В 1919 году Альфред Розенберг прибыл в Мюнхен как беженец из Советской России. Вскоре он вступил в общество «Туле». Ключом к быстрому вознесению нищего эмигранта, сына сапожника, стал документ, который Розенберг тайно вывез из Москвы. Это были знаменитые «Протоколы сионских мудрецов». Описывая, как «Протоколы» попали к нему в руки, Розенберг рассказывал довольно нелепую историю: «Человек, которого я ранее никогда не видел, вошел ко мне без стука, положил книгу на стол и вышел, не произнеся ни слова». Как и большинство из его предшественников, после первого беглого прочтения «Протоколов» Альфред Розенберг понял, что перед ним довольно грубая фальсификация, но зато в ней содержится динамит. Он не сомневался: если использовать «Протоколы» с умом, то они принесут их владельцу немалую славу и деньги. Розенберг рассчитал правильно. «Протоколы» оказались тем самым материалом, которого очень не хватало немецким нацистам, чтобы показать всему миру, сколь злокозненные замыслы лелеют их «расовые» враги. В поисках поддержки Розенберг обратился к Дитриху Эккарту и вытащил «счастливую карту».
После прихода Гитлера к власти "Протоколы" в Германии приобрели особое значение и за их распространение по всему миру взялись как германские нацисты, так и сочувствующие им организации в других странах. Между 1919 и 1923 годами Розенберг написал, помимо бесчисленных статей, пять памфлетов о всемирном еврейском заговоре(вместе с масонами или без оных), создал краткий перевод работ своего "знаменитого" предшественника XIX века - Гуньо де Муссо, и солидный том комментариев к "Протоколам". Из источников известно, что религиозный фанатизм был присущ Гитлеру на всем протяжении его политической карьеры. Возможно, Гитлеру уже были известны "Протоколы", так как они широко рекламировались в "Ауф форпостен" и часто обсуждались в среде профессиональных антисемитов. Не вызывает сомнения, что в 1923 году,ко времени появления Гитлера на политической сцене, он был уже отравлен ими.В то время, когда Германия проходила через ад великой инфляции,в которой сгинули все сбережения средних слоев и рабочего класса, а заработная плата носила чисто символический характер, Гитлер выдвинул свое объяснение случившейся катастрофе:"В соответствии с "Протоколами Сиона" еврейство должно подчинить себе людей голодом. Вторая революция под звездой Давида [Звезда Давида, или "Маген-Давид", - шестиконечная звезда, образованная наложенными друг на друга треугольниками. Традиционный национально-религиозный еврейский символ. Возникший в древности, до сих пор сохранился в христианских росписях и украшениях церковной утвари. - Прим. ред.] - такова цель евреев в наше время. Первая революция привела к установлению Веймарской республики".
На следующий год в уютной тюремной камере, в которой Гитлер оказался после неудавшегося путча в Мюнхене, он продиктовал свою книгу"Майн кампф" ("Моя борьба"). Большая часть этого сочинения посвящена маневрам, с помощью которых еврейство якобы намерено добиться мирового господства. Он убеждал читателя, будто евреи использовали масонство, чтобы заставить правящий класс служить их целям, и одновременно манипулировали низшими классами с помощью прессы. Капитализм, демократия, либерализм - вот те способы, с помощью которых евреи заставили буржуазию свергнуть аристократию, а пролетариат - буржуазию. Завершив это, евреи теперь культивируют большевизм как способ господства над теми массами, которые привели их к власти.
Ход и логика этих размышлений очевидны: Гитлер приветствовал "Протоколы", хотя Филипп Грейве к тому времени уже доказал, что это фальшивка."Распространение еврейского народа,на котором основано - его существование во все времена, - пишет он в "Майн кампф", - показано самым великолепным образом в "Протоколах сионских мудрецов", которые евреи так ненавидят. "Франкфурт цайтунг" постоянно плачется перед публикой, что "Протоколы" якобы представляют собой подделку; это как раз и является самым надежным доказательством их подлинности.То, что евреи совершают, возможно, бессознательно, здесь находит свое осознанное выражение. Именно это имеет главное значение. Еврейский разум хладнокровно разработал эти откровения. Главное состоит в том, что они раскрывают перед нами с ужасающей достоверностью природу и деятельность еврейского народа и обнаруживают внутреннюю логику и конечные цели. Но реальность объясняет это лучше всего. Тот, кто возьмет на себя труд изучить историческое развитие за последние столетия, учитывая откровения этой книги, сразу поймет, почему еврейская пресса поднимает такой рев. Ибо, когда эта книга становится хорошо известна народу, еврейскую опасность можно считать навсегда побежденной"[Mein Kampf. Munich, 1942, S. 337.].
