Илья Плеханов
Я бы хотел взглянуть на происходящие события шире и не зацикливаться на происках США или угрозе радикальной исламизации. «Арабская весна» - симптом более крупных изменений. По моему мнению, мир радикально меняется. И меняется довольно быстро, по нарастающей. По ладной геометрической прогрессии. Меняется не внешне и даже не столь технологически-демографически-идеологически-геополитически или как там еще принято считать. Основное изменение я вижу в отношении людей к жизни. Абстрактных обычных людей в своей массе, которая иногда принимает черты вполне конкретных личностей то в аэропорте, то в мясной лавке, то на причале, то на дороге или в баре.
Изменение заключается в том, что человечество плюнуло на все общие и личные идеи.
С одной стороны, исчезает вкус к борьбе за большие идеи: за коммунизм, капитализм, счастье, свободу, равенство, братство, американскую мечту, построение социализма или демократии, за массовый выход в космос или мелиорацию всех пустынь, гарантии и справедливость и т.п. Общественные цели у человечества испаряются, как утренняя роса. Не волнуют в этой связи уже и границы, флаги, гимны, регалии, традиции, президенты, атрибуты. Улетучилось к этому историческому багажу былое уважение. Канули в Лету авторитеты. С другой стороны, наблюдается какое-то растущее наплевательское отношение и к личным конкретным интересам у отдельного индивидуума, будь то богатство, создание семьи, благополучие детей, уровень достатка, положение в обществе, выигрыш или накопление миллиона, здоровье или накал впечатлений, секс 5 раз в неделю или адреналин по выходным. Тотальное безразличие к этим вполне человеческим и привычным вещам начинает превалировать на нашей планете. Жить по плану, схеме, колее и с определенной целью становится не столь важно.
Человечество уходит в тотальное «отрицалово». То ли туман, то ли прах витает в воздухе. Главное - не спутать безразличие к идеям с полной жизненной апатией и опусканием рук. Нет. Всю энергию, которая уже не направляется на переустройство мира или перспективной личной бытовой и профессиональной жизни, люди тратят на воплощение в реальность своих сиюминутных желаний, случайных порывов, подсознательной тяги к странным вещам. Все это выливается в вычурные и экспрессивные поступки. Психов и неадекватов в мире становится все больше и больше. Это уже не одиночки, это, тонкий пока, налет безумия на населении. Такое ощущение, что у человечества не так давно вырвали уже с концами некий внутренний стержень и оно начало расползаться, хаотично колышась, как студень, потеряв все ориентиры. Пошло вразнос. В некий веселый шабаш, за которым - ничего. Социум и вертикали распадаются на атомы. Трава дальше не растет. Последние минуты игры. Очарованный взгляд на уходящую из-под ног землю. Или на табуретку. И это касается не только обывателей, но и компаний, правительств, власть имущих. Они уже не строят планы на развитие, не думают о захвате долей на рынке, грабеже ресурсов планеты, о строительстве империй и долгосрочных вкладах, об умном управлении и трезвой оценке, а принимают решения, руководствуясь настроением, прихотями, усталостью, закидонами, эмоциями. Им тоже надоело все до чертиков. Дурацкие поступки, капризы и желание чуток пожить своим маленьким заскелетированным в бриллиантовых шкафах безумием.
В глобальном масштабе нарастает некое презрение обывательских масс к существующим законам как таковым. Отсутствует страх, пиетет, понимание целесообразности, смысла хоть каких-то правил совместной жизни 7 миллиардов зеркал на одной планете. Это не значит, что все скопом сразу бегут нарушать уголовный кодекс, но он потерял моральный блеск и охранительное сияние для среднестатистического гражданина мира окончательно. Рациональные поступки уступают место иррациональным. Дай каждому ракетный ранец и шанс добраться до другой планеты, большинство населения Земли разбежалось бы по Вселенной сломя голову.
Зигмунт Бмауман
Старые политические структуры сегодня не работают, поскольку власть и политика, долгое время существовавшие друг с другом, разводятся. В прошлом между ними было полное соответствие и содействие. Нынешняя глобализация приводит к обратному результату. Власть улетучивается в экстерриториальное киберпространство, а политика остаётся территориальной. Если мы не решим эту проблему, то и предсказывать, каким будет мир через 40-50 лет, можно лишь в негативном плане. Увеличивается разрыв между тем, чем занимаются правительства в демократических странах, и тем, чем живут простые люди.
