Одним из мощнейших аргументов противников экуменизма, является тезис о "ереси папизма". Таким образом, претензии римского первосвященника на абсолютное первенство в христианском мире, является "ахилесовой пятой" в нормальном процессе - сближения и диалога. И действительно, для подобных суждений есть богатая историческая почва.
Современное отрицание православным людом, в отличие от основной массы продвинутых князей церкви, экуменического движения напрямую связано именно с этим фактом. Взаимные упреки, полемическая агрессия, откровенное недоверие - проходят основным лейтмотивом через века и столетия, в этом странном религиозном противостоянии. Понятно, что претензии пап на верховную власть, проистекает с одной стороны из идеи того, что ап. Петр проповедовал и был казнен в Риме, а с другой - политического значения Древнего Рима как столицы и центра тогдашнего мира. В этом смысле, показательно высказывание префекта Рима Претекстата, язычника по вере, адресованное тому же папе Дамасу: "Сделайте меня римским епископом, и я стану христианином". Правда, несмотря на то, что первые римские епископы пусть и не все были святыми, однако церковная история сообщает, что почти все они претерпели мученичество за Христа.
Также понятно, что административно-территориальное соотношение церкви с территориальным делением тогдашней империи вносило значительные коррективы в формирование внешней организации церкви. Впоследствии, христианскими мыслителями создается величественная мифологема - провиденциального значения Римской империи - создавшей блестящие условия, конечно же, порой и не простому, сосуществованию Церкви и государства, а также распространению христианства. Основными характеристиками сформировавшимися к I - IV Римской Империи были:
1) единое лингвистического пространство - латинский язык охватывал даже отдаленную Дакию, до сих пор румынский язык наиболее приближен к латинскому; 2) централизованная власть и единство (вертикаль) бюрократической администрации; 3) единое правовое пространство , уже при Каракалле (211-217) провинции получают римское гражданство; 4) единое коммуникационное пространство (дороги, почта); 5) единая идеология, поддержание «культа силы» и воинского духа. Уже при императоре Каракалле (211-217 гг.), когда провинции получают римское гражданство (опыт, повторённый М. Течер относительно английских колоний), процесс унификации империи можно считать законченным. Впоследствии, когда христианство окончательно получает государственный статус, при Феодосии I указом 381г., законодательно оформляется и единая (кафолическая) религиозная вера.
В Единой империи, существует Единый народ (римляне, а затем ... ромеи) и только одно вероисповедание (кафолическое, т.е. "вселенское" христианство). Такова историософская идея Римского мира. С перемещением Константина Великого на Восток (второй Рим) и созданием новой столицы Константинополя, ситуация в целом не меняется.
Не меняется она и при создании идеи - Третьего Рима.