Несколько лет спустя, когда Германия находилась в тисках великого кризиса,Гитлер объяснял эту всемирную катастрофу точно так же, как и причины инфляции. Герман Раушинг записал его комментарий:"Разумеется, евреи изобрели эту экономическую систему постоянных взлетов и падений,которую мы называем капитализмом, - это гениальное изобретение с искусным,но все же простым, механизмом саморегулирования. Не стоит заблуждаться,- это гениальное произведение дьявольской изобретательности. Экономическая система наших дней - это творение евреев. Она находится под их исключительным контролем.Это - сверхгосударство, установленное ими над всеми государствами мира во всем блеске и славе. Но теперь мы бросили им вызов нашей теорией перманентной революции...Я прочитал "Протоколы сионских мудрецов" - и ужаснулся! Эта вкрадчивость вездесущего врага! Я сразу понял, что мы должны последовать их примеру, но, конечно, по-своему... Поистине, это - решающая битва за судьбу мира.
- Не думаете ли вы, - возразил я, - что вы придаете слишком большое значение евреям?
- Нет, нет, нет! - воскликнул Гитлер. - Невозможно переоценить потрясающее качество евреев как врага.
- Но "Протоколы", - сказал я, - явная подделка... Для меня вполне очевидно, что они никак не могут быть подлинными.
- Почему не могут? - проворчал Гитлер.
Он сказал,что ему абсолютно наплевать, была ли эта история достоверной. Если и не была, ее внутренняя правда была для него более убедительной..."[Н. Rauschning. Hitler Speaks. London. 1939, p. 235-236.]
Следует отметить, что вначале Гитлер всячески избегал в публичных выступлениях даже упоминания о кровавых расправах, но и тогда время от времени он бросал зловещие фразы: "То, что готовится сегодня, будет страшнее мировой войны. Это будет осуществлено на немецкой земле во имя всего мира! Есть только два пути: либо мы станем жертвенным агнцем, либо победителями". Эта выдержка из речи Гитлера, произнесенной в 1923 году и направленной против евреев. Еще более зловещим можно назвать отрывок из "Майн кампф", который ясно предрешал, что будет происходить в лагерях массового уничтожения 20 лет спустя.
На многих страницах "Майн кампф" Гитлер говорит о свержении "мирового еврейства" прямо с апокалипсическим энтузиазмом. Мы уже упоминали, что Сергей Нилус в своем эксцентричном христианстве рассматривал евреев как слуг Антихриста, обреченных на ту же судьбу - на уничтожение в подготовке к тысячелетнему царствованию Иисуса Христа, нисходящего на землю во славе. В "Книге откровения" Антихрист представлен штурмующим небо и сброшенным в ад; вызывает удивление, что Гитлер, презиравший христианство, прибегал к этим древним библейским образам, говоря о судьбе евреев.
"Еврей идет своим фатальным путем, писал он, - до того дня, когда другая сила предстанет перед ним и в могучей схватке сбросит его, штурмующего небо, обратно к Люциферу"[Mein Kampf, S. 751.]. Здесь мы безошибочно угадываем апокалипсический надрыв, который усваивался Гиммлером и его СС. Эти люди в определенные моменты рассматривали уничтожение евреев как необходимую прелюдию к установлению немецкого тысячелетнего царства. 30 января 1939 года он заявил в рейхстаге: "Сегодня я вновь хочу выступить как пророк: если международные еврейские финансовые круги как в Европе, так и за ее пределами добьются вовлечения в мировую войну других народов, то ее исходом будет не большевизация земного шара и победа еврейства, а уничтожение еврейской расы в Европе"[М. Domarus. Hitler, Reden und Proklamationen. 1932- 1945. Band II. Neustadt/Aisch. 1962-1963. S. 1058.].
