Немного из истории христианства.
В день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Православная Церковь соединяет воспоминание как о самом Кресте (на котором был распят Спаситель), так и события обретения древа этого Креста. В этот праздничный день прославляется Крест, как символ победы Христа над грехом и царством смерти.
Конечно же, важнейший символ христианства (Крест) был хорошо знаком в древнейших религиозных системах, где он являлся символом огня или солнца. Однако, именно христиане превознесли Крест, как спасительное знамение Церкви - наделив его универсальным и космическим смыслом. Хотя, в первоначальной Церкви, чествование Креста и относилось к кругу символов, обрядов и верований хранящихся в тайне от язычников, но благодаря тому, что некоторые ревностные христиане изображали Крест у себя на лбу (благодаря этому их легко узнавали во время гонений) и груди, это дало повод язычникам насмешливо называть христиан - "крестопоклонниками", полагая что они поклоняются Кресту как идолу или фетишу.
Нужно сказать, что до самой эпохи Константина Великого последователи Христа удерживались от изображений Креста, впрочем, отдавая ему должное благочестивое внимание. При раскопках в Риме и Помпеях, встречаются лишь аллегорические изображения Креста (якорь или фигура X) и распятия: Авель, убиваемый Каином, Исаак, приносимый в жертву Авраамом, Моисей, молящийся с крестообразно распростертыми руками, медный змей, пророк Исайя, перепиливаемый пилой, пророк Иона, молящийся с распростертыми руками во чреве кита, еврейский пасхальный агнец и т.д.
Одним из наиболее распространенных символом христиан первых веков была рыба. Рыба вообще играет большую роль в евангельском повествовании. Спаситель неоднократно пользовался образом рыбы и рыбной ловли. Широкое распространение этого символа, имело еще и вот какое значение: пять букв, из которых состоит греческое слово рыба - Ichthus. Пять букв соответствуют пяти словам непосредственно относящихся к вере христиан и Христу. Iesous Christos Theou Uios Soter, т.е. Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель. Образ этот присутствует повсюду: и в стенных росписях, и на саркофагах, и в надгробных надписях, и на отдельных предметах. Маленьких рыбок из металла, камня, перламутра или стекла, христиане носили на шее, подобно тому, как мы носим нательный крест. На этих рыбках встречается слово «спаси» или «да спасешь». Для символического выражения своего учения христиане привлекают и языческие символы и сюжеты греко-римской мифологии (напр. Орфей со свирелью привлекающий к себе всех животных и птиц). Венок (символ победы) обозначал торжество Христа над смертью, корзина с хлебом, означала насыщение всех «труждающихся и обремененных», а Крест и круг символизировали идею спасения. Одним из наиболее популярных и распространенных символов Иисуса Христа - агнец ("как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих". Ис., 53.7). Дело в том, что до конца V в., на Кресте не было изображения распятого Христа (оно появляется только с Vв., как в церковном культе, так и в домашнем обиходе. Но не распятого), а вот агнец помещался рядом. Иногда только близ Креста. Иногда над или под Крестом (как бы готовый к закланию). Была интересная традиция изображать Крест на агнце или над Крестом в окружении других 12 агнцев (апостолов). Наконец, были изображения агнца в центре Кресте, как бы распятого. Этот символ (агнец) был настолько сильно укоренён в сознании христиан, что понадобилось категорическое запрещение Трулльского собора (691-692гг.) на его любое изображение.
C IV в. изображение и употребление Креста в Римской империи становится повсеместным. Сам Константин Великий возложил золотой Крест на гробницу апостола Петра в Риме. В том же веке Крест изображается на монетах императоров Валентиниана и Проба. В V в. император Валентиниан III и его супруга уже носят Крест на своих коронах. Этому способствовали внешние известные события на которых, я остановлюсь весьма кратко.
Взятие Иерусалима Титом в значительной степени изуродовало многие места города, - они подверглись значительному изменению (включая и священные для христиан места распятия и смерти Спасителя). Историк Церкви Евсевий Памфил свидетельствует, что язычники принимали меры к тому, чтобы скрыть и осквернить святые для христиан места; что нечестивые люди с нарочитой безумной целью совершенно изменили вид местности Голгофы и святого Гроба. Святую пещеру они засыпали мусором, вымостили камнем и здесь воздвигли алтарь богини сладострастной любви. Другие историки свидетельствуют, что особенно старались осквернять все святые места идолами и жертвами нечестивый император римский Адриан (117-138 гг.). Воздвигнув на месте разоренного Титом Иерусалима город, он велел засыпать гроб Господень землей и множеством камней, а на той горе, где был распят Спаситель (на «скале Креста»), он построил храм языческой богине Венере. Над Гробом Господним был поставлен идол Юпитеру. Но ни разрушение Иерусалима Титом, ни восстановление его Адрианом не могли так изменить город и святые места, чтобы благоговейно помнившие эти места христиане не узнали бы их, не могли бы их найти. Забавно, что стремления язычников осквернить и скрыть эти места достигли совершенно обратной цели: своими насыпями и сооружениями они отметили их как на карте.
По преданию, в обретении Честного Креста Господня оказал помощь один еврей, по имени Иуда. К евреям, жившим в Иерусалиме, царица Елена обратилась с просьбой указать ей место, где скрыт Крест Господень. Они отказались сделать это, ссылаясь на свое незнание, и только после угроз царицы мучениями и смертью указали на некоего старца Иуду как могущего указать царице это место. Но и Иуда долго не соглашался исполнить требование царицы и только после истязаний привел ее к тому месту, где был насыпан большой холм из земли, мусора и камней и где некогда римский царь Адриан построил капище в честь языческой богини Венеры. Когда разрушили идольский храм, разбросали мусор и раскопали землю, были обретены место Гроба Господня и Воскресения, а также Лобное место - место распятия Христа. Чудесное благоухание указало рывшим землю и присутствовавшим эти места. Вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая была прибита над головой распятого Спасителя.
Что касается судьбы обретенного св. Еленой честного древа Креста Господня, то она, к сожалению, не точна и не вполне определенна. Это древо Креста Господня представляло для христиан столь великую святыню, что они, уже при самом обретении его в большом количестве наполнявшие Иерусалим, не только горели желанием поклониться ему, но, если возможно или удастся, получить и частичку. Действительно, св. Кирилл Иерусалимский (IV в.) свидетельствует, что уже в его время маленькие части Животворящего Креста были распространены по всей земле. Св. Иоанн Златоуст (IV в.) говорит, что «многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают себе на шею». Но не все древо Крестное было унесено таким образом из Иерусалима. Часть обретенного древа Креста и гвозди от него царица Елена послала своему сыну Константину, а остальное было заключено в серебряный ковчег и вручено предстоятелю Иерусалимской Церкви с приказанием хранить для грядущих поколений.
P/S.
Ещё немного по теме (спасибо за наводку
ne_vorobey)
Епископ Василий (Родзянко)Воздвижение Креста ГосподняВИДЕОНас иногда упрекают что мы почитаем крест более того, что он того заслуживает, будучи просто орудием казни и что это не есть что-то, к чему можно, так сказать, обращаться даже в личном отнощении, как это и есть у нас. «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его», - начинается этот псалом. И там молитва, в этой молитве - обращение ко кресту: «О кресте Господень!»