2016 - Экстренная остановка реактора №6 Запорожской АЭС в связи с потерей герметичности газовой системы турбогенератора. Местные СМИ сообщали о росте уровня радиоактивности вокруг станции в 10 раз.
- 18 мая 2016 - Экстренная остановка реактора №4 из-за выхода из строя трансформатора.
- 14 августа 2016 - Реактор №5, первый на Запорожской АЭС, куда загружалась подделка «Вестингауза», остановлен на ремонт.
- 20 сентября 2016 - Реактор №6 выведен из эксплуатации на «плановое обслуживание» (в самом начале зимнего отопительного сезона!).
- 24 октября 2016 - Экстренная остановка реактора №2, всего через две с половиной недели после капремонта.
- В марте 2017, в разгар энергетического кризиса, тот же реактор снова остановлен.
- 18 апреля 2017 - Очередная экстренная остановка реактора №6.
- В начале августа 2017 реактор №4 выведен из эксплуатации для «проведения планового технического обслуживания».
В результате только два из шести реакторов на Запорожской АЭС сейчас полностью работоспособны. В целом уровень аварийности на АЭС Украины с 2010 года вырос на 400%!
В вышеупомянутом докладе Energy Research & Social Science подчеркнуто, что «на Украине, к примеру, большая часть аварий и инцидентов в энергетике в прошедшие несколько лет не включается в отчёты, хотя государственные СМИ подтверждают, что они происходили».
Кроме использования поддельного топлива, главная причина увеличения количества аварий на АЭС Украины - хроническое недофинансирование этого сектора. За 25 лет после распада СССР в сектор не было вложено буквально ни цента. А между тем реакторы, которые проработали дольше планового 30-летнего срока службы, необходимо либо выводить из эксплуатации (а денег на это у «Энергоатома» нет), либо продлевать их срок службы. Естественно, украинцы стремятся ко второму варианту. В идеале, когда срок работоспособности продлевается, это включает крупный капитальный ремонт и модернизацию. Оценочная стоимость продления срока службы одного реактора оставляет $150-180 миллионов. Но ни у украинского «Энергоатома», ни у правительства таких денег нет, и они не ожидают их найти в ближайшее время, так что разрешение на продление работы реакторов - чистая формальность. Судя по
доступным сообщениям, регулярное продление на 10 лет срока службы украинских ядерных реакторов выдаётся с готовностью и без возражений. Однако, внутренние документы «Энергоатома»,
обнародованные на этой неделе организацией «Кибер-Беркут», демонстрируют совершенно иную картину.
Документы «Кибер-Беркута»
«Кибер-Беркут» получил доступ к
документам из правительственных кабинетов в Австрии, Румынии, Молдавии, Белоруссии, а также занимающихся окружающей средой НКО «Гринпис» и сети «Бэкнвотч», датированных летом 2017 г.; в которых озвучена тревога относительно планов «Энергоатома» продлить деятельность этих старых реакторов.
Наиболее информативна
таблица, подготовленная украинцами с перечислением всех жалоб иностранных партнёров, с собственными ответами (в оригинале документ написан по-украински).
Первое, что бросается в глаза - Киев произвольно решил продлить работу реакторов ещё в 2015 г., но только в 2017 г. - задним числом - направил для изучения соседним странам и международным организациям в сфере защиты окружающей среды (предварительно одобренную) программу модернизации АЭС.
Это одновременное нарушение двух Конвенции ООН, которые требуют от подписавших их сторон получить государственное и межгосударственное одобрение до (а не после) проведения работ на АЭС - Конвенции по оценке воздействия на окружающую среду (
1991 Espoo Convention) и Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (
1998 Aarhus Convention). Ян Хаверкамп, признанный эксперт по ядерной энергии и сотрудник «Гринпис», особо упомянул о данной проблеме:
«Украинский ответ гласил, что «Государственная инспекция ядерного регулирования является независимой организацией и её действия не подчинены действию этих Конвенций (!!!!)»
Вторя мистеру Хаверкампу, румынский представитель «Бэнквотч» Мария Семан тоже бьёт тревогу:
«В соответствии с Конвенцией Aarhus, статья 6 (4), должно иметь место общественное участие (наряду с трансграничным процессом, чтобы позволить участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду), пока ещё есть все возможности. В случае процесса принятия решения представители общественности должны быть приглашены принять участие в этих ранее принятых решениях, и они должны рассматриваться, как неокончательные. Это относится к реакторам 1 и 2 Южно-Украинской АЭС и реакторам 1 и 2 Запорожской АЭС, где была проведена модернизация и возобновлена лицензия, несмотря на тревогу в соседних странах и в Комитете по исполнению Конвенции Espoo».
Украина дала простой недвусмысленный ответ:
«Ответ на это вопрос бал предоставлен ранее».
Далее следует ещё и анализ Марией Семан того, как Украина нарушает международное законодательство: Киев отказался извещать заинтересованных до принятия решения об атомных электростанциях и теперь не может гарантировать, что в расчёт будет принято всё воздействие, поскольку реакторы модернизируются:
Однако, Киев, по-видимому, беспечен, и предлагает лишь насмешливые ответы на возражения иностранных исследователей:
«Украина ничего не отказывалась делать. Произошла задержка. Решения о продлении лицензий были приняты в соответствии с национальными законами, и их отложить невозможно».
