Apr 02, 2014 13:03
«А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «Зачем ты меня так сделал»? Так, или примерно так, говорят "знающие" волю Бога. Одним словом, непонимание возводится в добродетель, а законное вопрошание в дерзость и гордыню.
При этом, краеугольный камень, а именно, свободное произволение человека и его пусть ограниченная способность выбора, остается за кадром. Это вообще досадная помеха, поскольку "ведущие" предпочитают видеть "спасаемое стадо" в границе самодостаточного: «Скажи, во что нам верить и мы будем в это верить. Скажи, что нам делать, и мы будем это делать». Но так говорит только раб, что по всей видимости достаточно для современных пастырей, но не достаточно для Иова XXI века. Для современности вообще не достаточно credo quia absurdum ("верую, ибо нелепо") поскольку опыт торжествующего инферно слишком явен, тогда как побеждающая правда, жалостливо обивает пороги богачей и питается жалкими остатками скромного ужина, ищущих её призрачную тень ... бедняков.
Отрицать право любителей награды-воздаяние, я не дерзаю, тем более, что Библия переполнена фразеологией послушных рабом и воплями "смиренных" жрецов. «Так сказал Бог! Я верю в это - и мне этого хватит». Тем более, что и сегодня религиозные вожди, которым очень нравится именно этот расклад и это отношение к Богу, предпочитают этот мировоззренческий ракурс. Считая себя Его посланниками, они во многом по сходному принципу, утверждают свой собственный авторитет и ожидают, что их последователи станут им верными рабами. Рабы не спрашивают. Не ищут причин. Они просто подчиняются, поскольку так проще, а самое главное, что замарачиваться неудобными вопросами не нужно, поскольку слепое послушание (практика разработанная египетско-сирийскими монахами и предназначенная как-бы сейчас сказали, исключительно для внутреннего пользования), априори является залогом небесного спасения.
Те, кто много раз находил в Библии угрозы, вполне естественно могут спросить: «Какая дружба может быть с тем, кто грозит испепелить нас, если мы ослушаемся? Получается, что Бог говорит: «Будьте моими друзьями, или Я убью вас». Конечно, кьеркегоровский "страх и трепет" вполне эффективное ярмо для словесного скота, но при этом очевидный факт того, что никто и никого не может насильно заставить быть другом, далеко выходит за узкие рамки нынешнего благочестия. Может поэтому, современность так бедна настоящими друзьями, переселившимися в виртуальный мир. Мне часто доводилось слышать от сильных мира сего, сетования и горькие слова о предательстве со стороны вчерашних "друзей". Но возможно ли обрести истинного друга, когда ты предстаешь пред ними облаченный в кольчуги власти и с иммунитетом неприкасаемого (забавно, но в древности так называли прокаженных)? Вопрос риторический :)
Итак, люби меня или пеняй на себя? Звучит абсурдно, как и было задумано. И как в таком случае объяснить грозное предостережение третьего ангела из Книги Откровения, если мы к тому же вспомним 15-й стих 15-й главы Евангелия от Иоанна? Стало быть, Бог говорит: «Я больше всего жажду вашей любви и дружбы, но если вы не дадите мне их, я обреку вас на вечную муку». Заманчиво? Убедительно? Или все-таки можно спросить, почему же именно так? Рабы молчат. Спрашивают только истинные друзья. С почтением и уважением, но спрашивают: почему? Конечно, быть рабом Божиим - большая честь. Как чудесно, прожив свою земную жизнь, услышать от Него: «Хорошо! Ты добрый и верный раб». Но сам Бог предлагает нам нечто большее, гораздо большее - быть Его друзьями и понимать Его.
Я думаю, что именно этот призыв не слышится большинством. И знаете почему? Христианские заповеди дружбы с Богом и искренней Любви, даны скорее (в воспитательном смысле) для понимания фактической немощности (даже любовь между людьми обязывает ох...как ко многому, а что тогда говорить о любви небесной), а в духовном дают некие ориентиры для понимания внутренне-естественных "законов" Царства Божия. Христианство по самой своей сути проблематичное и крайне драматичное стояние «ума в Боге» (тот, кто читал преп. Силуана (Афонского) или архим. Софорония (Сахарова) с лёгкостью поймет, что я имею в виду), наполненное невыносимыми для обывателя духовными страданиями в космической битве со вселенским злом, а по сути с самим собой. Один преп. Симеон Столпник чего стоит.
Не справляясь, в большинстве случаев с этим, история христианской Церкви (как и нашей современности) наполнена «смертными грехами и падениями» её членов-рабов. Человечество, в Средние Века, искренне и честно пыталось осуществить неосуществимое. Сейчас, оно просто устало. Однако, здесь мы не хотим принизить лозунг: «Так сказал Бог, я верю в это и этого довольно». Но вот, что Бог говорит: «Я уже не называю вас рабами, ибо рабы просто делают то, что им сказано; но Я называю вас друзьями, ибо хочу, чтобы вы понимали». Добрый и верный раб будет жить в согласии со своим лозунгом, но весьма серьезно воспримет то, что Бог хочет видеть в нем Своего друга.
Размышления после прочтения статьи Грэма Максвелла: "Рабы или Друзья? Другой взгляд на Бога".
размышления