В течение целого месяца разворачивается интрига вокруг разоблачений гомосексуальных домогательств в духовных учебных заведениях РПЦ, обнародованных протодиаконом Андреем Кураевым.
Отповедь о. Всеволода Чаплина, поставившего о. Андрея перед выбором: покаяться в распространении бездоказательных слухов, опорочивших большую часть епископата или покинуть лоно Церкви - вовсе не является разрешением интриги. Суть последней заключалась только в одном: включится ли в ситуацию Следственный Комитет, вышедший с новогодних каникул, или же восстание против «голубого лобби» в РПЦ, возглавляемое команданте Кураевым, так и останется внутренним делом церкви, интересным лишь части медиаактивных верующих.
Дело в том, что сам по себе феномен гомосексуализма в среде епископата - явление вовсе не новое и не интригующее. Оно существует столько же, сколько и сама жреческая каста...
Да и сам Кураев в интервью Slon говорит: "Сам по себе гомосексуализм - это антропологический феномен, то есть его распространение не связано с нациями, образованием или профессией. А церковь - это модель общества. Сколько в обществе будет блондинов - столько же будет и среди христиан. Сколько в обществе будет хромых - столько же будет и у христиан. Так же и с гомосексуалистами: сколько их в обществе - почти такой же процент будет и среди христиан. Поэтому само по себе их наличие в церкви не должно удивлять..."
В этом смысле гораздо более значительным событием является
ожидаемая экстрадиция из Израиля священника Глеба Грозовского, - как в деле Грозовского, так и в гомосексуальных похождениях настоятеля Казанской семинарии - присутствовала педофилия, то есть факт совращения несовершеннолетних. Последнее и является весомой подоплекой современного кризиса РПЦ - а вовсе не вечная тема «небесно-голубых» иерархов, к которой успешно сводят уголовные инциденты.
Цитирую Кураева из интервью Slon: "К тому же эта проблема выходит за рамки внутрицерковных правил. Тут 133-я статья Уголовного кодекса (а именно - «Принуждение к сексуальным отношениям лиц, находящихся в подчинении»). Когда речь идет о семинаристе и проректоре, то такая квалификация совершенно очевидна. Даже если нет физического насилия, есть давление психологическое. Ну а в ряде случаев можно говорить о педофилии, потому что возраст послушников бывает ниже 18 лет".
Актуальная ситуация медийно очень сложна для РПЦ. Дело Грозовского свидетельствует о том, что за "атаку на Церковь" берутся профессионалы. От них уже нельзя будет отмахнуться формулировками типа: "атеисты", "либералы", "околоцерковные маргиналы". Начинается большая игра, в которой, несомненно, последуют громкие и вполне обоснованные скандальные разоблачения. В том числе и самого Первоиерарха, который является крестным отцом священника, обвиняемого в педофилии. Совершенно очевидно, что результатом судебного процесса над Грозовским может стать непосредственно лишение Кирилла той должности, к которой он так стремился многие годы. Причем преемником его в этом случае станет отнюдь не митрополит Илларион, который мог бы гарантировать ему безопасный уход. Понимая масштабы грозящего бедствия, протодиакон Андрей Кураев - которого можно обвинить в чем угодно, но только не в отсутствии медийного чутья и ума - начинает превентивную кампанию с большим разоблачительным потенциалом. Причем, как и всегда, он готовит выигрышные позиции для нынешнего Патриарха. Еще и сегодня Патриарх Кирилл может "оседлать очистительную волну" и выступить Архангелом с сияюшим мечом в руках, отсекающим даже не "голубое лобби", разоблачаемое Кураевым, но педофилов в РПЦ.
Еще не поздно. Тем самым будет отведена угроза внешней очистки. Но, похоже, в Патриархии то ли не верят в масштабы бедствия (возможно, они иначе информированы), то ли не торопятся начать активные боевые действия. Патриарх "держит паузу" - это уже стало традицией...
Протоиерея Чаплина также не назовешь человеком глупым и неосторожным - иначе он не был бы тем, кем сейчас является. Либо у него есть информация от соответствющих органов, что в планы Следственного Комитета не входит "ворошить голубое гнездо". Поэтому он и говорит Кураеву, что все представленные им свидетельства против архигеев - бездоказательные анонимки. А если бы в этих обвинениях и были существенные доказательства, - говорит Чаплин, - это было бы делом церковного суда. То есть, намекает глава ОВЦО, государство в это вмешиваться не будет. Тем более не будет «высекать себя» сам собор гомосексуалистов - на уровне церковного суда.
Но можно предположить и другое. Протоиерей Всеволод имеет прямо противоположную информацию. И в этом случае его включение (при дальнейшей пассивности первого лица) становится игрой в четыре руки против Патриарха.
Речь Кураева - двуострый топор. Если Патриарх решится сесть на коня и "взять Казань" - позиции заранее уже подготовлены Кураевым. Однако если этого не произойдет - то и в этом случае голос Кураева не останется гласом вопиющего в пустыне; он выступит в качестве доноса. И уже не в церковный суд.
Кураев выигрывает в любом случае - и в случае, если Патриарх вскочит на коня, и в случае, если его посадят на осла спиной вперед. В первом случае Кураев будет помогать Патриарху, во втором - следственным органам.
Миссия Чаплина в этой ситуации заключается в том, чтобы затягивать процесс, позволяя Патриарху и дальше «держать паузу».
Несомненно, необходимо учитывать и другие варианты развития событий - продвижение на патриаршество кого-то из близких "государю" неголубых архимандритов - например, игумена Тихона (Шевкунова), которое станет возможным после зачистки "голубого", а точнее педофильского лобби в Патриархии и на которое очевидным образом работают некоторые игроки...
Момент истины приближается. Вместе с подследственным о. Глебом.
Важно заметить, что перевод всех проблем нынешней РПЦ в исключительно "голубую сферу" является и лукавством, и просто ошибкой. Даже если РПЦ решит избавиться от всех голубых архиереев, гомосексуальным останется ее дискурс, ее «система ценностей»...
по материалам
Правая.ру Slon