«Возможен конфликт законов, но регулирующий орган, принявший решение по этому вопросу, не нарушил национальный закон».
Иными словами, украинцы называют игнорирование требований ООН - «конфликтом между законами», а нарушение основных принципов контроля за окружающей средой - «задержкой».
По-видимому, Украина не в курсе, что эти конвенции и были созданы для того, чтобы предотвратить произвольные действия политических властей в вопросах атомной энергетики. Нарушение международных законов вызывает тревогу не только у защитников окружающей среды. Это юридическая проблема, требующая расследования, идентификации правонарушителей и исправления злоупотреблений. Где же международные комиссии, где уголовные дела, где суды и трибуналы, которые должны с жаром защищать букву закона? Почему украинскому правительству позволено игнорировать соглашения ООН, которые она обязана соблюдать? На это ответить должны комитет по соблюдения Конвенции Espoo и другие компетентные органы.
По данным мистера Хаверкампа, авторы программы продления лицензий АЭС не знают главного относительно оценки рисков и не выучили уроки Чернобыля или Фукусимы, поскольку продолжение эксплуатации реакторов на Южно-Украинской и Запорожской АЭС повышает вероятность очередной ядерной катастрофы:
В свою очередь румынское правительство предоставило целый список злоупотреблений, упущений и отсутствия информации. Вот всего два примера:
«Заявления (украинцев) об их политике в отношении ядерной безопасности вводят в заблуждение, являются неполными и не подкреплены соответствующими деталями...»
«В документах, предоставленных украинцами, отсутствуют точные детали, которые требуются в отношении ядерной безопасности...»
Однако украинцев не тревожат угрызения совести из-за халтурной работы - ответ всегда звучит высокомерно. Вероятно, киевские эксперты полагают, что следователи в румынском правительстве не имеют достаточной квалификации, чтобы законным образом запрашивать подобную информацию:
«Эта информация, по нашему мнению, может представлять интерес для экспертов с соответствующей квалификацией, но для обсуждений в EIA на государственном уровне это излишне».
Представители других соседних стран тоже жалуются на отказ в предоставлении данных, необходимых для полной оценки программы модернизации украинских АЭС.
В частности, Министерство по окружающей среде Республики Молдова подчеркнуло, что оценка воздействия на окружающую среду не принимает во внимание физическое старение - результат бомбардировки нейтронными потоками - какого-либо из реакторов или компонентов радиационной защиты.
Министерство природных ресурсов и защиты окружающей среды Республики Беларусь запросило «развёрнутую информацию о документах, на основании которых принято решение о продлении сроков эксплуатации двух реакторов АЭС, а также информацию о модернизации каждого реактора», и так далее.
Реакция Украины:
«Этот вопрос лежит вне рамок компетенции нашей организации».
Серьёзную озабоченность вызывает тот факт, что украинские государственные агентства, несущие ответственность за атомную энергетику, ещё не разработали способов ликвидации отработанного ядерного топлива и других радиоактивных отходов сегодня, когда срок службы реакторов продлён, и с учётом того, что Украина отказалась использовать российские ядерные хранилища. Мария Семан, например, вынуждена сказать следующее:
«Раздел о радиоактивных отходах не даёт ни достаточной информации о полном количестве отходов, произведённых в течение года, ни подробного плана обращения с ними, в который должны входить хранилища. Ёмкость пристанционных хранилищ ядерных отходов на АЭС ограничена, а транспортировка отходов и отработанного топлива в Россию была приостановлена, когда на Восточной Украине разгорелась гражданская война. Очень важно потребовать эту информацию».
Однако Киев, по-видимому, больше заботит не проблема хранения радиоактивных отходов, а собственная риторика относительно событий в восточной части страны. Вместо ответа по существу о том, что делать с увеличивающимся количеством отработанного топлива, официальные лица предлагают румынскому следователю на выбор почитать газеты:
«На Украине нет гражданской войны - только агрессия Российской Федерации (!!!). Автору следует найти надёжные источники информации».
Среди других вопросов, которые европейцы подняли для обсуждения с украинскими коллегами: большие дозы облучения, которые, как решил Киев, попадают в пределы «допустимого радиоактивного заражения», несмотря на тот факт, что они летальны для 50% населения в заражённой зоне, источники финансирования неизбежных программ по отключению украинских АЭС в будущем, отсутствие оценки материалов «Энергоатома», касающихся воздействия радиации на рост лейкемии среди детей, проживающих вблизи АЭС и так далее:
Официальные лица в Киеве либо избегают отвечать на эти вопросы, либо строят из себя дурачков: «Нам что, надо давать отчёты по каждому случаю?» (относительно случаев детской лейкемии).
* * *
Все эти факты свидетельствуют, что украинские АЭС не только представляют истинную угрозу безопасности Европы, но, с учётом нынешней экономической ситуации и политической нестабильности на Украине, нет никаких шансов переломить эту негативную тенденцию. Как эффективно справиться с этой усугубляющейся ситуацией - вот что должно стать неотложным вопросом технических и политических переговоров между Россией и обеспокоенными властями государств ЕС.
http://polismi.ru/ekonomika/energeticheskaya-sverkhderzhava/1810-budte-gotovy-k-novomu-chernobylyu-na-ukraine.html