Если правда, что планеты
Нашему подобны светы,
Конче в оных мудрецы
И всех пуще там жрецы
Уверяют бородою,
Что нас нет здесь головою.
Скажет кто: мы вправды тут,
В струбе там того сожгут.
М. Ломоносов,
из «Гимна бороде» (1757)
Церковь, уверены многие, всегда стояла на пути прогресса.
В Индексе запрещенных книг, введенном в 1571 году, значились Декарт и Спиноза, Гоббс и Юм, Гольбах и Гельвеций, Вольтер и Руссо, Лессинг и Прудон, писатели и энциклопедисты.
Индекс издавался до 1948 года и был упразднен лишь в 1966 году.
В 1864 году, когда мир стоял на пороге научно-технической революции, папа Папа Пий IX выпустил один из самых позорных церковных документов Силлабус, перечень 80 главных заблуждений - свобода науки, социализм, рационализм.
В 1740 году, по инициативе М. Ломоносова, была издана книга Фонтенеля «Разговор о множестве миров». Священный синод признал книгу «противной вере и нравственности», книгу изъяли и уничтожили. Священнослужители тогда спрашивали:
- Если бы планета Марс имела обитателей, то кто бы их крестил?
В 1866 году «за изложение самых крайних материалистических взглядов» был наложен арест на книгу русского физиолога и мыслителя И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», отчасти противоречившую религиозным представлениям о человеке и его душе. Петербургский митрополит Исидор попросил Синод сослать Сеченова «для смирения и исправления» в Соловецкий монастырь «за предерзостное душепагубное и вредоносное учение».
Архиепископ Казанский и Свияжский, ректор Киевской Духовной Академии Антоний (Амфитеатров) называл «дьявольскими» и «богопротивными» железные дороги, газовое освещение и телеграф. Близкие мысли высказывал епископ Леонид (Краснопевков), писавший, что «Железные дороги прямо действуют на мозг. Дороги и телеграфы заставляют голову слишком быстро работать».
Вообще, если говорить об ошибочности и ложности религиозных представлений о мире, природе, космосе, человеке, общественно-социальной организации и т.д., то возникает весьма интересный вопрос: "Что является основной причиной, этой НЕИЗБЕЖНОЙ и ПРЕДРЕШЕННОЙ ошибочности"?
Помнится гениальный М. Лютер как-то сказал: «Разум - это потаскуха дьявола»!
Сильно, ничего не скажешь. Я более, чем уверен, что под этой фразой подписались бы очень многие наши батьки.
Однако, источник конфликта и ошибочности не только в этом. Это только полуправда.
Так в чем же проблема.
Когда-то, тогда ещё молодой дьяк Кураев в своей статье "Христианство и наука", рассказал одну интересную историю.
- Вот, я помню, когда только в семинарию поступил, и читают нам лекцию по истории Троице-Сергиевой Лавры. Отец Андроник ее читает, внук Павла Флоренского.
И вот рассказывает нам историю Лавры и говорит такую фразу: «Братья, вы знаете, в центре Троицкого собора стоит рака с мощами преподобного Сергия». Мы шумим в зале. (Мы здесь уже две недели живем, не то, что этот монах, понимаете ли. Мы всё знаем!). «Батюшка, это неправда! Рака не в центре, она сбоку справа у стены стоит!». «Братья, простите, а что же еще может быть центром Троицкого собора, как не его главная святыня - рака с мощами преподобного Сергия?».
Дальше говорит: «Сам Троицкий собор находится в центре нашей Троице-Сергиевой обители». Мы опять шумим: «Батюшка, не может такого быть! В центре - это Успенский собор, Вы спутали! А Троицкий - он слева, внизу, в уголке там». «Братья, простите, что же может быть центром Троице-Сергиевой Лавры, если не Троицкий собор с мощами Сергия?»
Затем говорит: «Наконец, сама Лавра находится в центре России». Тут мы уже, наконец, сообразили и не бросились к картам вымерять линейкой расстояние до границы - понятно, что речь идет о расстоянии смысловом и о центре смысловом. Понимаете, если мы берем Россию, то центр России географически где? Где-то в Красноярском крае. Но понимаете ли вы, что смысловой центр России - это Москва? А в прошлом веке это был Петербург - вообще пограничный город. И здесь предельно резко было обозначено несовпадение смыслового, человеческого пространства и пространства физического...
Для Церкви, конечно же, человек - это центр Вселенной. Потому что Господь создал весь мир ради человека. На Землю (не на Марс, не на Юпитер) Творец всех миров пришел и стал человеком, а не марсианином («не ходатай, не ангел, Сам же явился еси, Господи»). Этот геоцентризм, антропоцентризм христианства был подвергнут отторжению гуманитарной интеллигенцией ХVI века в пользу мизантропии, и Церковь заступилась за достоинство человека. Нельзя так низко думать о человеке"!
Это и есть источник вечного конфликта!