Эту мысль Гитлер развивал на протяжении всей войны. Он повторил свою угрозу в рейхстаге 1 сентября 1939 года, перед началом вторжения в Польшу. 30 января 1941 года она прозвучала во Дворце спорта в Берлине: "Мне не хотелось бы забывать то обстоятельство, о котором я уже однажды упоминал в немецком рейхстаге 1 сентября 1939 года, а именно: если мир вновь будет погружен в мировую войну, то роль еврейства в Европе будет полностью раскрыта. Они могут насмехаться сегодня, как осмеивали мои пророчества и прежде. Грядущие месяцы и годы докажут, что в этом я также прав"[Ibid, S. 1663.].
В июне 1941 года началось вторжение в Советский Союз и одновременно уничтожение русских евреев. 30 января 1942 года Гитлер с еще большей уверенностью заявлял: "Мы полностью отдаем себе отчет в том, что эта война завершится либо уничтожением арийских народов, либо исчезновением еврейства в Европе. Я уже говорил об этом в немецком рейхстаге 1 сентября 1939 года, - а я никогда не спешу с пророчествами, - что эта война кончится не так, как предполагают евреи, а именно - уничтожением арийских народов. Ее окончательным исходом явится полное уничтожение еврейства"[Ibid. S. 1828-1829.]. В 1942 году лагеря массового уничтожения были созданы в Польше, куда сгонялись евреи из всех стран Европы. В поздравлении по случаю нового, 1943 года Гитлер объявил: "Я повторяю, что надежда международного еврейства на то, что оно уничтожит немецкий и другие европейские народы в новой мировой войне, является самой крупной ошибкой из всех, которые оно совершало за тысячелетие; оно уничтожит не немецкий народ, а самое себя, и в этом сегодня не может быть никакого сомнения..."["Deutschland in Kampf". January, 1943, No 81, S. 45.]
В политическом завещании, которое продиктовано в ночь с 29 на 30 апреля 1945 года (Гитлер застрелился 30 апреля), он вновь настойчиво повторял: "Неправда, что я или кто-либо другой в Германии хотел войны 1939 года. Ее жаждали и спровоцировали исключительно те международные политики, которые были либо евреями, либо защищали их интересы..." И в заключение завещания, в последних написанных им словах, Гитлер призвал элиту немецкой нации к "беспощадной борьбе со всемирным отравителем всех народов, международным еврейством"[См.: H.R. Trevor-Roper. The Last Days of Hitler. London, 1950, p.195, 198.].
Обстоятельства, при которых эти слова были произнесены, показывают, что в определенном смысле они искренни, но все же - как Гитлер мог считать евреев инициаторами той войны, которую он сам развязал? Ответом может служить только предположение, что для Гитлера все, что ограничивало его собственное маниакальное стремление к господству, автоматически воспринималось как часть еврейского всемирного заговора. Эта идея стала центральной для всей его политической деятельности, не исключая периода войны. Любая нация, большая или малая, которая пыталась защитить свою территорию или свои интересы от ненасытных притязаний Германии, тем самым доказывала, что является орудием в руках "сионских мудрецов". По мнению Раушинга, "Протоколы" были для Гитлера основным руководством в осуществлении его политики; в 30-е годы были написаны три книги, которые показывали, как во всех деталях нацистская политика следовала изложенному в "Протоколах" плану. Конечно, такая аргументация может нас далеко увести, но тем не менее это не означает, что она целиком лишена исторической правды. Следует поразмыслить над другими, более недавними по времени заявлениями. "Нацисты, - пишет Ханна Арендт, - начали со лжи о заговоре и, более или менее сознательно, определили свою "позицию" по отношению к тайному обществу "сионских мудрецов"[H. Arendt. The Origins of Totalitarianism. London, 1958, p.366.].
В нацистской Германии "Протоколы" рекламировались официально. Новое партийное издание было снабжено настойчивым призывом к каждому гражданину: "Каждый германец обязан изучить ужасающие откровения Сионских мудрецов и сравнить их с безграничной нищетой нашего народа; сделать необходимые выводы и проследить, чтобы эта книга попала в руки каждому германцу... Мы, германские расисты, должны быть благодарны Провидению, которое осветило наш путь именно в то мгновение, когда все, казалось, было потеряно. Тяжелая борьба ожидает нас. Наша первая задача - дать противоядие душе германского народа и пробудить в ней понимание благородства арийской расы. С Богом - за воскрешение Германии!"[Die Geheimnisse der Weisen von Zion. Munich, Parteiverlag 1933, S. 3, 21.]
