Католичество. Бездны сатанинские

Oct 24, 2016 20:35

Полагаю, что не скажу что-то новое, когда напомню, что Средневековье (а отчасти Возрождение),было пропитано мистико-инфернальным духом. Обычно, эта сторона культурной жизни как-то обходится стороной, пожалуй за исключением истерии по поводу инквизиции или "охоты на ведьм". Ну это и понятно, гротескное и ярко-выпуклое скорее бросается в глаза, чем то, о чем не говорят, но все про это знают. Вообще, "относительно  инквизиции  у  историков  часто слабеет память, и они ее связывают обязательно только со средними веками. На самом же деле преследование еретиков с самого  начала  христианства  носило весьма мягкий характер и не имело ничего общего с наказанием государственных преступников. В дальнейшем,  в связи с ростом  количества  ересей, отступников,эти преследования усиливались, но наказание для еретиков и в средние века все еще зависело от воли отдельных епископов. Собственно говоря, только в 1233 г. папа Григорий IX посылает  в  Южную  Францию  комиссаров,  которым  предоставлялась  власть  самостоятельно   расследовать деятельность тамошних еретиков, конфисковывать их  имущество,  а  их  самих сжигать. В дальнейшем права и деятельность инквизиторов то  расширяются,  то ослабевают. Официально инквизиция была учреждена в Испании только в 1480 г.а в Италии в виде специального учреждения - в 1542 г. В Германии же вообще никакой инквизиции не  было до Реформации, если не считать сожжения ведьм,а со времен Реформации преследование еретиков осуществлялось местными епископами. Таким образом, ославленная на все века инквизиция  была детищем исключительно эпохи Ренессанса.  Но  конечно,  это  обстоятельство нисколько  не  может  служить  оправданием  самого  ее  факта" /А.Ф.Лосев "Эстетика эпохи Возрождения"/ . Катастрофы, войны, страшные болезни, голод - воспринимаются как проявление инфернальных сил. Их господство, за оградой монастырских стен и печальных киновий - тотально и крайне ужасно.

Складывается впечатление, что никто-нибудь, а именно дьявол является безраздельным властелином над всеми живущими. Его перевоплощения, вполне обыденная "вещь" и совершенно объективная реальность. Даже стены святых обителей, соборов и монастырей не являются преградой и защитой. Один средневековый летописец повествует, как однажды Дьявол явился в еврейской колонии о. Крита и убедил наивно поверивших ему правоверных иудеев плыть вместе с ним в Землю Обетованную. Но, едва корабли, переполненные евреями, вышли в открытое море, как Дьявол их всех потопил.




Даже личная святость не  гарантировала свободу от прямых, не говоря уже о косвенных, воздействий бесовских сил. Так например, даже великий Симеон Столпник, был подвергнут  страшному искушению.  Однажды около столпа, где находился Симеон, появилась огненная колесница. В блеске небесной славы и сиянии предстал перед ним ангел света и сказал: "Послушай же, Симеон, то, что велел передать тебе Господь. Послал Он меня, ангела Своего, в колеснице и на коне огненном, дабы вознес я тебя, как вознес. Ибо пришло время твое. Вознесись же со мной на колеснице, ибо послал её Повелитель неба и земли. Взойди же со мной на небеса, дабы узрели тебя ангелы и архангелы с Марией, Матерью Божией, с апостолами и мучениками, исповедники и пророки, дабы возрадовались они, видя тебя, молящего Господа, сотворившего тебя по образу Своему. Вот и говорю я тебе, пойдем, не мешкая". Преподобного спасло то, что когда он подняв правую ногу, чтобы взойти на колесницу, осенил себя крестным знамением, все это исчезло как пыль "пред лицем ветра". Тогда-то и понял Симеон, что все это - ухищрения дьявола. Придя в себя Симеон сказал ноге своей: "Ты не вернёшся назад, но будешь стоять здесь до моей кончины, до тех пор, пока не призовет меня, грешника, Господь".

Сейчас, в наш апостасийный век, трудно себе представить как все это и подобные этому рассказы, воздействовали на души многочисленных слушателей, простодушных и безграмотных крестьян или горожан. Одно очевидно...воздействие было колоссальным! Любой любознательный человек, чье воображение способно видеть не только то, что можно пощупать и пожрать, но значительно больше, при исследовании поднятой мною темы,будет поражен огромным несоответствием между пространными описаниями проявлений инфернальных сил и "жалкими", скудными и весьма сдержанными замечаниями о роли и значении ангелов в духовной жизни спасенного человечества /псевдо-Дионисий Ареопагит, св. Исаак Ниневийский, немного Евагрий Понтийский, свт. Кирилл Иерусалимский, в своих "Оглашених" и практически все). А вот описаний и рассказов о проделках "рогатого юриста" хоть пруд пруди.

мистика, история христианства, аскетика

Previous post Next post
Up