Русская национальная идея (коммент)

Nov 03, 2013 20:49

Что касается русской идеи, то она оставалась и национальной, и религиозной. Только ее национальные задачи понимались как миссианские, а религиозность исходила из высоких принципов христианской нравственности.

«Эту творческую идею нам не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только русскою, национальною. Она должна выражать русское историческое своеобразие и в то же время - русское историческое призвание. Это идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божьим и самобытен среди всех других народов. И в то же время это идея указывает нам нашу историческую задачу и наш духовный путь…» -И.А. Ильин.

Русская идея зарождалась как идея морального долга и призвания русского народа, его миссии в общечеловеческой истории. Осознание русской идеи как высокой миссии национального долга исключала национализм в любой его форме, представляющий для народа то же, что эгоизм для индивида:
дурной принцип, стремящийся изолировать отдельное существо превращением различия в разделение, а разделение в антагонизм

Каково же призвание России, если русскую идею понимать как идею дружбы народов, идею сверхнациональную и универсальную?
На этот вопрос ответил тот же И.А. Ильин, прежде всего, применительно и тем народам, которые вошли в состав России.
Россия страна многонациональная. «Наше бремя», отмечал И.А. Ильин, есть «бремя народности», разноплеменной, разноязычной, составленной из представителей различных культур и верований. «Мы должны были принять и это бремя: не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь; не задушить иноплеменную и инославную жизнь; а дать всем жизнь, дыхание и великую родину»… «Надо было создать духовную, культурную и правовую родину для всего этого разноголосого человеческого моря; всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство. Но для этого мы должны были прежде всего сами расти, молиться, творить…»

Русский народ, по мнению Н.А. Бердяева, не имеет ничего общего с шовинизмом.
«Национализм у нас всегда производит впечатление чего-то нерусского, наносного, какой-то неметчины… В русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность, неведомая западным народам. Русская интеллигенция всегда с отвращением относилась к национализму и гнушалась им, как нечистью. Она исповедовала исключительно сверхнациональные идеалы».

В доктринах русской интеллигенции отражался всечеловеческий дух русского народа.
История России - история мук и борьбы: от печенегов и хазар до мировых войн ХХ века.
«…хороши мы в данный момент нашей истории или плохи, мы призваны и обязаны идти своим путем, - очищать свое сердце, укреплять свое созерцание, осуществлять свою свободу и воспитывать себя к предметности».  А воспитывать себя к предметности - это значит познать общечеловеческую сущность русской идеи, увидеть свою духовную свободу как предметную цель долга и служения.
-Н.Бердяев

Почаще в данном вопросе нужно обращаться к творениям наших русских философов и идеологов труды которых запрещали изучать и при советской власти и либералы сторонятся как черт от ладана (для них существует лишь один народ мессия-живущий «по закону» (Ветхому Завету), возвеличивая свое превосходство). А мы тут толкуем про какой то русский вопрос напрочь забыв про своих, не побоюсь этого слова, великих философов Бердяева и Ильина.

Аскет

Русский мир

Previous post Next post
Up