Государственные СМИ КНР: «Россия зашла в тупик» - об итогах визита Медведева в Китай
Завершение
визита премьера Медведева в Китай увенчалось неоднозначной статьей государственного информагентства Синьхуа, в котором последнее
заявило, что «Россия находится в самом серьезном структурном кризисе» с начала века. За громкими заявлениями китайской стороны невооруженным взглядом просматривается
растущее давление Китая на позицию кабинета министров России по целому ряду вопросов, которые так и не остались закрыты в результате визита второго лица российского государства в Китай
Столкнувшаяся с острым дефицитом средств в связи с падением цен на нефть, правительство России вынуждено искать решения ряда социально-экономических проблем через усиление взаимодействия с Китаем, однако, стороны, похоже, не договорились о иерархии в сотрудничестве и тех правилах, по которым оно будет проходить.
Об этом свидетельствуют буксующие проекты высокосторостных железных дорог, мостов через Амур и Лену, вялый
по сравнению с Восточной Европой или
Африкой поток инвестиций из Китая в Россию, наконец, пресловутый проект «Силы Сибири»,
давление Китая по зерновым и газовым контрактам. Судя по всему, правительство России сопротивляется определенным, и возможно, кабальным условиям китайской стороны, а Китай, наблюдающий темпы падения российской экономики, не торопится оказывать помощь группе Медведева, ожидая лучших для себя условий в сложной для России ситуации.
В своей авторской статье ИА Синьхуа, которое
не отличается в последнее время любовью к младшему партнеру по тандему российских лидеров, и стоит в авангарде давления на позицию России по газовому и другим вопросам, в частности заявило, что в России произошла «деиндустриализация экономики и упадок сельского хозяйства», что гарантирует «невозможность быстрого восстановления обрабатывающей промышленности и аграрного сектора». По сути дела это прямое заявление о том, что в нынешних условиях у России существует только один путь - отдать индустриализацию и аграрный сектор в руки китайских предприятий.
Автор заявляет, что индустриализация в России не произойдет, если не будет «преодолена диспропорция в развитии финансового и реального сектора экономики», оставляя осведомленному читателю понять, что речь идет о масштабных китайских инвестициях в финансовый сектор России, перекредитованию российских предприятий в Китае, которое, естественно, должно проходить под китайским флагом индустриализации российской экономики. Де факто, автор статьи косвенными заявлениями предлагает России
«план Маршала» с китайской спецификой, что будет означать вхождение российской экономики в китайскую финансово-промышленную зону юаня. Китайская специфика ситуации заключаестя в том, что различные группы влияния в Китае концентрируют в своих руках различные ресурсы, и у каждой из такой группы есть собственный "план Маршала" для российской экономики.
Однако ключ, который открывает шлюзы российской экономики, до сих пор ориентированной на Запад, находится в руках кабинета министров во главе с Медведевым. Вопреки устоявшемуся мнению,
группа Си Цзиньпинаконцентрирует в своих руках далеко не контрольный пакет китайской экономики, хотя и находится в близких отношениях с Банком развития Китая, частично регулирующим инвестиции на внешние рынки.
"Контрольный пакет" средств китайской экономики сосредточен в Комитете по развитию и реформам при Госсовете КНР - аналоге советского Госплана, который контролируется
"комсомольской группой" премьера
Ли Кэцяна, условный финансовый сектор находится в руках
"шанхайской группы", картина дополняется сложным букетом противочий между менее влиятельными и многочисленными лоббисткими группами. Отношения между этими группами не выглядят идеальными, и все больше напоминают войну всех против всех, однако достижение интересов на внешних рынках часто объединяет ссорящиеся между собой группировки.
Предложение начать индустриализацию в России по китайскому образцу в непрямом, китайском стиле, увенчивается мнением Фэн Юйцзюня, главы китайского think tank в области российско-китайских отношений - Института России при Китайской академии современных международных отношений. Эксперт считает, что Россия оказалась в тяжелейшей депрессии из-за украинского кризиса и зашла в серьезный стратегический тупик, при этом поворот в американскую сторону невозможен из-за тяжелейших разногласий между Россией и США. Формулировка эксперта подразумевает, что у России не осталось вариантов выхода, кроме более тесного сотрудничества с Китаем и на китайских условиях.
Итоги визита Медведева
Группа премьера Медведева, в частности вице-премьеры Рогозин и Голодец, на весьма эффективном уровне соперничают по эффективности в сотрудничестве России с Китаем с условной нефтяной и оборонэкспортной группами в администрации президента страны. Встречи Голодец с вице-премьером Лю Юаньдун в Сиане, а также
Харбинская экспо 2015, в которой принимали участие Рогозин и вице-премьер
Ван Ян показали высокий уровень взаимодействия с китайской стороной. Встречи предшествовали нынешнему визиту Медведева в Китай.
Наиболее острым вопросом взаимодействия между группой Медведева и его китайскими контрагентами остаются вопросы по поставкам российского газа в Китай. Остальные вопросы решаются в значительной степени быстрее и без серьезных проволочек, и даже конфликтов. Специфика ситуации заключается в том, что Китае нефтегазовый консорциум CNPC представлен одной стороной переговорщиков, единых в своей политике и руководстве, а в России разбит на две составляющие - нефтяной и газовый блоки выступают отдельно, конкурируяя между собой. Этим протворечием "между нефтью и газом" эффективно пользуется китайская сторона, привязывая достижение договоренностей по другим вопросам через договоренность по критическому снижению цены на газ или на нефть, а также получая выгоды от переговоров с каждой группой отдельно.
