![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6110/20682809.441/0_da078_2ff6ca3c_XL.jpg)
В последний день осени во Флориде на 4-й ежегодной промышленной конференции Credit Suisse Global Industrials Conference собрались главы крупнейших оборонных компаний США. О больших планах на будущее и оптимистичных ожиданиях рассказали представители таких гигантов, как Raytheon, L-3 Communications, Lockheed Martin, Northrop Grumman, Rockwell Collins и Booz Allen. Все верят в увеличение бюджета Пентагона с приходом избранного президента Дональда Трампа, а значит, и в рост военных заказов для своих компаний. После победы Трампа индекс S&P Aerospace & Defense впервые взлетел до уровня 1989 года, опередив темпы роста S&P 500.
Майкл Стрианезе, CEO компании L-3 Communications, сказал: «мы надеемся, что плохие годы остались позади и мы входим в период роста бюджета». По словам главы американской оборонной корпорации Lockheed Martin Мэрилин Хьюсон, представители военно-промышленной индустрии видят, что Дональд Трамп сфокусирован на увеличении расходов на национальную безопасность и оборону, а сама компания Lockheed Martin уже работает с переходной командой избранного президента Трампа.
Лиан Карет, президент Boeing Defense, Space & Security, подумывает о том, чтобы больше времени проводить в Вашингтоне и быть в курсе, кто и какую роль будет играть в администрации Трампа. Избранному президенту предстоит назначить на различные должности около 4 тысяч человек (уже получено 65 тысяч резюме от соискателей), и оборонные компании хотели бы держать руку на пульсе.
Генеральный директор компании Northrop Grumman Уэс Буш полон оптимизма. Он уверен, что наконец-то пришло то время, когда Пентагон будет готов начать финансово вкладываться в перевооружение, и не только в замену устаревших систем, но и в финансирование крупных инфраструктурных заказов для ответа на новые глобальные вызовы и появление агрессивных игроков, имея в виду Россию и Китай. Буш ожидает, что Пентагон займется модернизацией ядерной инфраструктуры и заменит принятые на вооружение еще в 60-х годах межконтинентальные баллистические ракеты «Минитмен» компании Boeing на новые. Замена может обойтись налогоплательщикам в 85 млрд долларов, и Northrop Grumman планирует участвовать в тендере.
По мнению главы Raytheon Томаса Кеннеди, администрация Трампа не обделит деньгами и разработки новых технологий в рамках американской стратегии Third Offset («третий противовес»). Кеннеди допускает, что в администрации Трампа доктрину глобального военного технологического преимущества США могут назвать и по-другому, но смена названия не изменит сути и в технологии в Пентагоне будут активно вкладываться.
О конкретных суммах и приоритетных направлениях говорить пока рано. Ричард Коди из L-3 Communications ожидает, что бюджет Пентагона не претерпит ощутимого роста в 2017 году, но уже в 2018 году увеличится на 2-3%, а в течение 5 лет военный бюджет страны вырастет на все 4%.
Если не видишь - не сможешь урезать
Томас Кеннеди говорит также о росте объема засекреченных заказов и работ в рамках стратегии Third Offset, и компании Raytheon есть чем заняться. Например, только в этом году стало известно, что на базе зенитной ракеты SM-6 компания Raytheon для нужд флота США создала новую противокорабельную модификацию данного изделия.
Издание Aviation Week оценивает засекреченные оборонные расходы США в 2017 году в 68 млрд долларов.
Майкл Стрианезе, CEO компании L-3 Communications, подтверждает, что количество секретных программ растет, расходы на них растут, а секретность гарантирует то, что эти программы не свернут под политическим нажимом, и это одна из причин, почему его компания участвует в этих засекреченных проектах.
Мир хочет больше оружия
Томас Кеннеди из Raytheon не думает, что негативные слова Трампа о мусульманах и о том, что союзники США должны больше тратить на свою оборону, подтолкнут зарубежных заказчиков к тому, чтобы покупать вооружения не в США, а, например, в той же Европе. Кеннеди уверен, что военно-промышленная отрасль в США сначала будет пожинать плоды внутренних бюджетных вливаний Пентагона, а затем напуганные возможным уходом США союзники начнут еще энергичнее закупать американскую военную продукцию.
Кеннеди видит возможный рост покупок в Европе, Южной Корее, Японии и даже в Тайване, что явно будет раздражать Китай, учитывая реакцию на недавний телефонный разговор Трампа с президентов Тайваня и облет Тайваня китайскими бомбардировщиками, способными нести ядерные бомбы. Из разговоров со своими иностранными коллегами Кеннеди вынес понимание, что несмотря на все экономические трудности и политические волнения союзники и партнеры США не ставят под сомнение необходимость закупки американских вооружений для обеспечения своего суверенитета.
Мэрилин Хьюсон из Lockheed Martin видит все больше глобальных вызовов в сфере безопасности и растущую необходимость заменять устаревшее военное оборудование и вооружения. Особенно радуют Lockheed Martin возрастающие нужды союзников в Европе (например, поставки вертолетов Blackhawk в Польшу), поставки вооружений на Ближний Восток и поставки противоракетных систем для стран Азии. Около 25% всех заказов у Lockheed Martin приходят от зарубежных клиентов, и в ближайшие годы компания планирует довести этот показатель до 30%. Международное портфолио военных заказов у Lockheed Martin растет быстрее, чем заказы от Министерства обороны США. Мэрилин Хьюсон уверена, что даже падение цены на нефть не остановит закупки американских вооружений странами Ближнего Востока, особенно самолетов и противоракетных систем.
Финансовый директор Raytheon заявил на конференции, что 31% всех продаж компании приходится на зарубежных покупателей.
По данным доклада Fitch Ratings, глобальный рынок вооружений, доступный для компаний США, в ближайшие 3 года вырастет на 3-5% и по темпам роста обгонит глобальный ВВП. Доступный рынок вооружений в 2016 году оценивается в 400-425 млрд долларов.
Две стороны одной медали
Впрочем, на горизонте появляются и первые тучи. Избранный президент США Дональд Трамп достиг соглашения с американской корпорацией United Technologies о сохранении около 1 тысячи рабочих мест на заводе компании Carrier в штате Индиана. Carrier - это подразделение United Technologies, которое занимается кондиционерами и климатическими системами. Но сама United Technologies получает 12% выручки от госзаказов, в том числе военных. И решение оставить производство в Индиане, а не перенести его в Мексику, было принято скорее под угрозой лишения этих госзаказов, а отнюдь не из-за налоговых послаблений.
Но эти 12% - мелочи, так как другие военно-промышленные компании США получают более 50% выручки от государственных контрактов, и такое необычное вмешательство Трампа в рыночные отношения не может их не настораживать. У многих оборонных компаний США те или иные сферы производства или исследовательских работ вынесены за пределы страны банально по причине экономии расходов на рабочую силу. Возникает вопрос, как далеко может пойти Трамп в своем желании вернуть производства в США и насколько жестко будет контролироваться деятельность оборонных компаний при новом президенте.
Илья Плеханов
http://navoine.info/usvpk-trump.htm