"
"Протоколы сионских мудрецов". хорошо продавались - и в отличие от другой "священной" книги Третьего рейха "Майн кампф", - их не только покупали, но и читали. Многие читатели становились фанатичными поклонниками "Протоколов"[F. Bauer. Antinazistische Prozesse und politisches BewuBtsein. - In: Antisemitismus: zur Pathologie der burgerlichen Gesellschaft. Frankfurt am Main, 1965, S. 177.]. Менее чем за два года после прихода Гитлера к власти интеллектуальный и нравственный уровень в Германии упал так низко, что министр просвещения смог объявить "Протоколы" одной из главных книг для чтенияв школах.
На Нюрнбергском партийном съезде 1937 года Геббельс превзошел самого себя: "Европа должна увидеть и распознать опасность... Мы будем бесстрашно указывать на еврея как на вдохновителя и инициатора, наживающегося на этих страшных катастрофах... Смотрите, вот враг планеты, разрушитель цивилизаций, паразит среди народов, сын Хаоса, воплощение зла, демон, который несет человечеству вырождение"[См.: Der Parteitag der Arbeit. Zentralverlag der NSDAP. Munich, 1938. S. 157.].
В октябре 1938 года можно было быть еще откровеннее, и "Дер штюрмер" могла писать о евреях: "Бактерии, паразиты, вредители - их нельзя терпеть. Для того чтобы блюсти чистоту и гигиену, мы обязаны их обезвреживать, убивать"[См.: Bondy. Op. cit., p. 61.]. Гитлер считал свою войну войной "мирового еврейства" против национал-социалистической Германии: когда, началось уничтожение, эта идея постоянно звучала в немецкой пропаганде. Пропаганда, конечно, никогда не рассказывала о массовых казнях и газовых камерах (это было запрещено), но она постоянно подчеркивала, что евреев заставляют платить за войну их собственными жизнями. Любопытный маневр: нацистские вожди пытались вовлечь весь немецкий народ в преступление, не признаваясь в содеянном.
Осенью 1944 года Голокауст [Голокауст ("Катастрофа") - распространенный термин, означающий практику истребления нацистами евреев оккупированной Европы. Прим. ред.] завершился, но пропаганда, не умолкая, твердила о еврейском всемирном заговоре. В августе 1942 года Гитлер и Гиммлер посетили польский город Люблин, чтобы обсудить способы уничтожения евреев с местным начальником СС и СД австрийцем Одило Глобоцником. Когда, один из членов свиты Гитлера спросил, не стоит ли хоронить убитых евреев (а не кремировать), "потому что будущие поколения могут всякое подумать на этот счет", генерал Глобоцник ответил: "Ну, господа, если после нас появится столь трусливое и прогнившее поколение, не способное понять, насколько благой и необходимой была наша работа, тогда, господа, весь национал-социализм напрасен. Напротив, следует установить бронзовые доски с надписями, что это сделано нами - имевшими смелость достигнуть этой гигантской цели". Гитлер согласился: "Да, мой дорогой Глобоцник, именно так и я думаю"[Trials of War Criminals before the Nurnberg Military Tribunal under Control Council Law No 10. Vol.I. U.S. Govemment Printing Office, Washington, p. 866 (deposition of Kurt Gerstein).]. Однажды эсэсовский врач Пфанненштиль (он был также профессором гигиены в Марбургском университете) посетил лагерь уничтожения в Треблинке. Лагерные сотрудники СС устроили банкет в его честь, и в ответной речи доктор сказал: "Ваша работа - величайший долг, долг полезный и необходимый... Глядя на трупы евреев, начинаешь осознавать величие вашей благородной работы"[Ibid., p. 870.].
Это программные слова, свидетельствующие об исключительном феномене. В середине XX столетия в центре цивилизованной Европы существовало огромное количество людей, в которых не осталось ни малейших следов того, что обычно называют совестью и человечностью. Эти инженеры геноцида занимались делом с радостью - и по сей день те из них, кто предстает перед судом, отнюдь не раскаиваются. Этот феномен, конечно, объясняется результатом воздействия многих факторов - и врожденного темперамента, и опыта детства, и позднейшего воспитания. И все же этим людям была необходима идеология, чтобы оправдать свои преступления, и эту идеологию они обрели в "Протоколах" и мифе о всемирном еврейском заговоре.
(По материалам книги Н. Кон "Миф о всемирном заговоре и "Протоколах сионских мудрецов")