Согласно Библии, в Саула вселился злой дух, которого изгнал Давид игрой на гуслях (1 Цар.16:14-23). Экзорцизм описан и в книге Товита, неоднократно упоминается в Талмуде. Случаи изгнания бесов Иисусом Христом и Его учениками, неоднократно описываются в Новом Завете. В древней Церкви в обряд крещения иудеев и язычников традиционно входило изгнание из них злых духов. В средние века экзорцизм составлял часть обряда крещения детей: ребенку три раза дули в лицо, повторяя при этом, "Изыди, нечистый дух, освободи место Духу Святому". С 1614 г. эта практика была закреплена в римско-католическом обряде. Краткие экзорцистские формулы упоминаются и в лютеранских крещальных обрядах, как и в первом молитвеннике короля Эдуарда VI (1549). В древней Церкви существовало особое служение экзорцистов, соответствовавшее одному из нижних уровней церковной иерархии. Процесс экзорцизма включал в себя возложение рук на одержимого, изгнание злых духов из готовящихся к крещению (оглашенных). В раннесредневековой Европе народные поверья о демонах, вселяющихся главным образом в женщин, о наведении такими колдуньями порчи на людей, скот, урожай, осуждались Католической Церковью как языческие суеверия.
Богословское переосмысление проблемы контактов людей с демонами произошло в XIII в. в условиях борьбы Католической Церкви с ересями и в связи с ведовскими процессами.
В современной жизни экзорцизм, как отметил II Ватиканский собор, утратил прежнее значение, сохранившись в чине Таинства крещения, которое снимает с человека печать греха. В Англиканской церкви право на экзорцизм удостоверяется особым разрешением. Практика изгнания злых духов существует и в Православной церкви. Так, например, Чин изгнания беса можно найти в Требнике (Евхологион), изданном митрополитом Киевским Петром Могилой в 1646 г.
В чинопоследовании оглашения и крещения Православной Церкви сохранились особые, очень древние, известные еще по огласительным поучениям Кирилла Александрийского (IV в.), заклинательные молитвы. В одной из богослужебных книг Православной Церкви - "Большом требнике" также имеются молитвы "для изгнания бесов".
Весьма развита экзорцистская практика у пятидесятников и в других харизматических движениях. (см. "Katolik.Ru" )
Очевидно, что внутрь биологического тела, в буквальном смысле, никто не вселяется, а выражение "бес вселился" могло бы подразумевать установление связи между человеком (его эфирным телом) и каким-то демоническим существом. Принципиально отрицать такую возможность нельзя. Ведь на самом деле такое явление принципиально не отличалось бы, например, от трансфизической связи между демоном государственности и некоторыми людьми - активными орудиями и проводниками его воли, которых могут быть тысячи.
Вопрос лишь в том, зачем демонам нужен конкретный человек, почему они готовы тратить на него время и силы. Это, действительно, не вполне ясно, если речь идёт о рядовых людях, ни на что в глобальном масштабе не влияющих. Поэтому разумнее предположить в таких случаях не личное участие какого-либо из демонических существ, а устойчивое закрепление некоего безличного эфирноматериального образования как аномалии в бессознательной сфере человека, которая влияла бы на него. "Изгнание беса" при этом можно было бы понимать как исправление ситуации.
Реально люди, которые выглядят как "одержимые", конечно, существуют. О случаях их исцеления посредством экзорцизма услышать тоже можно, в т.ч. в личных разговорах со священниками. С наукой практика экзорцизма, очевидно, позитивно не согласуется, но и не противоречит науке, поскольку говорит о вещах, которые в современной науке (нейропсихологии) достоверного теоретического объяснения не имеют.
Кажется, конкретно в современной православной практике экзорцизма ("отчитки") есть ряд сомнительных моментов. Резко против экзорцизма выступал проф. Московской Духовной Академии А.И. Осипов, сугубый, впрочем, "богослов-теоретик", не имеющий практического опыта и выступающий с формально-догматических позиций
С ним многие православные не согласны. Другая точка зрения, близкая к "общепринятой в православии", выражена в статье "Проблема бесоодержимости": "Принципиально допуская возможность "демонических овладений", они [отцы церкви] сходятся в признании чрезвычайной редкости подобных состояний и оставляют их как бы на периферии духовной жизни. И отцы-пустынники, и "всероссийский батюшка" св.Иоанн Кронштадский и авторитетный психолог и богослов о.А.ван Каам центрируют острие "невидимой брани" на преодолении "страстей", "скрытого беснования плоти", "мини-обсессий". Нравственному преображению, обновлению ума - "метонойи", как истинному покаянию будет более способствовать не внешне-обрядовое, а внутренне-сердечное восприятие данной реальности."
P/S. Само слово «диавол» (от греч. «диаволос» - клеветник, обольститель) встречается в канонических текстах Ветхого Завета только один раз в 108 псалме, стихе 6, в связи с изображением будущих страданий Христа; суда над ним и будущего наказания Иуды. Невероятно! Всего один раз и только в связи со Христом! «Постави на него грешника, и диавол да станет одесную его», то есть диавол будет (станет) начальствовать над Иудой. Нигде в Ветхом Завете мы не найдем истории горделивого падения Врага (в книге Иова Сатана преспокойно является в собрание Божие, находится среди светоносных ангелов и отнюдь не является Его заклятым врагом разрушавшим гармонию мироздания. Он скорее, символизирует дух скепсиса и сомнения. Пожалуй, наиболее близко, образ Врага сливается с образом Сатаны известного нам христианам, мы найдем у пророка Захарии, где он уже предстаёт врагом и обвинителем избранного народа (позвольте еретический вопрос, а может его обличающий совестью?), а также в неканонической книге Премудрости Соломоновой. Здесь он разрушитель и развратитель божественного мира. Он подстрекнул прародителей ко греху и из зависти ввел их в смерть), объяснения причины его падения, восстания ангелов и последующего помещения их в аду. Этого просто НЕТ! На самом деле, мы имеем дело с творческой интерпретацией и мифологизацией. Так в книге пророка Исаии (14: 12-15) читаем: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней». Но, следующий стих оставляет решение вопроса неудовлетворительным («тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства»), поскольку речь все-таки (исторически) идет о царе Вавилонском. Духовный же смысл, соотносящий это место с диаволом, получает свое окончательное развитие только у отцов Церкви. Например, св. Кирилл Александрийский соотнося это пророческое место с диаволом, говорит: «по славе был знаменит между ангелами….Но низпал и сокрушен был возмечтавший о себе слишком высоко и дерзнувший присвоить себе честь и славу, приличную только Высочайшему Естеству» («Творения» св. Кирилла Александрийского ч.6 М.1887г. с.407). Как видим, здесь мотивация падения весьма отличается от указанной выше. Более того, в известном эпизоде 3 Книги Царств, в рассказе о неблагочестивом царе Ахаве, Господь задает вопрос собравшимся духам: "кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? … и выступил один дух, стал пред лицеем Господа и сказал: я склоню его … я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его… И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков" (3 Царств. 22. 20-23). В других случаях, Господь посылает ангелов, чтобы истребить как первенцев египетских, так и полчища Сеннахеримова. В Откровении ап. Иоанна Богослова Господь также посылает своих ангелов гнева Господня на больную и развращенную землю.