The National Interest предупреждает об опасности для Вашингтона и Брюсселя строить политику в отношении России, исходя из предположений о предстоящей экономической катастрофе.
Два месяца назад ряд высокопоставленных американских чиновников национальной безопасности настаивал, что Российская Федерация вновь стала представлять собой экзистенциальную угрозу интересам США. Сегодня, на фоне падения цен на энергоносители и колебаний экономики Китая, все чаще говорят о надвигающемся крахе самой России или, по крайней мере, перспективе того, что правительство Владимира Путина переживает свои последние дни.
Непрерывное колебание во взглядах - Россия как сильная угроза и Россия, попавшая в тупиковую ситуацию - мешает хладнокровной, рассудительной оценке ее фактических достоинств и недостатков. Основные факты экономических проблем страны не оспариваются большинством людей: от кремлевских министров до громогласных критиков Путина. Однако, остается открытым для интерпретации то, что эти события могут предвещать.
По одной точке зрения, сокращение экономики будет подпитывать широкую общественную оппозицию правительству Путина по мере того, как сотни тысяч россиян окажутся за чертой бедности, а Кремль будет вынужден свернуть модернизацию армии, финансовую подпитку ряда российских регионов и не сможет экономически поддерживать сепаратистов на востоке Украины и режим Башара Асада в Сирии. Более того, некоторые уже начали рассуждать о сочетании массовых общественных протестов и интриг элит, которые поспособствуют завершению президентства Путина.
Соблазнительность подобного рассуждения для западных правительств очевидна. Ожидание того, что рушащаяся экономика России заставит Москву отказаться от посягательств на Украине, а также в считанные месяцы приведет к смене режима в самом Кремле, избавляет западные правительства от обязательств предпринимать что-либо. Западу больше не нужно ничего "делать", но просто ждать российского краха как повторения того, что произошло с Советским Союзом 30 лет назад.
Однако, основывать свою политику в отношении России на предположении о предстоящем экономическом крахе, кажется довольно опасным. Российскую экономику ожидает период чрезвычайного аскетизма, но даже ее сокращение никак не напоминает крах 1990 гг., когда ВВП страны сократился в два раза. Экономику ожидает снижение, но не полный обвал.
Также остается неясным, каким образом жизненные проблемы населения могут привезти к длительным антиправительственным волнениям. Россияне отлично осведомлены об огромных экономических трудностях, переживаемых Украиной в период после Майдана, и что Украина не получила какой-либо существенной помощи для движения по пути процветания, что способно умерить энтузиазм по поводу любого вида революционной деятельности.
Российские СМИ последовательно освещают экономический кризис в Греции и других странах-членах ЕС, намекая, что Россия не получит ничего хорошего в случае удаления Путина, но только столкнется с еще худшими экономическими проблемами, чем сегодня. Учитывая консервативную и не расположенную к риску природу российской политической культуры, ворчание и протесты о существующих трудностях на самом деле не способны привести к политическим переменам.
Также совсем не кажется, что Путин позволит пропасть зря возможностям, которые дает экономический кризис. Подобно Си Цзиньпиню в Китае, российский президент может использовать экономические проблемы для укрепления собственной власти, отправляя членов элиты в отставку. Как мы видели на примере удаления с поста главы РЖД близкого партнера и союзника Путина Владимира Якунина, плохие экономические показатели действительно могут дать Путину возможности для осуществления плана по систематической замене кадров с целью появления молодых талантов. В тоже время ожидаемое попадание Якунина в Совет Федерации говорит о возможном предоставлении "золотых парашютов" тем, кто готов к компромиссу и, в случае своего ухода, получению гарантий сохранения определенного статуса (и иммунитета), что поможет смягчить возможную оппозицию.
"Проблема России" не решится сама по себе. Существуют серьезные стратегии как для взаимодействия, так и для противостояния с Москвой, но они требуют времени, ресурсов и целеустремленности. Поиск незатратного подхода к России, который демонстрировался, с момента начала кризиса на Украине, не решит проблему при помощи азартной ставки на российский экономический коллапс.
Nikolas K. Gvosdev
Источник: "Центр актуальной политики "
Оригинал публикации: "It seems dangerous to base policy towards Russia on assumptions of a forthcoming economic disaster "