Вам известно, что миграция - это неотделимый атрибут модерна. Она началась вместе с модерном и продолжается до настоящего времени. Почему? Когда вы строите новый улучшенный порядок, неизбежно некоторые категории людей окажутся лишними, они - отбросы строительства нового порядка.
Ещё одна большая сложность - это кризис самоидентификации. В свое время Жан-Поль Сартр выдвинул концепцию projet de la vie («проект жизни»). Её суть в том, что в раннем возрасте человек выбирает жизненный путь и старается ему следовать. Но сегодня культура, идеология и стиль жизни меняются так быстро, что молодёжь не успевает даже что-то спланировать, а не то что реализовать планы.
Мы находимся где-то в пустом пространстве, переходя из одного места в другое.
Это состояние я называю состоянием «между властью» - inter regnum. Это очень старое понятие, оно родилось в Античном Риме, когда Тит Ливий, историк Древнего рима, писал про первого короля Рима - Ромула. Ромул царил в течении 37 лет, это очень долго. Средняя длительность жизни римлян в это время - около 37 лет. Это значит, что, когда он умер, в Риме жило очень мало людей, которые помнили мир, не содержащий Ромула. Они были выведены из нормальной жизни, не знали, что делать. Они не знали жизни, в которой не было бы Ромула, который говорил бы им, что делать, каковы законы страны, которые нужно соблюдать и т. д. Римляне не имели ни малейшего понятия, кто заместит Ромулуса. Это был первый период междувластия. Он длился, пока второй в истории король Рима не был избран.
В новое время понятие междувластия снова открыли - политические философы, в особенности, итальянский философ Антонио Грамши, вложивший новое содержание в это понятие. В его понимании, «inter regnum» - это не перерыв между одним законодателем и другим, а период, когда привычные и испытанные средства эффективного действия уже не работают, а новых средств и стратегий еще не выдумали. И мы как раз находимся в этом периоде.
У нас нет четкого представления о конечном «пункте назначения», к которому мы движемся.
Казавшийся прочным каркас, на котором держалась плоть истории, разорван на части, и ни один институт - ни на первый взгляд, ни при тщательном рассмотрении - не в состоянии собрать их воедино.
В наше время космических скоростей (используя термин Поля Вирильо) и «информационных магистралей» маршруты вызовов, когда-то территориально привязанные к границам империй/цивилизаций (детально описанные Арнольдом Тойнби), утратили привязку к территориям. Гибриды модернизации не появляются вслед за передвижениями имперских армий и территориальными захватами. Они способны давать всходы в любой части планеты, легко преодолевая огромные расстояния, при этом в каждом случае прослеживаются эндемичные особенности исходной модели «модернити».
Ксенофобия, желание отгородиться от «чужаков» и держать их на расстоянии или вообще избавиться от них раз и навсегда, распространяются и нарастают везде, включая самые неожиданные регионы, которые пребывали в забвении и, казалось, останутся там еще надолго. Нельзя сказать, что эта неприязнь - нет, ненависть - по отношению к иммигрантам и другим «чужакам» появилась ниоткуда. Наше все более раздробленное общество потребителей, не склонное приветствовать человеческую солидарность, порождает конкуренцию, соперничество, стремление доказать свое превосходство, склонность к агрессии, вытеснению и изоляции. Неприязнь по отношению к другим группам и категориям позволяет людям выпустить пар и хотя бы отчасти избавиться от накопленных страхов и злобы - но это также говорит и о ностальгии по утраченному чувству товарищества и солидарности. Линчевание несчастных иностранцев (и сжигание аллегорических изображений страха и ненависти к «другим»), марши с неонацистской символикой и требованием к правительствам выгнать иммигрантов и не пускать новых, расистские манифестации, поджоги петард и потасовки на футбольных матчах - в тесной компании и при поддержке «таких же, как я»… Все это дает теплое и уютное чувство «мы», которое, пусть ненадолго, создает сильное ощущение «праздника солидарности».
Для людей, отягощенных кажущейся непреодолимой неопределенностью, охваченных страхом оказаться брошенными и одинокими, переживающих за собственное бессилие и ничтожность, это действительно «манна небесная». Порция «солидарности по выходным» помогает нам пережить еще одну неделю ее очевидного и болезненного отсутствия. Ваш список стран будет расширяться, пока этот «эрзац солидарности» останется единственным, что способно предложить наше общество тем, кто в этом нуждается.
из
http://navoine.info/