Эффективность такой стратегии подтверждается беспрецедентными успехами Китая в переговорах с Россией. Сегодня китайская сторона не только добилась экспорта
высокотехнологичного российского оружия в Китай (Су-35,
С-400),
заблокировала конкуренцию со стороны Росатома в международных проектах через тесное с ними сотрудничество, увязав его с кредитованием последнего, обеспечила многолетний и бесперебойный экспорт нефти по нефтепроводу ВСТО, добилась получения долей в проектах «Ямал-СПГ», вытеснила
«Лукойл» с рынка Казахстана, получает российские разработки в космосе и создании широкофюзеляжного лайнера, получила доступ ко всему российскому рынку он-лайн продаж - список выглядит практически бесконечным, и особенно контрастирует с отсутствием выгод, которые бы получила Россия - в 2014 году инвестиции Китая в Россию составили лишь 1,27 млрд долл по сравнению с
27,3 млрд долларов инвестиций в страны Африки.
Россия практически не осуществляет аналогичную стратегию использования потенциала разногласий между отдельными группами в китайском руководстве, загнав саму себя на пропагандистом и политическом уровне в одностороннем порядке в ситуацию безальтернативного союзничества с Китаем. Не малую роль в тупиковой стратегии, но не ситуации, сыграло отсутствие у российского руководства или отдельных его групп объективных исследовательских центров, осуществляющих глубокий мониторинг политической и экономической ситуации в Китае и китайском мире. Подобные центры так и не появились в России на фоне деградации и монетизации российской традиционной науки.
MOU-сотрудничество: «Китай и Россия подписали более 30 сделок»
В ходе визита делегации Медведева в Китай были достигнуты следующие соглашения, которые не являются сделками как таковыми, и проходят под термином MOU (Memorandum of understanding).
1. российская Роснефть продолжила углубление взаимоотношений с китайскими нефте-газовым гигантом Sinopec. Между Игорем Сечиным и Ван Юйпу был подписан MOU о развитии отношений по проектам газовых месторождений в Восточной Сибири. Речь идет о в освоении ресурсной базы Юрубчено-Тахомского нефтегазоносного кластера.
Ранее было
заявлено, что Китай должен приобрести в этом месторождении и месторождении Русское 49%, взамен Роснефть должна была приобрести долю 30% в ChemChina Petrochemical Corporation, которая курирует деятельность НПЗ в Китае мощностью до 25 млн тонн в год. Эта корпорация в свою очередь получит 73% ВНХК, которой принадлежит дальневосточные НПЗ «Роснефти». Однако стороны, как уже было отмечено выше, ограничились MOU.
2. «Газпром» подписал соглашение с CNPC о строительстве участка трубопровода
«Сила Сибири» через пограничные районы. "По восточному маршруту продолжаются переговоры, обсуждается модель поставок по западному маршруту. Поэтому все эти направления остаются. Появляются, кстати, новые проекты, которые связанны с новыми видами энергоносителей, а также освоением новых рынков, в том числе это проект по Ямалу - это СПГ", -
сообщил премер Медведев.
3. Совместная декларация о намерениях также была подписана между Внешэкономбанком России и Китайским банком развития (второй после Эксимбанка госбанк КНР, осуществляющий кредитование зарубежных проектов). Речь идет о предоставление ВЭБ кредита в размере 10 млрд юаней (1,56 млрд долларов).
4. MOU о расширении взаимодействия был подписан между ЦБ России и Народным банком Китая
5. Аналогичные меморандумы были подписаны на встрече на Конференции по управлению Интернетом в Учжэне, где премьеру Медевдеву подарили шлем виртуальной реальности.
6. Екатеринбург
утвержден как постоянная площадка российско-китайского экспо, первое и второе экспо прошло ранее в Харбине.
7. Объявлено об организации ралли «Шелковый путь», о котором в Пекине
договаривались глава «Газпрома» Миллер и замминистра спорта РФ Юрий Нагорных. Ралли начнется в конце июля 2016 года в Москве.
8. По итогам визита китайские СМИ подтвердили сделку Sinopec и российской нефтяной компании Sibur, в которой китайцы приобрели 10% акций. Сотрудничество преполагает, что Sinopec получит выход на Амурский газово-химический комплекс.
9. MOU был
подписан между российским «Роскосмосом» и китайской Комиссией по навигационной и спутниковой системе. ГЛОНАС и Beidou изучат возможности по совместному применению для мониторинга дорог.
Характер заключенных сделок и подписанных MOU позволяет сделать вывод о том, что большинство проектов, в частности ключевых по строительству скоростных дорог,
проекту «Сила Сибири», сотрудничестве в сфере атома и космоса, авиации, и самое главное удобных для России условий кредитования экономики - находятся на стадии 2013 года, чего нельзя сказать о беспрецедентно усилившихся связях России и Китая в рамках нефтяного сотрудничества между Росфнетью, Сибуром и китайскими CNPC и Sinopec, и рядом структур экспорта оборонной продукции, что говорит о высоком уровне взаимпонимания, достигнутого командой
Владимира Путина и
командой Си Цзиньпина, которые уверено ведут две страны к созданию
единого экономического пространства. Однако этого же нельзя сказать о взаимопонимании между блоком российского правительства и рядом групп в элите Китая
Иван Умин
Источник:
«Южный Китай»